УИД 77RS0016-02-2022-020434-90
Дело № 2А – 953/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года адрес
Мещанский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., секретаря судебного заседания фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-953/2022 по административному иску Горлова Александра Александровича в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании предоставить место в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения ГБОУ Школа № 2070 г.Москвы, образовательная площадка № 13 «Далматинец»,
УСТАНОВИЛ:
Горлов А.А. действующий в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту образования и науки адрес о признании незаконными действия (бездействия), обязании предоставить место в группе полного дня дошкольного образовательного учреждения адресМосквы № 2070, образовательная площадка № 13 «Далматинец».
В обосновании требований, указывая на то, что он обратился в Департамент образования и науки адрес в интересах несовершеннолетней фио, паспортные данные, о постановке ребенка на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, и его дочь была поставлена на учет для получения места в ГБОУ Школа № 2070 г. Москвы образовательная площадка № 13 «Далматинец». Однако письмом Департамента образования и науки адрес от 14.04.2022 административному истцу было сообщено, что в выбранном учреждении нет мест и на 2022/2023 г. группы автоматически укомплектованы, в связи с чем административному истцу было предложено место в альтернативном детском саду, однако от посещения альтернативного детского сада истец отказался. При этом указывает на то, что его ребенок обладает правом преимущественного приема зачисления в дошкольное учреждение, так как его старший сын ходит в ГБОУ Школа № 2070 г. Москвы образовательная площадка № 13 «Далматинец». Истец полагает, что поскольку орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности, а его ребенку место не было предоставлено, то административным ответчиком было допущено незаконное бездействие. В связи с чем просит суд признать незаконным бездействие Департамента образования и науки адрес в решении вопроса устройства фио, паспортные данные, в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения адрес Москвы № 2070, в 2022/2023 учебном году; Обязать Департамент образования и науки адрес в течение одного месяца создать и предоставить его несовершеннолетнему ребенку фио Варваое Александровне, паспортные данные, место в группе полного дня муниципального дошкольного образовательного учреждения адрес Москвы № 2070, образовательная площадка № 13 «Далматинец», расположенной по адресу: адрес, адрес.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца по доверенности фио доводы административного иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель Департамента образования и науки адрес по доверенности фио против удовлетворения требований возражал, указал на отсутствие нарушений прав и законных интересов административного истца и его ребенка действиями административного ответчика, пояснил, что в настоящее время ребенок административного истца посещает группу кратковременного пребывания ГБОУ Школа № 2070, кроме того, административному истцу прилагалось место в группе полнодневного пребывания в другом образовательном учреждении от которого истец отказался.
Суд, выслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального, высшего образования, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования в московских городских образовательных организациях согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона адрес от 20.06.2001 N 25 "О развитии образования в адрес" относится к полномочиям органов исполнительной власти адрес в области образования.
В соответствии с п. 1 Положения о Департаменте образования адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N447-ПП, Департамент образования адрес является отраслевым органом исполнительной власти адрес, осуществляющим государственное управление и проводящим государственную политику в сфере образования с учетом региональных социально-экономических особенностей адрес, обеспечивающим функционирование в интересах жителей адрес системы образования и реализацию конституционного права на образование, а также организацию и предоставление государственных услуг в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного, среднего профессионального, высшего образования.
В силу п. п. 4, 2.16, 9.5 вышеуказанного Положения к ведению Департамента образования адрес относится принятие решений об организации предоставления общего образования в государственных образовательных организациях адрес, в этих целях руководитель Департамента в пределах своей компетенции наделен правом подписания правовых актов (распоряжений, приказов) Департамента и осуществления контроля за их исполнением.
Приказом Департамента от 11.02.2011 N 126 утвержден порядок комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования адрес.
В соответствии с приложением к приказу Департамента от 17.12.2013 N 852 "О признании утратившими силу правовых актов Московского комитета образования и Департамента образования адрес" с 17.12.2013 утратил силу Приказ Департамента образования адрес от 11.02.2011 N 126.
При этом, Департаментом приняты Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес и утвержденные руководителем Департамента 14.07.2014 (далее - Временные правила).
Таким образом, правоотношения по обеспечению дошкольным образованием урегулированы Департаментом образования адрес.
Указанными Временными Правилами с 7 ноября 2013 г. был определен порядок регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования адрес..
Указанными Правилами регламентируется процедура направления детей дошкольного возраста на программы дошкольного образования в порядке очередности.
Согласно разделу 3 Временных правил в едином электронном реестре регистрируются заявления законных представителей (родителей), дети которых зарегистрированы органами регистрационного учёта либо по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес. Сведения о регистрации ребенка по месту жительства, либо по месту пребывания в адрес при подаче заявления в электронном виде указываются в заявлении, заполняемом в интерактивной форме, самим заявителем.
Согласно п. 7 Временных правил направление детей на зачисление в дошкольные образовательные организации осуществляются при наличии свободных мест. В случае отсутствия свободных мест в выбранных организациях, заявителю предлагаются свободные места в трёх других организациях данного или смежного районов в доступной близости от места проживания ребёнка. При отказе заявителя или при отсутствии согласия/отказа заявителя от трёх предложенных организаций изменяется желаемая дата поступления на 01 сентября следующего календарного года с сохранением даты постановки на учёт.
При этом ни одним из пунктов Временных правил не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, а представление места в ДОУ поставлено в зависимость от даты постановки на учет и количества претендентов, имеющих аналогичные гарантии.
В ходе судебного заседания установлено, что Горлов Александр Александрович являясь отцом несовершеннолетней фио паспортные данные, в установленном порядке на интернет ресурсе автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательное учреждение» 19.11.2019 подал заявление на зачисление фио в государственную образовательную организацию системы образования адрес, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Заявление Горлова А.А. принято и ему присвоен номер №4510 0028 2699 8536 от 19.11.2019г. Заявителем, указаны желаемые дошкольные образовательные учреждения: ГБОУ Школа № 2070 (приоритетное), дополнительные образовательные учреждения административный истец не указывал. фио. зарегистрирована в электронную очередь для поступления в дошкольную группу указанного учреждения.
Административный истец обратилась в Департамент образования и науки адрес с заявлением в котором просил предоставить место его ребенку в выбранном им дошкольном образовательном учреждении.
Письмом Департамента образования и науки адрес от 14 апреля 2022 года административный истец был проинформирован, что в выбранном им учебном году в выбранных образовательных организациях свободных мест нет. В связи с отсутствием мест в выбранной истцом образовательной организации, его ребенку было предложено место в группе полного дня ГБОУ Школа № 1980 с сохранением даты постановки на очередь в ГБОУ Школа № 2070.
Однако от предложенного его ребенку места в группе полного дня ГБОУ Школа № 1980 административный истец отказался.
04 мая 2022 административный истец направил жалобу в прокуратуру адрес на действия Департамента образования и науки адрес.
Ответом Департамента образования и науки адрес от 10.06.2022 г. № 01-55/02-5780/22 административный истец был проинформирован, что группы полного дня БОУ Школа № 2070 укомплектованы. Места в дошкольных группах ГБОУ Школа № 2070 по мере освобождения будут предоставляться детям в соответствии с датой постановки на очередь и наличием льгот. В целях реализации права на получение дошкольного образования Департаментом для младшего ребенка истца было предложено временное место в группе полного дня другой ближайшей организации (с сохранением даты постановки на очередь в выбранную образовательную организацию). Согласия истца получено не было. Также Департаментом было предложено временное место в группе полного дня ГБОУ Школа № 1532 с 01.09.2022 (с сохранением даты постановки на очередь в ГБОУ Школа № 2070). Кроме того, данным письмом административный истец был проинформирован что на основании решения административного истца для его ребенка предоставлено место в группе кратковременного пребывания ГБОУ Школа № 2070.
Согласно данным комплексной автоматизированной информационной системы «Зачисление в образовательные учреждения» Департамента образования адрес несовершеннолетняя фио паспортные данные, направлена в дошкольную группу кратковременного посещения ГБОУ Школы № 2070, что подтверждается выпиской из АИС «Зачисление в ОУ» 1.0 по состоянию на 16.09.2022 и не оспаривается Административным истцом.
Проанализировав представленные доказательства, и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что незаконного бездействия Департамента образования и науки адрес в судебном заседании не установлено, поскольку действия Департамента по предоставлению места в дошкольном учреждении ребенку административного истца полностью соответствуют положениям Временных правил, и прав административного истца не нарушают. Ребенку административного истца предоставлялись места в дошкольных образовательных организациях в доступной близости от места проживания ребенка, не предоставление места в группе полного дня выбранном административным истцом дошкольном учреждении вызвано отсутствием там свободных мест. При этом само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка заявителя.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием), и бремя доказывания данного обстоятельства лежит на заявителе.
Заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что детский сад не может быть укомплектован с нарушением требований СанПиН 2.4.1.3049-13, в соответствии с которыми количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой комнаты - для групп раннего возраста (до трех лет) - не менее 2,5 квадратных метров на одного ребенка и для дошкольного возраста (от трех до семи лет) - не менее 2 квадратных метров на одного ребенка, и реализация права несовершеннолетнего ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, а также то, что ответчик истцу в предоставлении мест в дошкольном образовательном учреждении не отказывал, предлагал временные места ребенку истца, в соответствии с требованиями закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 174 -177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № 2070 ░.░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № 13 «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░