Дело № 2-6710/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2016 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Максимовой Л.А.,
при секретаре Шиманчик К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
У С Т А Н О В И Л:
Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д.6 по ул.Белинского находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Петрозаводского городского округа. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду. Ссылаясь на ст.ст.1, 3, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 3, ч. 3 ст. 8, ст.ст. 12, 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов», п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 г., ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд обязать администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д.6 по ул. Белинского.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснив, что под ликвидацией несанкционированной свалки понимается сбор, вывоз и утилизация отходов. Сам факт наличия несанкционированной свалки на территории Петрозаводского городского округа свидетельствует о неисполнении Администрацией Петрозаводского городского округа возложенных на нее законом обязанностей. Не возражала против предоставления срока исполнения решения суда до 31.08.2016 г.
Администрация Петрозаводского городского округа, извещенная надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, до судебного заседания представила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что полномочия организации по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территорииПетрозаводского городского округа выполнены и реализуются посредством заключения договора с МУП «Автотспецтранс». Статьей 16 ФЗ № 131-ФЗ не предусмотрена обязанность ликвидации несанкционированной свалки. Нарушений прав граждан на благоприятную окружающую среду не представлено. В случае удовлетворения заявленных требований, администрация просила предоставить срок исполнения решения суда до 31.08.2016 г.
Суд, заслушав помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В ходе судебного заседания установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в районе д.6 по ул. Белинского находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Кроме того, принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно требованиям ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских поселений.
Аналогичное положение содержится в ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Пунктом 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается.
Кроме того, Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19 от 24.05.2001 г.) принят Межгосударственный стандарт «классификация, идентификация и кодирование отходов».
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 г. № 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30775-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 01.07.2002 г.
В соответствии с п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом установлено, что согласно акта обследования санитарного состояния территорий общего пользования Петрозаводского городского округа от 29.06.2016г. на территории Петрозаводского городского округа выявлены несанкционированные свалки бытовых и строительных отходов, в т.ч. в районе д.6 по ул. Белинского.
На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована, что не оспаривается ответчиком по настоящему делу.
Доводы администрации Петрозаводского городского округа о том, что обязанности по организации сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов выполнены, не состоятельны, поскольку обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию Петрозаводского городского округа.
В действующем законодательстве отсутствует понятие безопасного отхода, все отходы являются потенциально опасными, что в том числе подтверждается существующей классификацией отходов производства и потребления. В частности, как следует из ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности, а именно: чрезвычайно опасные отходы; высокоопасные отходы; умеренно опасные отходы; малоопасные отходы; практически неопасные отходы.
Кроме того, отходы вне зависимости от класса опасности являются экотоксичными веществами.
Понятие экотоксичности содержится в положениях Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.1989 г., которая была ратифицированная Россией.
Так, согласно положениям указанной Конвенции экотоксичными веществами являются вещества или отходы, которые в случае попадания в окружающую среду представляют или могут немедленно или со временем представлять угрозу для окружающей среды в результате биоаккумулирования и/или оказывать токсическое воздействие на биотические системы.
Таким образом, негативное воздействие отходов производства и потребления на окружающую среду презюмируется.
Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст. 42 Конституции Российской Федерации, реализуя предоставленные ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочия, прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа в срок до 31.08.2016 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе д.6 по ул. Белинского в г.Петрозаводске.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.А. Максимова
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2016г.