Мотивированное решение по делу № 02-2208/2020 от 16.03.2020

                                                                                     Дело 2-2208/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

10 августа 2020 года                                                                              г. Москва

Судья Никулинского районного суда г.Москвы Шайхутдинова А.С., при секретаре Богдановой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и неопределенного круга лиц, к ООО «Татнефть-АЗС-Запад» о приостановлении деятельности,

                                        

УСТАНОВИЛ:

 

Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ; обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до изменения вида разрешенного использования с «для индивидуального жилищного и иного строительства» на «заправка транспортных средств» и до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.  В обосновании указано, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами ***  и*** . Установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Запад» на данных участках осуществляет деятельность по продаже нефтепродуктов. Вместе с тем, данные земельные участки расположены в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров» и, вопреки требованиям закона, вопросы осуществления социально-экономической деятельности на территории охранной зоны ответчиком до настоящего времени не согласованы. Кроме того, ответчиком осуществляется деятельность по заправке транспортных средств на земельном участке*** , вид разрешенного использования которого «для размещения стационарной АЗС» без перевода его в соответствующую категорию земель и изменения вида разрешенного использования.

Представитель истца, третьего лица  ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров»  на судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика в удовлетворении требований просил отказать.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ПАО «Татнефть», Министерство природных ресурсов и экологии РФ на судебное заседание не явились, извещались судом.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» является собственником земельного участка с кадастровым номером*** , расположенного по адресу: ** категория земель:*** .

На земельном участке с кадастровым номером *** расположено нежилое здание - автозаправочная станция***  на данном земельном участке ООО «Татнефть-АЗС-Запад» осуществляет деятельность по заправке транспортных средств.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Основным принципом земельного законодательства, установленным пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.

На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно статьям 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.

Во исполнение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом 540, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

Пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

Принципами, на которых основан Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, являются принципы, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации:

- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, использование помещений в здании касается не только вопроса об использовании объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором он расположен.

В этой связи осуществление на земельном участке деятельности, связанной с заправкой транспортных средств (*** ), в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, осуществление на земельном участке кадастровый номер ** деятельности, связанной с заправкой транспортных средств (***), не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка и связано с необходимостью принятия мер, направленных на внесение необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка.

Также из материалов дела следует, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» является собственником земельного участка с кадастровым номером***, расположенного по адресу:*** , категория земель не установлена, вид разрешённого использования «для размещения стационарной АЗС».

На земельном участке с кадастровым номером ***расположено нежилое здание - автозаправочная станция **.

В ходе проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области *** года установлено, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» осуществляет деятельность по продаже нефтепродуктов (данный факт ответчиком не оспаривался) на земельных участках с кадастровыми номерами *** и *** , на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», при этом согласование социально-экономической деятельности ответчиком не получено.

Не соглашаясь с заявленными требованиями  о приостановлении деятельности АЗС, до получения согласования социально-экономической деятельности, представитель ответчика указывает, что истцом не доказан факт нахождения заявленных АЗС в охранной зоне.

Вместе с тем, данные доводы судом признаются необоснованными, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела выкопировками из кадастровой карты.

При этом границы Национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 года 1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

На основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года 2130-1344 «Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка», постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 года 703 «О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года 235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы природного национального парка были расширены.

Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 года  163, во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 года 295 «О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП «Лосиный остров», совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года 235-113 «О дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров», утверждены границы Государственного природного национального парка «Лосиный остров».

В силу положений пункта 23 приказа Минприроды России от 26.03.2012 г. 82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» (зар. в Минюсте России 20.08.2012 г. 25218) на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 г. 232 «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, экологопросветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Таким образом, требование о согласовании социально-экономической деятельности на территории Национального парка и его охранной зоны является императивным с 1995 г.

Поскольку требования пункта 4 статьи 15, пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривают диспозиционности, содержат в себе императивное требование о необходимости согласования социально-экономической деятельности, что подразумевает обязательное его исполнение, в соответствии с положениями статьи 15 Конституции РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, в том числе национальные парки.

Статьей 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Согласно части 4 статьи 15 Закона об ООПТ федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Нормы, закрепленные в статье 15 Закона об ООПТ, являются императивными, т.е. обязательными для исполнения.

ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. 2056-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Тем самым, необходимость согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого находится ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», установлена в законе.

Обязанность хозяйствующих субъектов обратиться за согласованием исходит из смысла статьи 15 Закона об ООПТ, так как никто, кроме самих хозяйствующих субъектов не заинтересован в получении всех необходимых документов для ведения своей деятельности.

Таким образом, поскольку осуществление на земельных участках в границах особо охраняемой природной территории федерального значения без соответствующего согласования, нарушает режим особой охраны национального парка, вышеуказанные требования законодательства, а также закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании приостановить хозяйственную деятельность АЗС *** и АЗС*** до получения согласования социально-экономической деятельности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                        

РЕШИЛ:

           

Обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером***, расположенном по адресу: *** до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до изменения вида разрешенного использования с «для индивидуального жилищного и иного строительства» на «заправка транспортных средств» и до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

  Судья 

6

 

02-2208/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Назначено судебное заседание на 24.02.2022 11:00
Истцы
Департамент Росприроднадзора по ЦФО
Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Ответчики
ООО "Татнефть-АЗС-Запад"
Суд
Никулинский районный суд
Судья
Шайхутдинова А.С.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
17.08.2020
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее