Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-283/2021 ~ М-214/2021 от 13.05.2021

Дело №2-283/2021

10RS0014-01-2021-000546-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    посёлок Пряжа     5 августа 2021 года

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,

с участием представителя истца Никулиной А.А. – Круглова М.К.,

при секретаре Волковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никулиной А. А. к Администрации Чалнинского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Никулина А.А. обратилась в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Дорога к дому истца (от дома по <адрес> до дома по <адрес>) находится в неудовлетворительном состоянии. На основании изложенных в иске обстоятельств, Никулина А.А. посит обязать ответчика привести вышеуказанный участок дороги в нормальное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.

В судебном заседании представитель истца Круглов М.К. поддержал изложенную в исковом заявлении позицию.

Истец,    представитель ответчика – Администрации Чалнинского сельского поселения, представители третьих лиц – Администрации Пряжинского национального муниципального района и Совета Чалнинского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.

Истец является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес> входит в состав Чалнинского сельского поселения на основании пункта 65 статьи 3 Закона Республики Карелия от 1 ноября 2004 года №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия».

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено разделение государственной власти в РФ на законодательную, исполнительную и судебную, являющиеся самостоятельными.

В соответствии со статьей 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Частью 1 статьи 130 Конституции гарантируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением: вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Частями 2 и 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу подпункта 5 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью определяет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьями 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Администрация поселения, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия имеет возможность только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете поселения на эти цели (ремонт дорог местного значения). Как муниципальный нормативный акт, бюджет поселения принимается представительным органом местного самоуправления. Бездействие ответчика в области дорожной деятельности в пределах поселения (отказ от строительства испрашиваемой истцом дороги) можно было бы признать незаконным бездействием лишь в том случае, если бы имея выделенные на эти цели средства, Администрация поселения указанные работы не выполнила.

Между тем, как пояснял представитель Администрации поселения в судебном заседании 11 июня 2021 года, денежные средства на ремонт дороги бюджете поселения не предусмотрены.

При таких обстоятельствах понуждение Администрации поселения к ремонту дороги в дер. <данные изъяты> является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12, 130 Конституции Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, тем более что в полномочия суда не входит оценка вопросов необходимости и целесообразности ремонта автомобильных дорог местного значения.

Поскольку выполнение Администрацией поселения своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по ремонту дороги в дер. <данные изъяты> приведет к нарушению требований статей 9, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Выполнение конкретных дорожных работ должно основываться на основных принципах обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе с учетом программно-целевого подхода к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 указанного Федерального закона).

Обязание ответчика осуществить ремонт конкретного участка автомобильной дороги местного значения является, по мнению суда, отступлением от такого программно-целевого подхода.

В связи с этим понуждение ответчика к совершению действий по реконструкции именно этого участка автомобильной дороги не может быть признано правомерным и обоснованным.

То, что имеется необходимость приведения участка дороги в соответствии с требованиями нормативных положений, само по себе не означает незаконность действий (бездействия) ответчика и невыполнение им обязанности, предусмотренной законом.

Учитывает суд и то обстоятельство, что решением Совета Чалнинского сельского поселения от 7 июня 2021 года постановлено провести текущий ремонт дороги по адресу: д<адрес> в августе-октябре 2021 года, в связи с чем в настоящее время не имеется оснований полагать о незаконном бездействии ответчика по настоящему гражданскому делу.

Суд полагает, что определять приоритетные направления развития поселения, в том числе по вопросам дорожной деятельности, должны жители Чалнинского сельского поселения через избранный ими представительный орган местного самоуправления, а потому не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Принципиальная правомерность именно такого подхода к разрешения споров, аналогичных рассматриваемому, обозначена Третьим кассационным судом общею юрисдикции в определении от 12.08.2020

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учитывает, что права иных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, таким решением не разрешаются, поскольку какое-либо новое решение, по-иному определяющее права и обязанности участников гражданского оборота, по сравнению с существующими, при этом не выносится.

При этом отказ в удовлетворении исковых требований об обязании осуществить привести участок дороги в нормативное состояние не тождественен освобождению Администрации поселения от осуществления предусмотренной законом дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

В соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ при отказе в иске расходы по оплате государственной пошлины истцу не возмещаются.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                       А.Ю. Прохоров

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 12 августа 2021 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 13 сентября 2021 года

2-283/2021 ~ М-214/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Никулина Арина Алексеевна
Ответчики
Администрация Чалнинского сельского поселения
Другие
Совет Чалнинского сельского поселения
Администрация Пряжинского национального муниципального района
Суд
Пряжинский районный суд Республики Карелия
Судья
Прохоров А.Ю.
Дело на странице суда
priazhsky--kar.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2021Передача материалов судье
19.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.06.2021Предварительное судебное заседание
26.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
05.08.2021Судебное заседание
12.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2021Дело оформлено
14.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее