2-2461/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 09 ноября 2017 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Бураченок Н.Ю.,
при секретаре Пугач С.К.,
с участием старшего помощника прокурора Промышленного района г.Оренбурга Стахиева АН, представителя истца Бобуек ЕА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиков Кадысева ИФ, Кадысевой ЕИ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Оренбурга к Кадысеву ИФ, Кадысевой ЕИ о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Оренбурга обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что собственниками жилого помещения, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> являются Кадысев И.Ф., Кадысева Е.И.
Заключением межведомственной комиссии, а также актом обследования многоквартирного дома от 24 ноября 2011 года № 301 вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с постановлением администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года №788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда МО г. Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в указанную адресную программу.
Письмом администрации г.Оренбурга от 18 апреля 2016 года ответчику было направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года №1874-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО <адрес>.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ Управление жилищной политики администрации г. Оренбурга направило ответчику уведомление (проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд), согласно которому:
-ответчики уведомлены о принятом администрацией <адрес> решении об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, и каждого расположенного в нем жилого помещения, в том числе принадлежащего на праве собственности ответчику;
-ответчикам предложен способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления ему в собственность взамен изымаемой недвижимости жилого помещения № в <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>м., расположенного в черте <адрес>, после ввода дома в эксплуатацию и государственной регистрации на жилое помещение права собственности муниципального образования <адрес>;
Таким образом, ответчику предложены варианты реализации своих жилищных прав, однако до настоящего времени условия соглашения не исполнены.
С учетом изменения исковых требований истец просит прекратить право собственности Кадысева И.Ф., Кадысевой Е.И. по ? доли за каждым на жилое помещение общей площадью 15,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за МО <адрес> право собственности на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Кадысевым И.Ф., Кадысевой Е.И. на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> по ? доли за каждым.
Выселить Кадысева И.Ф., Кадысеву Е.И. из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Снять с регистрационного учета по месту жительства Кадысева И.Ф., Кадысеву Е.И.
В судебном заседании представитель истца Бобуек Е.А. измененные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Кадысев И.Ф., Кадысева Е.И. в судебном заседании исковые требования признали.
Прокурор Стахиев А.Н. в своем заключении полагал, что исковые требования администрации г.Оренбурга в части выселения ответчиков из спорного жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку последние с данным требованием истца полностью согласны. Между тем, в остальной части исковых требований возражал, поскольку нет спора и вопрос признания права собственности может быть решен в административном порядке, с учетом мнения ответчиков суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано положениями ст.32 ЖК РФ.
Нормы, содержащиеся в этой статье, в развитие положений ч.3 ст.35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения.
В силу ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счёт их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы чч.1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачётом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Судом установлено, что Кадысев И.Ф., Кадысева Е.И. являются собственниками жилого помещения, общей площадью 15,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством государственной регистрации права собственности.
Согласно справке ООО «УК «Центр-ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ ответчики зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Из акта обследования многоквартирного дома, а также заключения межведомственной комиссии дома расположенного по адресу: <адрес> литер А от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Данное заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчиками не оспорено.
В соответствии со ст.14 ЖК РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ, стст.14, 16, 18 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", статьями 9, 33, 34 Устава города Оренбурга постановлением администрации г.Оренбурга от 15.04.2013 г. № 788-п утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования "город Оренбург" на 2013 - 2017 годы".
Целями программы является ликвидация всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ, расположенного на территории муниципального образования "город Оренбург";
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан.
В рамках реализации Программы будет решаться основная задача - переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Срок реализации Программы - с 2013 по 01 сентября 2017 года.
Программа подготовлена на основе анализа существующего технического состояния многоквартирных домов, находящихся на территории города Оренбурга, при условии соблюдения установленного законодательством порядка признания таких домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В целях оказания помощи гражданам и в соответствии с Федеральным законом предполагается участие Фонда, бюджета Оренбургской области и органов местного самоуправления в мероприятиях по переселению из аварийного жилищного фонда путем привлечения на эти цели бюджетных и внебюджетных финансовых средств различных уровней.
Программа разработана в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" для привлечения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств областного бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения, признанного аварийным, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
На основании постановления администрации г. Оренбурга от 15 апреля 2013 года № 788-п «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013-2017 годы» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в данную программу.
Письмом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> разумный срок.
В связи с тем, что ответчик в установленный срок не осуществил снос указанного дома, постановлением администрации г. Оренбурга от 19 мая 2017 года № 1874-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и иных объектов недвижимости для муниципальных нужд» принято решение об изъятии указанного земельного участка для муниципальных нужд и каждого жилого помещения в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности МО г. Оренбург.
Заказным письмом с уведомлением о вручении от ДД.ММ.ГГГГ ответчики уведомлены о принятом решении администрацией <адрес> об изъятии земельного участка, на котором расположен спорный дом для муниципальных нужд. Кроме того им предложен способ обеспечения их жилищных прав путем предоставления взамен изымаемого жилого помещения, помещения по адресу: <адрес>, которое ими не было подписано.
Из разрешения на ввод в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департамент градостроительства и земельных отношений администрации <адрес> осуществил выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию жилого <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №
Согласно распоряжению №-р от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванному жилому дому присвоен адрес: <адрес>..
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., расположена на 12 этаже, имеет назначение жилое, правообладателем является МО город Оренбург.
Таким образом, при предоставлении квартиры ответчику, муниципальное образование действовало во исполнение принятых региональных и муниципальных актов.
Как следует из федеральных нормативных актов, принятых по вопросам переселения граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья, оно должно осуществляться не за счет средств граждан, а за счет бюджетов и специальных внебюджетных источников.
Так, п.4 ст.16 Закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено правило о том, что при приобретении субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья по цене, превышающей установленные этим Законом пределы, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется не за счет средств Фонда, а за счет бюджета соответствующего публичного образования.
Подобное регулирование обусловлено исключительно состоянием жилищного фонда, в котором проживают переселяемые граждане, и учитывает, что их квартиры в аварийных домах могут не иметь потребительской ценности и какой-либо рыночной стоимости, тем более сопоставимой со стоимостью предоставляемого им взамен жилья.
Заключение договоров между муниципальными органами и гражданами при переселении последних из ветхого и аварийного жилья преследует особую социальную цель, в связи с чем к ним не применяются общие правила гражданского законодательства о договорах мены, предполагающие равноценность обмениваемого имущества по его рыночной стоимости.
Равноценность обмениваемых квартир определяется в данном случае сопоставлением их физических и экономических характеристик (местоположение дома, этаж, площадь, количество комнат и т.п.), с тем чтобы предоставляемое жилое помещение не ухудшало жилищные условия переселяемых граждан с учетом их разумных потребностей.
Согласно п. 2. ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Учитывая, что процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная ст.32 ЖК РФ, истцом соблюдена, в качестве способа обеспечения жилищных прав ответчик не возражал против предоставления жилого помещения взамен изымаемого, соответственно, он имеет право на предоставление в собственность благоустроенного жилого помещения, предоставляемое жилое помещение по площади соответствует занимаемой, является благоустроенным, отвечает, установленным требованиям, поэтому требования администрации г. Оренбурга являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Кроме того, ответчики исковые требования признали.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Оренбурга к Кадысеву ИФ, Кадысевой ЕИ о прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Прекратить право собственности Кадысева ИФ, Кадысевой ЕИ по ? доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать за МО г.Оренбург право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <адрес>.
Признать право собственности за Кадысевым ИФ, Кадысевой ЕИ по ? доли за каждым на жилое помещение общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>.
Выселить Кадысева ИФ, Кадысеву ЕИ из жилого помещения по адресу: <адрес>.
Снять с регистрационного учета по месту жительства Кадысева ИФ, Кадысеву ЕИ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Бураченок Н.Ю.
Решение в окончательной форме составлено 16 ноября 2017 года.
Судья Бураченок Н.Ю.