Дело №2-1226/2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2011 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего судьи Петроченко Ю.А.
при секретаре Баглае М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора <данные изъяты> к Администрации МО «<данные изъяты> о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с иском к администрации МО <данные изъяты> о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных гидротехнических сооружений по тем основаниям, что на территории МО <данные изъяты> имеются гидротехнические сооружение верхнего пруда и гидротехническое сооружение нижнего пруда на ручье без названия <данные изъяты>, нуждающиеся в ремонте. Указанные гидротехнические сооружения не числятся за какой-либо организацией на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на ином законном основании. Согласно актам Управления Ростехнадзора по <данные изъяты> <данные изъяты>, гидротехнические сооружения верхнего и нижнего пруда на ручье без названия <данные изъяты> нуждаются в ремонте, не перекрыт доступ посторонним на служебный мостик, разрушены железобетонные плиты настила служебного мостика, разукомплектован винтподъемник, разрушены межплиточные швы и железобетонные плиты крепления верхнего откоса, на низовом откосе-выход фильтрационных вод, стенки шахты негерметичны. На гидротехническом сооружении нижнего пруда происходит разрушение бетона оголовка водосборной трубы, гасителя и стенок гасителя, а также межсекционных швов водосборной трубы, смещение секций водосборной трубы относительно друг друга. Согласно выводов комиссии уровень безопасности гидротехнических сооружений на ручье без названия у д<данные изъяты> неудовлетворительный, в связи с чем требуется капитальный ремонт.
Просил суд обязать администрацию МО <данные изъяты> принять меры для постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения верхнего пруда и гидротехнического сооружение нижнего пруда на ручье без названия <данные изъяты> на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по <данные изъяты>
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, пояснив, что отмеченные в иске гидротехнические сооружения постепенно разрушаются и представляют опасность. В силу закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация <данные изъяты> несёт обязанность по постановке бесхозяйных гидротехнических сооружений на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по <данные изъяты>
Представитель ответчика администрации МО «<данные изъяты> исковые требования не признала, пояснив, что вышеуказанные ГТС не находятся в собственности или оперативном управлении администрации и не стоят у неё на балансе.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч.1). Бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится (ч.3). Из содержания абз.1 п. 3 вышеуказанной статьи следует, что обязанность выявлять бесхозяйное недвижимое имущество и ставить их на учет возложена на муниципальное образование. Кроме органа местного самоуправления не имеется других участников гражданского оборота, обладающими такими правами.
Согласно ст.3 ФЗ от 21.07.1997 г. № 177-ФЗ в ред. от 30.12.2008 года «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна водохранилищ и рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных сельскохозяйственных организаций, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращении негативного воздействия вод и жидких отходов.
Согласно актам проверок Управления Ростехнадзора по <данные изъяты> гидротехнические сооружения верхнего пруда и гидротехническое сооружение нижнего пруда на ручье без названия(<данные изъяты>, требуют капитально ремонта водосборного сооружения и находятся на неудовлетворительном уровне безопасности (л.д. 6-13).
Согласно данным Отдела водных ресурсов по <данные изъяты> вышеуказанные ГТС не числятся за какой-либо организацией на праве собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении либо на ином законном основании (л.д.15).
Спорные ГТС в собственности или в оперативном управлении МО <данные изъяты> не стоят, информация о собственнике ГТС отсутствует (л.д. 16).
Согласно ответу Управления Росреестра по <данные изъяты> на запрос суда в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения (л.д.29).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорные сооружения находятся на территории <данные изъяты> являются гидротехническим, находится в аварийном состоянии и является бесхозяйным, не имеет собственника.
Кроме того, по данному делу обязанность по доказыванию законности оспаривания бездействия согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган, который совершает оспариваемое бездействие. Администрация МО <данные изъяты> не представила в суд доказательств того, что ГТС имеет собственника.
Согласно п.8 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Бездействием Администрации МО <данные изъяты>» нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (ч.1 ст. 11 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 18 ФЗ РФ № 68-ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Как усматривается из материалов дела, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежит ГТС, которое в свою очередь может быть поставлено на государственный учет в качестве бесхозяйного только органом местного самоуправления, в данном случае Администрацией МО <данные изъяты>
В этой связи отсутствие собственника ГТС влечет неисполнение установленных обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуацией.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
Поскольку такого рода объект находится в административных границах муниципального образования <данные изъяты> сельское поселение <данные изъяты>, необращение администрации сельского поселения в Управление Росреестра по <данные изъяты> с заявлением о принятии на учет ГТС как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать администрацию МО <данные изъяты> области принять меры для постановки бесхозяйного гидротехнического сооружения верхнего пруда и бесхозяйного гидротехнического сооружение нижнего пруда на ручье без названия (<данные изъяты> на учёт в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий Ю.А.Петроченко