Решение
Именем Российской Федерации
30.06.2021 года Замоскворецкий районный суд адрес в составе председательствующего судьи Н.В.Рубцовой
При секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело No2а-827/2021 по иску Зариповой Розы Исламовны и фио к ФСИН России о признании
установил:
фио обратилась в суд с административным иском к ФСИН России о признании ответа ФСИН России незаконным, обязании перевести в адрес или адрес.
Зарипова Р.И. также просит признать решение ФСИН России незаконным, обязании принять новое решение о переводе фио в исправительное учреждение, расположенное в адрес.
Указали на то, что фио, сын Зариповой Р.И., отбывает наказание в адрес, в то время как Зарипова Р.И. проживает в адрес. Ей затруднительно навещать сына из-за большого расстояния. Заявление о переводе не было удовлетворено.
Административный истец Зарипова Р.И. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена.
Административный истец фио также извещен о дате судебного заседания. Заявил ходатайство о рассмотрении дела с его участием посредством ВКС. С учетом положений ст. 142 КАС РФ судом отказано в удовлетворении ходатайства, так как в его присутствии нет необходимости для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Представитель ФСИН России фио представил письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено в судебном заседании Зарипова Р.И. является матерью фио
фио отбывает наказание в виде лишения свободы сроком 23 года в ФКУ ИК-5 УФСИН России по адрес.
На основании Федерального закона от 01.04.2020 г. №96-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" фио обратились с заявлением о переводе в исправительное учреждение ближе к месту его жительства.
Решениями УИПСУ ФСИН России от 03.02.2021 г. №№ог-12-3929, ог-12-3936 в удовлетворении просьбы было отказано.
В соответствии с ч. 1 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
В соответствии с ч. 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания и их перевода из одного исправительного учреждения в другое установлен Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.01.2018 № 17.
Согласно пункта 9 Инструкции вопрос о переводе осужденных
для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.
По общему правилу, установленному Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, осужденные к лишению свободы, отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены (часть 1 статьи 73 и часть 1 статьи 81).
Согласно ч.2 ст. 81 УИК РФ перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит.
Европейский Суд по правам человека в постановлении от 7 марта 2017 года дело "Полякова и другие (Polyakova and Others) против Российской Федерации" отметил, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод не предоставляет осужденным права выбирать место отбывания наказания. Однако для того, чтобы обеспечить уважение достоинства, присущего человеческой личности, целью государств должно стать поощрение и поддержание контактов заключенных с внешним миром. Для достижения этой цели национальное законодательство должно предоставить заключенному, а при необходимости и его родственникам реальную возможность выдвигать свои требования до того, как государственные органы власти примут решение о размещении его в определенное исправительное учреждение, а также убедиться в том, что какие-либо другие их распоряжения соответствуют требованиям статьи 8 указанной конвенции (пункт 100).
В указанном постановлении содержится вывод об отсутствии в российском законодательстве требования, обязывающего ФСИН России рассматривать перед отступлением от общего правила распределения осужденных возможные последствия географического расположения исправительных учреждений на семейную жизнь заключенных и их родных, о непредоставлении реальной возможности перевода заключенного в другое место заключения на основаниях, относящихся к праву уважения семейной жизни, а также о невозможности для лица добиться судебного пересмотра решения ФСИН России в части пропорциональности его или ее заинтересованности в поддержании семейных и общественных связей. Данные обстоятельства, в свою очередь, приводят к нарушению статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункты 116 - 118).
Часть 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в конкретном исправительном учреждении, при установлении которых допускается перевод осужденных в другое исполнительное учреждение.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении, признается невозможность заключенного поддерживать семейные связи во время отбытия наказания в виде лишения свободы.
Суд учитывает, что расстояние от места жительства административного истца до места отбывания наказания фио составляет более 500 км.
Доказательств того, что фио не может отбывать наказание по каким-либо уважительным причинам (полная наполняемость. безопасность и т.д.) исправительном учреждении ближе к месту жительства матери, суду не представлено.
В адрес и адрес имеются исправительные учреждения, в которых лимит не заполнен.
По мнению суда, нахождение исправительного учреждения на удаленном расстоянии лишается возможности поддерживать личные семейные связи с семьей.
Поэтому решение ФСИН России является незаконным. Не принимая на себя обязанности государственного органа по рассмотрению заявления, суд обязывает ФСИН России повторно рассмотреть заявление фио о переводе по месту жительства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
Решил:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными решения ФСИН России 03.02.2021 г. №№ог-12-3929, ог-12-3936 об отказе фио и Зариповой Розе Исламовне в удовлетворении заявления о переводе фио в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства- адрес.
Обязать ФСИН России повторно рассмотреть заявление фио и Зариповой Розы Исламовны о переводе фио в исправительное учреждение, расположенное наиболее близко к месту жительства родственников, проживающих в адрес.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд адрес в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Н.В.Рубцова
Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2021 г.