Дело №2-2847/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2016 года г. Барнаул
Октябрьский районный суд г. Барнаула в составе
председательствующего судьи Гладышевой Э.А.,
при секретаре Белокосовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красовского В.Н. к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Красовский В.Н. обратился в суд с иском о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула в предварительном согласовании предоставления истцу в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и утверждении схемы его расположения; возложении на ответчика обязанности провести согласование предоставления земельного участка и утвердить схему его расположения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующие доводы и обстоятельства.
Истец в 1984 году на свои личные средства и путем личного участия возвел и по настоящее время проживает в доме на земельном участке по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 2 Закона Алтайского края от 09.11.2015 г. 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» истец имеет право на предоставление бесплатно в собственность земельного участка, для чего он обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка в его собственность.
В письменном ответе Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцу в удовлетворении поданного заявления отказано, на том основании, что земельный участок расположен границах санитарно-защитной зоны Северного промышленного района и в водоохранной зоне реки Оби.
Красовский В.Н. полагает, что такой отказ органа местного самоуправления является незаконным и нарушает ее права и законные интересы.
Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости в нарушение Закона о кадастре, не внесены и координаты (границы) характерных точек территориальных зон г.Барнаула отсутствуют.
Дом истца находится далеко за пределами границы водоохранной зоны реки Оби, установленной в размере 200 м.
Какие-либо заключения об установлении санитарно-защитных зон на территории земельных участков по адресу: <адрес> Управлением Роспотребнадзора не выдавалось.
Таким образом, спорный земельный участок может находиться в частной собственности.
С учетом характера спорных правоотношений к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, Васильева Н.Н., Скоробогатова Е.В., Красовский С.В.
В судебное заседание истец Красовский В.Н не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть в его отсутствие, направил в суд своего представителя Лопуга В.Ф., который на доводах иска настаивал в полном объеме, ссылались на то, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка по <адрес> в <адрес> противоречит действующему законодательству, так как никаких нарушений норм градостроительного, земельного, водного законодательства самовольным возведением жилого дома не допущено; препятствий к предоставлению земельного участка в собственность не имеется. Напротив, оспариваемым отказом административного ответчика нарушаются права Красовского В.Н. на предоставление земельного участка в собственность.
Представитель ответчика Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула Левкина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ранее возражала против удовлетворения иска, поясняя, что при рассмотрении заявления Красовского В.Н. и принятии решения, комитет действующее законодательство РФ и охраняемые законом права истца не нарушил.
Представитель 3-го лица Комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула, 3-и лица Васильева Н.Н., Скоробогатова Е.В., Красовский С.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с положением «О комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула», утвержденным решением Барнаульской городской Думы №33 от 26 декабря 2008 года, комитет является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере земельных отношений.
Пунктом 3.10 Положения о комитете предусмотрено, что во исполнение основных функций комитет принимает распоряжения об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции по предоставлению земельных участков на кадастровом плане территорий, образованных в результате перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет подготовку схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий и проектов постановлений администрации города об утверждении схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в пределах компетенции администрации города по предоставлению земельных участков.
Согласно п.п.4 абз.1 ст.2 Закона Алтайского края от 02.11.2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок однократно предоставляется бесплатно в собственность граждан, если на земельном участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина, расположен самовольно созданный жилой дом, возведенный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, права на который не были оформлены в надлежащем порядке, при условии, что данный участок может быть предоставлен этому лицу под возведенную постройку в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, и предоставление участка для сохранения постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, а сохранение постройки не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п.1 ст.39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями этой правовой нормы предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, по адресу: <адрес>, расположен жилой дом, являющийся самовольной постройкой, возведенной в 2001 году, о чем свидетельствует технический паспорт, кадастровый паспорт здания, на земельном участке, площадью 650,2 кв.м (согласно технического паспорта), который в установленном законом порядке для строительства и эксплуатации дома не предоставлялся.
Согласно данных технического паспорта, домовладение числится за Красовским В.Н., жилой дом и земельный участок находится у него и членов его семьи в фактическом пользовании.
В целях оформления прав на жилой дом и земельный участок истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному адресу на праве собственности.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения спорного земельного участка и 20.05.2016 направлен ответ, в соответствии с которым основанием для отказа является разработка схемы земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: пункта 6 ст. 11.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно сведениям Комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула земельный участок по адресу: г.Барнаул<адрес> расположен в границах санитарно-защитной зоны Северного промышленного района и в водоохраной зоне реки Оби.
Суд полагает, что решение комитета по земельным ресурсами и землеустройству города является законным и обоснованным.
Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка установлены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ. В частности п. п. 1 приведенной нормы предусматривает, что если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в. п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, то данное обстоятельство является основанием для отказа в согласовании.
В свою очередь в пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В силу п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения правил землепользования и застройки, а также о зонах с особыми условиями использования территории.
Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула, утвержденными решением Барнаульской городской думы от 09.10.2012 года № 834, ответом комитета по архитектуре и развитию г. Барнаула №234-в от 09.03.2016 г., подтверждается, что жилой дом по адресу: г. Барнаул, ул. <адрес> расположен в санитарно-защитной зоне Северного промышленного района и в водоохраной зоне реки Оби, что является нарушением п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 90 названных Правил землепользования установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленные законодательством Российской Федерации со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу подп. 1 ч. 2 ст. 56 того же Кодекса могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно ст. 1 указанного закона факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
Согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007г. N74, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
В соответствии с п.п.2,3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Статьей 90 Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 09 октября 2012 года №834, установлено, что в соответствии с пунктами 5.1 - 5.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
При таких обстоятельствах, образование земельного участка для целей указанных Красовским В.Н. является нарушением вышеприведенных норм градостроительного и земельного законодательства.
Доводы представителя истца об обратно основаны на неправильном
Таким образом, судом установлено, что отказ в предварительном согласовании земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка принят уполномоченным лицом, при этом он основан на вышеуказанном законодательстве, не противоречит ему, и с учетом установленных судом обстоятельств по делу, не нарушает прав истца, в силу чего, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░