№ 12-73/2016
РЕШЕНИЕ
город Кумертау 21 апреля 2016 года
Судья Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан Коваленко Л.П.
с участием лица, в отношении которого ведется административное производство, главного инженера ООО «Центральный рынок» Киселева И.П., его защитника Зубакова С.Г.,
лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, старшего государственного инспектора Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе <...> ООО «Центральный рынок» Киселева И.П. на постановление <...> старшего государственного инспектора Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от <...>,
УСТАНОВИЛА:
постановлением <...> старшего государственного инспектора Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от <...> Киселев И.П. привлечен к административной ответственности с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ, - выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, без специального разрешения, а именно за то, что по вине и вследствие бездействия <...> ООО «Центральный рынок» в результате производственной деятельности общества осуществлялись выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников без специального разрешения, а именно газовых котлов для отопления помещений павильонов рынка.
Не согласившись с данным постановлением, Киселев И.П. подал жалобу, в которой просит признать постановление незаконным и отменить, мотивируя тем, что они используют для отопления помещения бытовой газовый котел, приобретенный в розничной торговле, который соответствует техническим условиям и требованиям проектной документации. Указывает, что федеральная служба по экологическому и атомному надзору выдало им разрешение от <...> за <...> на допуск котла в эксплуатацию. Считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства вмененного ему административного правонарушения.
В суде Киселев И.П. и его защитник Зубаков С.Г. просили отменить постановление и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, привели доводы, изложенные в жалобе.
Лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, государственный инспектор Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан А. просила оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Пояснила, что по результатам проверки был установлен факт выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Поэтому в отношении главного инженера Киселева И.П. было вынесено постановление. Наличие выбросов вредных веществ рассчитано на основании методик.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья считает, что жалоба Киселева И.П. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на… юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от <...> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 Федерального закона от <...> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").
В силу требований ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Из исследованных в суде материалов следует, что <...> в период времени с <...> до <...> часов прокуратурой города Кумертау проведена проверка исполнения природоохранного законодательства об охране окружающей природной среды в деятельности ООО «Центральный рынок». Проверка проведена в присутствии <...> Киселева И.П. В ходе проверки в ООО «Центральный рынок» выявлены стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – газовые котлы для отопления помещений павильонов рынка, в результате эксплуатации которых образуются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тем самым котлы оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Указанное правонарушение произошло вследствие виновного бездействия <...> Киселева И.П.
Указанные обстоятельства подтверждаются: постановлением прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от <...>; постановлением <...> от <...> о назначении административного наказания.
Имеющиеся в деле доказательства получили оценку в совокупности. При вынесении оспариваемого постановления старшим инспектором А. правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дана правильная юридическая оценка действиям <...> ООО «Центральный рынок» Киселева И.П., и на основе полного, объективного и всестороннего исследования собранных доказательств сделан правильный вывод о виновности Киселева И.П. в совершении длящегося административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Доводы Киселева И.П. о том, что для отопления используется бытовой газовый котел, соответствующий техническим условиям и требованиям проектной документации, в связи с чем нет доказательств наличия события вмененного ему административного правонарушения, и то, что Федеральная служба по экологическому и атомному надзору выдало разрешение <...> от <...> на допуск в эксплуатацию данного котла, суд считает не убедительными, так как в соответствии с «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» «НИИ Атмосфера СПб, 2005, введены в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004г. <...>) все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В силу требований ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Федеральная служба по экологическому и атомному надзору не осуществляет выдачу разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником. В соответствии с «Административным регламентом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому контролю» (Приказ Минэкологии РБ <...>п от 02.10.2012г.) предоставление государственной услуги осуществляет Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (Минэкологии РБ). Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляют территориальные подразделения Минэкологии РБ – соответственно Мелеузовский территориальный комитет Минэкологии РБ.
Доводы жалобы Киселева И.П. о неподтвержденности материалами дела факта превышения обществом в результате эксплуатации источников загрязнения норм и нарушение условий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, суд также считает несостоятельными. Так, вывод о наличии у ООО «Центральный рынок» стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сделан исходя из того, что обществом осуществляется отопление здания, расположенного по адресу: <...> на основании договора поставки газа <...> от <...>, заключенному с <...> Согласно «Методике определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 30 Гкал в час» (Москва, 1999, утвержденной Госкомитетом РФ по охране окружающей среды) при сгорании газового топлива в котле образуются углерода окись, оксид азота, диоксид азота, бенз(а)пирен. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от сгорания топлива (природного газа) в котле на момент проверки производился посредством трубы, которая в данном случае является стационарным источником с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разрешение на выбросы выдается после проведения инвентаризации выбросов, разработки и утверждения в установленном порядке нормативов предельно-допустимых выбросов.
Доводы Киселева И.П. о малозначительности правонарушения несостоятельны, так как при назначении административного наказания в виде штрафа учитывалось, что правонарушение является длящимся, представляет опасность охраняемым государственным интересам в области охраны атмосферного воздуха.
Нарушений норм материального права, а также процессуальных требований, влекущих отмену оспариваемого постановления при рассмотрении дела старшим государственным инспектором А. не допущено. Наказание назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены постановления от <...> по доводам жалобы Киселева И.П. и его защитника не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
постановление <...> старшего государственного инспектора Мелеузовского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.21 ч.1 КоАП РФ, в отношении <...> общества с ограниченной ответственностью «Центральный рынок» Киселева И.П. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья подпись
<...>
<...>