Дело №2-3662/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.
при секретаре Люттиной В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоменя П. Е. к администрации Петрозаводского городского округа о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Хоменя П.Е. обратилась в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что не согласна с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ее семьи из состава участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы по Петрозаводскому городскому округу в связи с достижением истцом возраста № лет. По изложенным в иске основаниям истец просит признать незаконным решение комиссии об исключении ее семьи из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы, устранить допущенные нарушения путем восстановления в списки для получения единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, а также истец просила обязать ответчика предоставить за счет средств федерального бюджета единовременную выплату на приобретение жилого помещения посредством выдачи государственного жилищного сертификата в размере суммы, установленной Правилами предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья, на момент вынесения судебного решения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Истец и ее представитель, допущенный к участию в деле на основании устного заявления, занесенного в протокол судебного заседания, заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление ответчик указывает на необоснованность требований истца.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Хоменя (ФИО4) П.Е. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании ее семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ Решением городской жилищной комиссии просьба удовлетворена, семья ФИО4 составом семьи № человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Хоменя (ФИО4) П.Е. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы. Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья включена в состав участников вышеуказанной подпрограммы по Петрозаводскому городскому округу.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также форма списка молодых семей - участников подпрограммы, на территории Республики Карелия в спорный период были утверждены приказом Министерства строительства Республики Карелия от 13.10.2010 №207 и приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 03.08.2016 № 197.
На основании упомянутых приказов был сформирован список молодых семей исходя из даты включения молодой семьи в состав участников подпрограммы. По сведениям, предоставленным в материалы дела ответчиком на ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 (Хоменя) П.Е. имела порядковый номер по списку №, на ДД.ММ.ГГГГ - № на ДД.ММ.ГГГГ - №.
Решением городской жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а также Приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № семья истца исключена из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы по Петрозаводскому городскому округу в связи с достижением ею возраста полных № лет.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27.05.2010 № 738-О-О, от 19.10.2010 № 1333-О-О, от 29.01.2015 № 122-О, от 29.03.2016 №699-О).
Во исполнение предписаний ст.40 (ч.2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст.2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство РФ постановлением от 17.12.2010 №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подп.«а» п.6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27.05.2010 № 738-О-О и от 15.01.2015 № 3-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пп.20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п.23 Правил).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 27 Правил).
Как уже указывалось ранее, Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также форма списка молодых семей - участников подпрограммы, на территории Республики Карелия утвержден приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 03.08.2016 № 197.
Согласно вышеуказанному Порядку орган местного самоуправления в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список и представляет его в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Список формируется по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку в двух экземплярах, утверждается должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченным на утверждение данного списка. В список включается молодая семья, признанная решением органа местного самоуправления участником подпрограммы. Основаниями для внесения органом местного самоуправления изменений в список является, в том числе достижение одним из членов молодой семьи - участника подпрограммы предельного возраста участия в подпрограмме.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 № 3-О, от 23.04.2015 № 997-О, от 29.03.2016 №699-О) и по достижении предельного возраста участия в подпрограмме должны быть исключены из соответствующего списка.
При таких обстоятельствах доводы истца о том, что на момент постановки на учет семья истца соответствовала требованиям, предъявляемым к участникам Программы, а также о том, что названными Правилами не была предусмотрена возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы по указанному основанию, не могут служить основанием для удовлетворения иска.
Проанализировав обстоятельства дела, изложенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что решение ответчика об исключении семьи Хоменя П.Е. из списка претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением истцом возраста № лет является законным, поэтому исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Хоменя П. Е. к администрации Петрозаводского городского округа оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 15 мая 2018 года