Решение по делу № 2-3113/2015 ~ М-2086/2015 от 31.03.2015

Дело № 2-3113/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июня 2015 года                             г. Калининград

ул. К. Леонова, д. 31

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Мамичевой В.В.,

при секретаре Степаненко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.С.В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Калининградской области о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Ш.С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, обосновав его тем, что в период времени с < Дата > по < Дата > он содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. За время пребывания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области условия содержания в изоляторе не соответствовали требованиям, установленным законодательством РФ, в изоляторе не было необходимого набора помещений и оборудования, предусмотренных Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, утвержденных приказом МВД РФ. Так, камера, в которой он находился, была переполнена, на одно спальное место приходилось по 2-3 человека, в связи с чем он не был обеспечен индивидуальным спальным местом, спать приходилось по очереди. В камере были вши, клопы, тараканы, постельные принадлежности и средства личной гигиены не выдавалось, отсутствовали лампы дневного освещения, раковина, зеркало; из-за отсутствия вентиляции в камере была постоянная сырость и неприятный запах; стены были оштукатурены под «шубу». Туалет в камере не был огорожен ширмой, то есть был без условий приватности. Питание в изоляторе было не полноценным, пищу, которой его кормили, кушать было невозможно, поскольку от нее исходил неприятный запах. В баню выводили 1 раз в 20-30 дней, на три лейки душа приходилось по 15-20 человек, на помывку давалось 10-15 минут. Полагает, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области нарушены требования пожарной безопасности, поскольку отсутствует замер сопротивления изоляции электропроводки, отсутствуют документы, характеризующие техническое состояние электропроводки, сети внутреннего противопожарного водоснабжения не проведены на водоотдачу. Таким образом, условия его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в указанный период времени не соответствовали установленным законом требованиям, причинили ему моральный вред. Просит суд взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей.

В судебное заседание истец Ш.С.В., содержащийся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, не этапировался, поскольку действующим гражданско-процессуальным законодательством не предусмотрено этапирование и доставление лиц, содержащихся под стражей, в судебные заседания для участия в рассмотрении гражданских дел. О времени и месте судебного заседания истец извещен надлежащим образом, также ему разъяснена возможность и право довести до суда свою позицию по всем аспектам рассматриваемого дела путем направления письменных пояснений, а также право участия в деле через представителя.

Представители ответчиков Министерства финансов РФ, УФК по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Направил в суд письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований Ш.С.В. отказать.

Изучив собранные по делу доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст.151 ГК РФ в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст.1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Федеральным Законом от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 21.07.1998, далее ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ) определен порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, гарантии их прав и законных интересов.

Согласно ст.4 ФЗ от < Дата > № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

В ст. 8 Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ указано, что следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности (далее - следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.

Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создавались, реорганизовывались и ликвидировались министром юстиции Российской Федерации и являлись учреждениями, входящими в систему территориальных органов уголовно - исполнительной системы. Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Согласно ст. 16 Федерального закона от < Дата > №103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации подлежали утверждению Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).

В ст.17 Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка, ст.22 указанного Федерального закона закреплено право подозреваемых и обвиняемых на обеспечение бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от < Дата > № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предусматривалось создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предусматривалось предоставление индивидуального спального места, выдача постельных принадлежностей, посуды и столовых приборов. Все камеры подлежали обеспечению средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливалась в размере четырех квадратных метров.

Судом установлено, что Ш.С.В. был осужден Гусевским городским судом Калининградской области < Дата > по ст. 166 ч. 2 п. «а» УК РФ и ему назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы. В соответствии со ст. 70 УК РФ присоединено частично неотбытое им наказание по приговору Гусевского горсуда от < Дата > в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы и окончательно назначено наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы с отбытием наказания в исправительной колонии общего режима (л.д. 18-19).

Постановлением президиума Калининградского областного суда от < Дата > приговор Гусевского городского суда Калининградской области от < Дата > в отношении Ш.С.В. был изменен, из резолютивной части приговора исключено указание на осуждение Ш.С.В. с применением ст.ст. 74 ч. 5 и 70 УК РФ, постановлено считать его осужденным по ст. 166 ч. 2 п. «а» УК РФ к 3 годам лишения свободы. В соответствии с п. 1 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» от < Дата > Ш.С.В. от наказания освобожден, из-под стражи освобожден немедленно (л.д. 20-21).

Как видно из покамерной карточки и сообщения представителя ФКУ ФИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области от < Дата > года, Ш.С.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с < Дата > по < Дата > года, убыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области (л.д. 24-25, л.д. 26).

Из сообщения прокуратуры Центрального района г. Калининграда от < Дата > следует, что обращения Ш.С.В. на условия содержания и неоказание медицинской помощи в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области не поступали и не рассматривались (л.д. 22).

Согласно ответу прокуратуры Калининградской области от < Дата > , сведения об обращениях Ш.С.В. с жалобами на ненадлежащие условия содержания и неоказание медицинской помощи в СИЗО-1 отсутствуют в связи с истечением сроков хранения, установленных Перечнем документов органов прокуратуры РФ с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от < Дата > (л.д. 16).

Из ответа Уполномоченного по правам человека в Калининградской области от 06.05.23015 года следует, что обращений Ш.С.В. на ненадлежащие условия содержания в СИЗО-1 за период с < Дата > по < Дата > не поступало. Кроме того, указанно, что Аппарат уполномоченного по правам человека в Калининградской области образован в марте 2001 года, архивная база ведется только с материал 2003 года (л.д. 23).

