УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Петрова И.И. Дело № 33-4447/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 1 декабря 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.,
при секретаре Абросимовой А.В.
с участием прокурора Холодилиной Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1383/2020 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2020 года, с учетом определений того же суда от 29 сентября 2020 года об исправлении описки, по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Засвияжского района
г.Ульяновска в интересах Ильинцевой Зои Николаевны удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства
семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской
области в пользу Ильинцевой Зои Николаевны расходы на приобретение
лекарственных препаратов в размере 955 руб. 00 коп.
В
удовлетворении исковых требований к ответчикам
Министерству здравоохранения Ульяновской области, Департаменту
Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия
Ульяновской области в городе Ульяновске – отказать.
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Засвияжского
района города Ульяновска, действуя в интересах Ильинцевой З.Н., обратился в суд
с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Ульяновской области о
возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование иска указал, что Ильинцева З.Н., *** года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника №4» с диагнозами: *** В ходе прокурорской проверки установлено нарушение права истицы на льготное обеспечения лекарственными средствами в соответствии с законодательством о реабилитации жертв политических репрессий.
Лечащим врачом Ильинцевой З.Н. были выписаны льготные рецепты на препараты: *** Однако, по указанным рецептам препаратами истица обеспечена не была. Она была вынуждена самостоятельно приобрести данные лекарственные средства, на что ею затрачено 1910 руб., что подтверждается чеком.
Поскольку истица имеет право на получение лекарств с 50% скидкой, то, в данном случае ответчик должен возместить ей 50% стоимости приобретенных лекарственных препаратов, что составляет сумму 955 руб.
Просил
взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Ильинцевой
З.Н. расходы на приобретение лекарственных препаратов в общем размере 955 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4», ООО «Виктория», ООО «Фармацевтическая компания», УОГКУСЗН «Единый областной центр социальных выплат».
Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора. В обоснование жалобы, ссылаясь на нормы действующего законодательства, обращает внимание суда на то, что компенсация гражданам расходов за приобретенные лекарственные средства в случае их отсутствия в аптечной сети законодательством не предусмотрена. Указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», обязанность заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, а так же обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе путем проведения контрольных мероприятий возложена на Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует
из материалов дела, Ильинцева З.Н. наблюдается в поликлинике с диагнозами: ***
Истице 02.09.2019 в связи с указанными заболеваниями лечащим врачом были выписаны льготные рецепты на получение с 50% скидкой следующих лекарственных препаратов: ***.
Указанные лекарственные препараты с 50% скидкой истица должна была получить в аптеке № 121 АО «УльяновскФармация» по ул.Камышинская,42 в городе Ульяновске.
При этом согласно сведениям АО «УльяновскФармация» в аптеку №121 13.09.2019 поступили лекарственные препараты ***, а лекарственные препараты *** отсутствовали.
07.09.2019 Ильинцева З.Н. за счет собственных средств
приобрела лекарственные препараты: *** на сумму 1910 руб.,
что подтверждается документально.
Полагая нарушенными права Ильинцевой З.Н. на льготы, установленные законодательством о реабилитации жертв политических репрессий, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Ильинцева З.Н. является лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки в соответствии со статьей 16 Закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
В силу ст. 16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Законом Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» установлены меры социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ульяновской области, в числе которых реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 4 названного Закона реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе право на оплату приобретаемых по рецептам врачей (фельдшеров) лекарственных препаратов, включенных в ассортимент лекарственных препаратов, применяемых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, в размере 50 процентов цены указанных лекарственных препаратов.
Согласно ст. 8 Закона Ульяновской области от 29 сентября 2015 года № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, устанавливаются Правительством Ульяновской области.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области (статья 9 названного Закона области).
Во исполнение Закона Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» Правительство Ульяновской области постановлением от 21.01.2016 № 12-П утвердило Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривающих оплату отдельных товаров (работ, услуг) в пониженном размере.
Указанный Порядок определяет механизм возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 1, 7, 8 и 10 статьи 2, пунктами 3, 5 и 9 части 1 статьи 3, пунктами 4, 6, 9 и 13 части 1 статьи 4 названного Закона Ульяновской области.
Так, меры социальной поддержки предоставляются на заявительной основе по предъявлении гражданином документа установленного образца, подтверждающего право на получение соответствующей меры социальной поддержки.
В силу п.п. 2 п. 4 Порядка возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется на основании договоров, заключенных между территориальным органом уполномоченного органа (далее - территориальный орган), государственным казенным учреждением социальной защиты населения Ульяновской области, уполномоченным на реализацию бюджетных и иных средств, направляемых уполномоченным органом на оказание мер социальной поддержки населению (далее - центр социальных выплат), и аптечными организациями.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что организации, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, в соответствии с условиями заключенных с ними договоров на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячно с 5 по 15 число месяца, следующего за месяцем, в течение которого ими были предоставлены меры социальной поддержки, обеспечивают формирование и представление в территориальный орган списков (на бумажных и электронных носителях) граждан, которым были предоставлены меры социальной поддержки, а также документов, подтверждающих объемы финансовых средств, подлежащих возмещению (аптечные организации, областные медицинские организации, иные медицинские организации, операторы коллективного приема телевидения).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с возмещением расходов при предоставлении мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели в областном бюджете Ульяновской области (пункт 12).
Главным распорядителем средств, направляемых на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, является уполномоченный орган (пункт 13).
Согласно пп.2 п.14 Порядка Уполномоченный орган зачисляет средства, направляемые на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки на лицевой счет центра социальных выплат, открытый в Министерстве финансов Ульяновской области, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета Ульяновской области.
В свою очередь, Центр социальных выплат в течение месяца осуществляет расходование средств путем их перечисления со своего лицевого счета, открытого в Министерстве финансов, на лицевые счета аптечных организаций, областных медицинских организаций, иных медицинских организаций, операторов коллективного приема телевидения (пп.1 п.15).
Как установлено судом, Ильинцева З.Н. по выданному ей лечащим врачом льготному рецепту с 50-процентной скидкой лекарственными препаратами была обеспечена не в полном объеме ввиду отсутствия их в аптечных учреждениях, в связи с чем была вынуждена приобрести их по полной стоимости на общую сумму 1910 руб.
Факт нуждаемости истицы в вышеназванных лекарственных препаратах подтвержден медицинскими документами, выписанными льготными рецептами.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Применение истицей вышеуказанных препаратов необходимо
ежедневно ввиду наличия у нее соответствующих заболеваний, в связи с чем вывод
суда первой инстанции об обоснованном приобретении Ильинцевой З.Н.
вышеуказанных лекарственных средств на
общую сумму 1910 руб. является верным.
Вопреки доводам жалобы районный суд правомерно отнес к убыткам расходы истицы на приобретение лекарственных препаратов: *** на сумму 1910 руб., взыскав с Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в ее пользу 955 руб., с учетом наличия у истицы льготы на 50-процентную скидку на медицинские препараты, выписываемые по рецептам врача.
Доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны его возражениям на исковые требования, которые рассмотрены судом в полном объеме, основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 июля 2020 года, с учетом определений того же суда от 29 сентября 2020 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи