дело --
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- 26 декабря 2014 года
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Г.,
при секретаре --6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1 к --, администрации Молчановского сельсовета --, третьему лицу Министерству финансов -- о признании пострадавшими --1, --2, --3, --4 в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села --, обязании -- включить их в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества,
УСТАНОВИЛ:
Истица --1 обратилась в суд с указанным заявлением в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: --2, --3, --4, мотивируя тем, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (обильных осадков), на территории Молчановского сельсовета -- дом, расположенный по адресу: --, был поврежден.
Данное жилое помещение принадлежит им на праве собственности, на основании свидетельств о государственной регистрации права от --.
С 2012 года они проживают в данном жилом помещении, в том числе проживали на момент чрезвычайной ситуации в августе 2013 года, что подтверждается справкой сельской администрации и копией паспорта, свидетельствами о регистрации по месту жительства.
В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено – трещины печи, трещины фундамента, размыты внутренние завалинки, от ранее стоявшей воды разрушен погреб, что подтверждается актом обследования жилого помещения, составленного межведомственной комиссией от --.
Она обратилась в администрацию -- с заявлением о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при частичной утрате имущества. Однако, ей было отказано администрацией --, во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи, поскольку не установлена утрата имущества.
Истица просит признать её и несовершеннолетних детей: --2, --3, --4 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села --, обязать -- включить их в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Истица --1 просила рассмотреть дело в её отсутствие, адресовав суду письменное заявление.
Ответчик администрация --, выразила свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагает, что факт утраты имущества не нашёл своего подтверждения в актах и заключении комиссии. Решение по данному вопросу оставляет на усмотрение суда. Представитель ответчика --7 ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ответчик администрация Молчановского сельсовета -- свою позицию по поводу заявленного иска не выразили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Третье лицо – Министерство -- свою позицию по поводу заявленного иска представило в письменном отзыве, указав, что истцу в иске следует отказать, поскольку она не представила доказательств утраты имущества, являющиеся обязательным условием для получения помощи за счет бюджетных средств, наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома не установлены, --5 представленным актам. Представитель по доверенности --8 просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия сторон, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением губернатора -- от -- ---р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением губернатора от -- ---р с -- отменен режим чрезвычайной ситуации, действующий с --.
Распоряжением ---р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующее по --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений вышеуказанные распоряжения являлись действующими, и подлежат применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Факт чрезвычайной ситуации природного характера наводнения, обильного выпадения осадков на территории --, в том числе Мазановского муниципального образования -- подтверждается решением -- от -- комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности администрации -- «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории --».
-- решением -- администрации Молчановского сельсовета комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности с 10.00 часов был введен режим чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета.
В силу ст. 19 ч. 1, 2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
При рассмотрении дел данной категории суд принимает в качестве доказательств любые доказательства, подтверждающие юридический факт (документы, письма, свидетельские показания и так далее).
Истицей представлена справка администрации Молчановского сельсовета --5, которой --1 зарегистрирована по адресу: --. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают: дочь --2, -- года рождения; дочь --3, -- года рождения; дочь --4, -- года рождения. Справка выдана на основании похозяйственной книги -- по Администрации Молчановского сельсовета --.
Факт регистрации истицы и её несовершеннолетних детей в жилой квартире по адресу -- подтверждается представленной копией паспорта --1 (10 03 737747), имеет регистрацию с -- и свидетельствами о регистрации по месту жительства: --2, --3, --4.
Представленный повторный акт администрации -- подтверждает факт подтопления жилого дома, расположенного по адресу --, однако имеется письменное уведомление главы администрации -- от --, --5 которому --1 отказано во включении в список лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, так как не установлен факт утраты имущества. Данное письмо существенно противоречит представленному комиссионному акту.
Комиссионный акт составлен специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории --. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд его признает достоверным и допустимым доказательством.
Таким образом, судом установлено, что истица --1 и её несовершеннолетние дети: --2, --3, --4 на момент чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории муниципального образования Молчановский сельсовет --, проживали по адресу: -- и имуществу по месту проживания в результате стихийного бедствия был причинен ущерб, что подтверждается актом «повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнение, произошедшего со --» от --,--5 которому: поврежденное (утраченное) имущество не выявлено, в подполье вода отсутствует, трещины печи.
--5 исследованному в судебном заседании акту администрации -- от --, был произведен осмотр жилого дома, расположенного по адресу: --, ведущим специалистом юридического сектора администрации -- --9, с целью устранения противоречий в представленных актах, повреждений конструктивным элементам жилого дома в результате подтопления. В результате дополнительного (визуального) осмотра было установлено: отслоение обоев, трещины печи, отслаивание потолочной штукатурки, трещина на потолке над окном, в детской комнате, трещина на потолке в спальне дома, трещины стены дома.
В силу абзаца 7 части 1 ст. 18 ФЗ от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане РФ имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ в соответствии с п.1 ст. 18 ФЗ от -- № 68-ФЗ устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской РФ.
Во исполнение требований ч.2 ст. 18 ФЗ № 68-ФЗ постановлением Правительства РФ от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, постановлением -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
--5 РФ от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Во исполнение п. 6 --5 РФ от -- № -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета».
В целях оказания гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-сентябре 2013 года, и постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, вышеуказанным Постановлением предусматривались выплаты единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества, за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации, и за счет средств дополнительной финансовой помощи, выделенной из федерального бюджета бюджету -- в 2013 году в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, утв. Постановлением -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано утратившим силу в результате принятия -- постановления от -- --.
Вместе с тем на момент возникновения спорных правоотношений Постановление -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
Кроме того, протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления для работы с гражданами, которым может быть оказана финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, а также в целях разъяснения гражданам порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи при утрате имущества.
При этом в силу п.2.3 раздела II данных Методических рекомендаций, финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущества оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС, при условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.
При этом в силу п. 2.1, 2.3 раздела II данных Методических рекомендаций следует, что одним из обязательных условий для признания за гражданином права на получение соответствующей единовременной материальной и финансовой помощи является установление факта постоянного или преимущественного проживания такого лица на территории муниципального образования, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации. Финансовая помощь за частично утраченное имущество (за счет средств областного бюджета - 50 тыс. рублей на семью, за счет средств федерального бюджета - 50 тыс. рублей на человека) оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате ЧС. При условии, что такой жилой дом (жилое помещение), земельный участок с расположенным на нем жилым домом (включая приусадебное хозяйство, огород) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка формируются и утверждаются:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с п.п. «б» пункта 2 --5 РФ от -- -- Правительству РФ было поручено до -- принять решение о выплате за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
В соответствии с п. 3.5 раздела Ш данных Методических рекомендаций - комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение 3 календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения заявителя и составляет акт обследования частного жилого помещения заявителя (для единовременной материальной помощи) по форме, указанной в приложении --а к Методическим рекомендациям МЧС России, в 3 экземплярах; акт обследования имущества граждан (для финансовой помощи) по форме, указанной в приложении --г к Методическим рекомендациям МЧС России), в 3 экземплярах.
Расходы на содержание и выплаты пострадавшим гражданам предусматриваются п. 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда --, утвержденного Постановлением -- от -- --.
--5 порядку использования бюджетных ассигнований резервного фонда правительства --, утвержденного Постановлением правительства -- от -- -- целями создания резервного фонда являются оказание единовременной материальной помощи пострадавшим и (или) семьям лиц, погибших в результате опасных природных явлений, стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожаров, террористических актов и иных чрезвычайных ситуации на территории --, повлекших тяжкие последствия.
--5 приказу управления гражданской защиты и пожарной безопасности -- от -- ---п (в редакции от -- ---п), которым утвержден перечень обосновывающих документов, предоставляемых при выделении средств из резервного фонда --, и Правила оформления обосновывающих документов, предоставляемых для выделения средств из резервного фонда -- к заявке на финансирование мероприятий прилагаются, в том числе список на получение единовременной материальной помощи граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, акт обследования объекта, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, кино-, фотодокументы (при наличии таковых), протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Указанные документы составляются должностными лицами отраслевого структурного подразделения администрации -- или жилищными комиссиями администраций сельских поселений, находящихся на территории --.
Таким образом, на территории -- нормативными актами -- и муниципального образования предусмотрено оказание гражданам материальной помощи в счет компенсации утраченного имущества в результате чрезвычайно ситуации, условием которой является признание гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и включения в список на получение материальной помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что финансовая помощь за частично или полностью утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --, в случае повреждения жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае истица после обследования её имущества соответствующей комиссией была включена администрацией Молчановского сельсовета в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводками на территории Молчановского сельсовета --, имеющих право на получение финансовой помощи. Данный список поступил в министерство пожарной безопасности и гражданской защиты --, которое не утвердило указанный список по причине сомнений в возможностях у сельской администрации установить наличие воды в жилом помещении в ноябре – декабре 2013 года и письмом от -- рекомендовало провести повторное обследование жилых помещений.
На заседании оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности -- было решено рекомендовать главам муниципальных районов создать комиссии районного уровня с привлечением в их состав специалистов органов местного самоуправления поселений, депутатов районного уровня, незаинтересованной общественности и повторно рассмотреть заявления граждан, поступившие в ноябре-декабре 2013 года на оказание финансовой помощи. Комиссиям было рекомендовано провести по каждому заявлению адресные проверки с составлением повторных актов обследования жилых домов (протокол --).