Согласно сообщению Медико-санитарной части МВД России по Калининградской области, представить материалы проверок за 2001 год не представляется возможным, так как согласно требований приказа МВД РФ от < Дата > срок хранения актов проверок по контролю санитарного законодательства составляет 5 лет.

Согласно представленным ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области возражениям, лица, содержавшиеся в учреждении, размещались в соответствии с Федеральным законом от < Дата > № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из расчета 4 кв.м. санитарной площади на одного человека. В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы (приказ Минюста РФ от < Дата > № 148) лица, содержавшиеся в учреждении, обеспечивались постельными принадлежностями (матрацем, подушкой, одеялом), постельным бельем (двумя простынями, наволочкой), полотенцем, а также столовой посудой и столовыми приборами (миской, кружкой, ложкой). Для общего пользования в камеры выдавалось мыло хозяйственное, туалетная бумага, предметы для уборки камеры. Камеры учреждения были оборудованы кроватями, столом и скамейками, санитарным узлом, светильниками дневного и ночного освещения и другим оборудованием.

Оконные проемы камер имели стандартные размеры. Конструкция окон позволяла обеспечить доступ свежего воздуха и читать при естественном освещении. В связи с конструктивными особенностями здания учреждения и расположением его в центре города, а также по причине невозможности исключения визуальной и иной связи между камерными помещениями и территорией, прилегающей к режимной зоне, в соответствии с Указаниями по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР от 1973 г. допускалось устанавливать с наружной стороны оконных проемов камерных помещений жалюзийные решетки.

В камерах было предусмотрено рабочее и дежурное освещение. С 06.00 до 22.00 функционировало рабочее освещение, яркость которого соответствовало нормативам сравнительной характеристики зрительных работ малой точности при работе с освещаемыми объектами от 1 до 5 мм (в том числе буквы). С 22.00 до 06.00 функционировало дежурное освещение пониженной яркости. Данный график освещения позволяет сотрудникам учреждения осуществлять контроль за лицами, находящимися в камерах, и не препятствует их нормальному сну.

Стены камер были гладко оштукатурены и покрыты краской. Уборка камер проводилась содержавшимися в них лицами, для чего выдавался хозяйственный инвентарь. Для поддержания санитарного состояния камер еженедельно проводились дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия. Лица, находившиеся в учреждении, не реже раза в неделю проходили санитарную обработку, включающую в себя посещение душа продолжительностью не менее 15 минут со сменой постельного белья.

Лицам, содержавшимся в учреждении, предоставлялась возможность ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа. Прогулочные дворы были оборудованы скамейками для сидения и навесами от дождя.

Документация за 2001 год в архиве учреждения не сохранилась в связи с истечением сроков хранения в соответствии с приказом МВД РФ от < Дата > «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения».

Вместе с тем, указанные Ш.С.В. в исковом заявлении нарушения условий содержания лиц в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области являлись неоднократным предметом рассмотрения в суде, и частично нашли свое подтверждение при вынесении решений.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, подтверждающих доводы о непредставлении ему в период содержания в следственном изоляторе спального места, постельных принадлежностей, постельного белья, гигиенических принадлежностей, качественного питания, несоответствия камер санитарным нормам, как того требуют нормы ч.1 ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено.

Между тем, согласно докладу Уполномоченного по правам человека в Калининградской области "О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2001 год", установлено, что на протяжении последних семи лет следственный изолятор постоянно переполнен в три раза, поэтому его администрация не в состоянии обеспечить выполнение минимальных норм содержания подследственных. При необходимой норме жилой площади в 4 кв. м в следственном изоляторе на одного подследственного приходится менее 1 кв. м. В ходе посещения изолятора Уполномоченным были выявлены следующие недостатки: перелимит спецконтингента (более чем в три раза); нехватка постельных принадлежностей; не все камеры радиофицированы; телевизоры и холодильники практически отсутствуют; время прогулок сокращено; недостаточное медицинское обслуживание.

Также согласно постановлению Европейского суда по правам человека от < Дата > "Дело "Гладкий (Gladkiy) против Российской Федерации" установлен факт переполненности камер учреждения в период времени с < Дата > по < Дата >.

Постановлением Европейского суда по правам человека от < Дата > «Дело "Майзит (Mayzit) против Российской Федерации» установлен факт переполненности камер учреждения в период времени с < Дата > по < Дата >

С учетом изложенного, суд полагает факт переполненности камер изолятора в период пребывания Ш.С.В. под стражей с < Дата > по < Дата > установленным, а требования истца о взыскании компенсации морального вреда законными, однако подлежащими частичному удовлетворению.

Поскольку деятельность ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области финансируется за счет федерального бюджета, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в интересах казны Российской Федерации.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер нарушения прав истца, отсутствие существенных негативных последствий в результате нарушения его прав, срок пребывания истца в изоляторе, а также требования разумности и справедливости, и считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в размере 1000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Ш.С.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Ш.С.В. компенсацию морального вреда в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ш.С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено < Дата > года.

Судья                     подпись         В.В. Мамичева

2-3113/2015 ~ М-2086/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шустов Сергей Викторович
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области
Министерство Финансов РФ
Суд
Центральный районный суд г. Калининграда
Судья
Мамичева Виктория Вячеславовна
Дело на странице суда
centralny--kln.sudrf.ru
31.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2015Передача материалов судье
02.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.05.2015Предварительное судебное заседание
18.06.2015Судебное заседание
22.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2015Дело оформлено
15.04.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее