№ 2-779/17
РЕШЕНИЕ .
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2017 года г. Соль-Илецк
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе:
судьи Нечаевой Т.М.,
при секретаре Анисимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ к территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области, Свешникову А.А., Шариповой А.А. о признании права муниципальной собственности на земельную долю, признанную в установленном порядке не востребованной,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ФИО2 указав, что во исполнение постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса, Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» работникам и пенсионерам <адрес> были предоставлены земельные доли в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № с местоположением: <адрес> и были выданы свидетельства на право общей долевой собственности на землю по № гектаров каждому, в т.ч. ФИО2 На протяжении многих лет собственник земельной долей не распоряжался и не принимал никаких мер по надлежащему использованию земельной доли, находящейся в долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с действующим законодательством администрация МО СП Линевский сельсовет Соль-Илецкого района Оренбургской области составила список невостребованных земельных долей по основаниям, указанным в п. 1,2 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Данный список и извещение о проведении общего собрания участников долевой собственности был опубликован в общественно-политической газете <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. № (№) и на официальном стенде администрации МО Линевский сельсовет Соль-Илецкого района. ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание участников общей долевой собственности <адрес>» признано несостоятельным в связи с отсутствием участников. В связи с тем, что общее собрание не состоялось, постановлением администрации МО СП Линевский сельсовет Соль-Илецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных на территории Линевский сельсовет, в который включен ФИО2, как не передавший эту земельную долю в аренду или не распорядившийся ею иным образом в течение трех и более лет подряд, а также не зарегистрировавший право на указанную земельную долю в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Просил суд прекратить право собственности на невостребованную земельную долю в размере 16 гектар ФИО2 Признать право муниципальной собственности МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области на невостребованную земельную долю ФИО2 площадью № гектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <адрес>, определив местоположение: <адрес>, <адрес>
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ответчик ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из сообщения нотариуса ФИО6, наследственного дела после смерти ФИО2 нет.
Судом принимались меры к установлению наследников, принявших наследство после смерти ФИО2, однако, по представленным сведениям, наследники отсутствуют.
Из информации, представленной Линевским территориальным отделом, Свешников А.А. и Шарипова А.А. являются детьми ФИО2
Определением Соль-Илецкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика ФИО2 на территориальное управление Росимущества в Оренбургской области и к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Свешников А.А. и Шарипова А.А.
Представитель истца Щербакова Т.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом. Представила заявление, в котором указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика Территориального управления Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения исковых требований возражает.
Ответчики Свешников А.А. и Шарипова А.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Представили заявления, в которых указали, что исковые требования администрации признают, наследство после смерти отца не принимали.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему.
Отношения, возникающие в связи с оборотом земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002г. № 101-ФЗ.
Согласно п. 1,2 ст. 12.1 названного Федерального закона закреплено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в п.1 данной статьи.
Невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п.6 ст. 12.1 закона № 101-ФЗ).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности (а в случае не принятия общим собранием участников общей долевой собственности такого решения в течение четырех месяцев - утверждения списка органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка) земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными (п. 8 ст. 12.1 закона № 101-ФЗ).
Судом установлено и следует из представленных материалов, что в границах <адрес>» расположен земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №.
Данный участок образован за счет земельных долей участников долевой собственности.
Установлено, что ФИО2 на основании Указа Президента РФ от 27.10.1993г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» было выдано свидетельство о праве собственности на землю в общей долевой собственности общей площадью № га по адресу: <адрес>
Право собственности ФИО2 на спорную земельную долю в порядке, предусмотренном законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не зарегистрировано. При жизни он указанную долю в аренду не передавал и не отчуждал.
В соответствии с требованиями ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрации МО СП Линевский сельсовет Соль-Илецкого района был составлен список невостребованных земельных долей, в т.ч. земельной доли ФИО2, который был опубликован в общественно-политической газете «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ. № (№ и на информационном стенде администрации муниципального образования Линевский сельсовет <адрес>. Также было опубликовано сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в целях утверждения списка невостребованных земельных долей.
ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание участников общей долевой собственности <адрес>» признано несостоятельным в связи с отсутствием участников. Было подано и принято во внимание № возражения относительно включения их в список невостребованных долей. По результатам рассмотрения возражений земельные доли, принадлежащие ФИО8 (наследник ФИО9), ФИО10, ФИО11, ФИО12 (наследник ФИО13) исключены из списка невостребованных земельных долей.
После публикации Администрацией МО Линевский сельсовет списка невостребованных земельных долей возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных земельных долей в Администрацию МО Линевский сельсовет не поступило.
В связи с тем, что общее собрание не состоялось, постановлением администрации МО СП Линевский сельсовет Соль-Илецкого района № от ДД.ММ.ГГГГ. утвержден список невостребованных земельных долей, расположенных на территории Линевского сельсовета, в который была включена спорная земельная доля.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ответчики Свешников А.А. и Шарипова А.А. наследство после смерти отца ФИО2 не принимали, следовательно, они являются ненадлежащими ответчиками по делу и в удовлетворении иска к ним суд отказывает. Надлежащим ответчиком является территориальное управление Росимущества в Оренбургской области.
Принимая во внимание изложенное и учитывая, что ФИО2 не предпринято мер по регистрации права собственности на земельную долю в установленном действующим законодательством порядке, земельная доля им не использовалась в соответствии с ее назначением более трех лет, он ею не распорядился, что свидетельствует о фактическом отказе собственника от прав на имущество, ответчики Свешников А.А. и Шарипова А.А. данные обстоятельства не оспаривали, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области.
Довод представителя ответчика территориального управления Росимущества в Оренбургской области о том, что Территориальное управление не может быть надлежащим ответчиком, поскольку не представлено сведений о том, что земельная доля не является выморочной, судом не принимается. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти ФИО2, подтверждается материалами дела, что позволяет признать принадлежавшую ФИО2 земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст.12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Согласно ст.1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001г. N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. N 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
При этом п. 50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, устанавливает, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
При таких обстоятельствах, исковые требования Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ к территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ к территориальному управлению Росимущества в Оренбургской области удовлетворить.
Прекратить право собственности ФИО2 на земельную долю в размере № гектар в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Соль-Илецкий городской округ <адрес> на невостребованную земельную долю ФИО2 площадью № гектаров в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № местоположение: <адрес>
В удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ к Свешникову Андрею А.А., Шариповой А.А. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Нечаева Т.М.
Решение суда в окончательной форме принято 11 сентября 2017 года.