При этом судом было установлено, что администрация -- провела повторную проверку жилого помещения истицы --, составила акт обследования, факт частичной утраты имущества не установила, и не включила истицу и её несовершеннолетних детей в указанный список на получение финансовой помощи.
--5 п.9.2.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от -- -- список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера подписывается руководителем (его заместителем) ОУФМС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) ГУ МЧС РФ по субъекту РФ; руководителем (его заместителем) органа местного самоуправления и утверждается руководителем органа исполнительной власти субъекта.
На основании указанных Методических рекомендаций Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (далее Методические рекомендации от --), --5 пункту 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями от -- (п.п. 3.3, 3.5, 3.6, 3.7) комиссия, созданная местной администрацией в целях определения размера ущерба, в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
После обследования местная администрация принимает решение о включении гражданина в список пострадавших на получение соответствующего вида выплаты (которое является основанием для предоставления помощи) или об отказе в таком включении, а затем формирует списки по рекомендованным формам.
В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка, утвержденного постановлением -- от -- -- министерство пожарной безопасности и гражданской защиты области обеспечивает формирование списков, их согласование в установленном порядке, представляет утвержденные и согласованные списки в течение 5 дней в министерство социальной защиты населения области на электронных и бумажных носителях. Министерство социальной защиты населения области в течение одного дня со дня поступления из министерства пожарной безопасности и гражданской защиты области списков направляет их в соответствующие ГКУ-УСЗН. После получения списка (списков) ГКУ-УСЗН в течение пяти дней с момента их поступления при наличии средств производит выплаты помощи гражданам, включенным в списки, посредством перечисления соответствующих средств на счета пострадавших граждан, открытые в кредитных организациях.
Как следует из Методических рекомендаций от --, местная администрация формирует списки граждан на получение финансовой помощи после обследования ею жилого помещения заявителя и может принять решение о не включении заявителя в список.
Судом установлено, что акт обследования жилого помещения истицы был утвержден главой администрации --, он же принял решение о не включении истицы и её несовершеннолетних детей в указанные выше список.
Из этого следует, что полномочия по составлению списков приняла на себя администрация --, следуя решениям оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите от наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- (протокол --), от -- (протокол --), --5 которым обязанность по составлению списков возложена на администрацию муниципальных районов области.
Учитывая изложенное, администрация -- является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Поэтому суд возлагает обязанность по включению истицы и её несовершеннолетних детей в список на администрацию --.
Судом был исследован технический паспорт на жилой дом --1 расположенный по адресу: --, по состоянию на --, год постройки 1986. В соответствии с техническим паспортом конструктивные элементы жилого дома, зафиксированных повреждений не имеют. Фундамент и стены дома, печь, --5 техническому паспорту отнесены к конструктивным элементам жилого дома. Акты от -- и от -- подтверждают, что имеющиеся повреждения дома произошли в результате его обводнения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
--5 свидетельствам о государственной регистрации права серий: --, --, --, -- от -- --1, --2, --3, --4 на праве долевой собственности принадлежит жилое помещение, общей площадью 59,6 кв. м, расположенное по адресу: --. Право собственности возникло на основании договора купли-продажи от --, дата регистрации -- --. Доля в праве каждого 1/4.
Таким образом, суд приходит к выводу, что --1 и её несовершеннолетние дети: --2, --3, --4 являющиеся собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: --, постоянно проживающие в указанной квартире, а также на период объявления чрезвычайной ситуации на территории --, не имеющим другого жилья пригодного для проживания необходимо признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате прошедших ливневых дождей, сопровождавшихся паводком на территории -- в августе-сентябре 2013 года, и включить их в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей в августе-сентябре 2013 года на территории -- для оказания финансовой помощи за частичное утраченное имущество. Поскольку конструктивным элементам жилого дома, в результате подтопления был причинен ущерб. Совокупность исследованных доказательств соответственно подтверждает статус истцов как пострадавших в чрезвычайной ситуации на территории -- и имеющих право быть включенными в соответствующие списки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление --1, выступающей в своих интересах в интересах несовершеннолетних детей --2. --3, --4, удовлетворить.
Признать --1, -- года рождения; --2, -- года рождения; --3, -- года рождения; --4, -- года рождения, проживающих: --, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года.
Обязать администрацию -- включить --1, --2, --3, --4 в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории -- в августе-сентябре 2013 года для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, находящегося по адресу: Молчаново, --.
Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Судья: Кузнецова Е.Г.