Дело №2-2208/20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2020 года г. Москва
Судья Никулинского районного суда г.Москвы Шайхутдинова А.С., при секретаре Богдановой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, в интересах Российской Федерации в лице Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, Министерства природных ресурсов и экологии РФ и неопределенного круга лиц, к ООО «Татнефть-АЗС-Запад» о приостановлении деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ; обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до изменения вида разрешенного использования с «для индивидуального жилищного и иного строительства» на «заправка транспортных средств» и до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ. В обосновании указано, что межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на земельных участках с кадастровыми номерами *** и*** . Установлено, что ООО «Татнефть-АЗС Запад» на данных участках осуществляет деятельность по продаже нефтепродуктов. Вместе с тем, данные земельные участки расположены в охранной зоне Национального парка «Лосиный остров» и, вопреки требованиям закона, вопросы осуществления социально-экономической деятельности на территории охранной зоны ответчиком до настоящего времени не согласованы. Кроме того, ответчиком осуществляется деятельность по заправке транспортных средств на земельном участке*** , вид разрешенного использования которого «для размещения стационарной АЗС» без перевода его в соответствующую категорию земель и изменения вида разрешенного использования.
Представитель истца, третьего лица – ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» на судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в удовлетворении требований просил отказать.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ПАО «Татнефть», Министерство природных ресурсов и экологии РФ на судебное заседание не явились, извещались судом.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» является собственником земельного участка с кадастровым номером*** , расположенного по адресу: ** категория земель:*** .
На земельном участке с кадастровым номером *** расположено нежилое здание - автозаправочная станция*** на данном земельном участке ООО «Татнефть-АЗС-Запад» осуществляет деятельность по заправке транспортных средств.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Основным принципом земельного законодательства, установленным пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статьям 1, 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.
Во исполнение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом №540, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Принципами, на которых основан Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, являются принципы, указанные в подпунктах 5 и 7 пункта 1 Земельного кодекса Российской Федерации:
- единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
- платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, использование помещений в здании касается не только вопроса об использовании объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором он расположен.
В этой связи осуществление на земельном участке деятельности, связанной с заправкой транспортных средств (*** ), в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, влечет изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, осуществление на земельном участке кадастровый номер ** деятельности, связанной с заправкой транспортных средств (***), не соответствует установленному виду разрешенного использования данного земельного участка и связано с необходимостью принятия мер, направленных на внесение необходимых изменений в установленный вид разрешенного использования земельного участка.
Также из материалов дела следует, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» является собственником земельного участка с кадастровым номером***, расположенного по адресу:*** , категория земель не установлена, вид разрешённого использования «для размещения стационарной АЗС».
На земельном участке с кадастровым номером ***расположено нежилое здание - автозаправочная станция №**.
В ходе проверки, проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области *** года установлено, что ООО «Татнефть-АЗС-Запад» осуществляет деятельность по продаже нефтепродуктов (данный факт ответчиком не оспаривался) на земельных участках с кадастровыми номерами *** и *** , на территории охранной зоны национального парка «Лосиный остров», при этом согласование социально-экономической деятельности ответчиком не получено.
Не соглашаясь с заявленными требованиями о приостановлении деятельности АЗС, до получения согласования социально-экономической деятельности, представитель ответчика указывает, что истцом не доказан факт нахождения заявленных АЗС в охранной зоне.
Вместе с тем, данные доводы судом признаются необоснованными, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела выкопировками из кадастровой карты.
При этом границы Национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 года №1190-543 «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».
На основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года №2130-1344 «Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка», постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 года №703 «О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров» и Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 №295 «О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров», постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года №235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16 февраля 1995 года № 163, во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 года №295 «О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП «Лосиный остров», совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года №235-113 «О дальнейшем развитии государственного природного национального парка «Лосиный остров», утверждены границы Государственного природного национального парка «Лосиный остров».
В силу положений пункта 23 приказа Минприроды России от 26.03.2012 г. №82 «Об утверждении Положения о национальном парке «Лосиный остров» (зар. в Минюсте России 20.08.2012 г. №25218) на территории национального парка государственный надзор в области охраны и использования территории национального парка осуществляется должностными лицами и отдельными работниками ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», являющимися государственными инспекторами по охране территории национального парка.
Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010 г. №232 «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, экологопросветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Таким образом, требование о согласовании социально-экономической деятельности на территории Национального парка и его охранной зоны является императивным с 1995 г.
Поскольку требования пункта 4 статьи 15, пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривают диспозиционности, содержат в себе императивное требование о необходимости согласования социально-экономической деятельности, что подразумевает обязательное его исполнение, в соответствии с положениями статьи 15 Конституции РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Согласно частям 1, 2 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, в том числе национальные парки.
Статьей 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Согласно части 4 статьи 15 Закона об ООПТ федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Нормы, закрепленные в статье 15 Закона об ООПТ, являются императивными, т.е. обязательными для исполнения.
ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров» в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 г. №2056-р находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Тем самым, необходимость согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого находится ФГБУ «Национальный парк «Лосиный остров», установлена в законе.
Обязанность хозяйствующих субъектов обратиться за согласованием исходит из смысла статьи 15 Закона об ООПТ, так как никто, кроме самих хозяйствующих субъектов не заинтересован в получении всех необходимых документов для ведения своей деятельности.
Таким образом, поскольку осуществление на земельных участках в границах особо охраняемой природной территории федерального значения без соответствующего согласования, нарушает режим особой охраны национального парка, вышеуказанные требования законодательства, а также закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право каждого на благоприятную окружающую среду, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что требования истца об обязании приостановить хозяйственную деятельность АЗС №*** и АЗС№*** до получения согласования социально-экономической деятельности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером***, расположенном по адресу: *** до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
Обязать с момента вступления решения в законную силу приостановить хозяйственную деятельность по продаже нефтепродуктов на земельном участке с кадастровым номером*** , расположенном по адресу: *** до изменения вида разрешенного использования с «для индивидуального жилищного и иного строительства» на «заправка транспортных средств» и до получения согласования социально-экономической деятельности в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
6