К делу № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«21» августа 2017 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Петрика С.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца – ФИО4 (по доверенности), представителя ответчика Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу – ФИО5 (по доверенности), представителя ответчика Министерства труда и социального развития Республики Адыгея – ФИО3 (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету труда и социальной защиты населения по городу Майкопу и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о восстановлении права на выплату денежной компенсации, обязании подать заявку и назначить компенсации, взыскании задолженности,
Установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету труда и социальной защиты населения по городу Майкопу о возложении обязанности восстановить право на выплату компенсации и взыскании задолженности. В пояснение иска указал, что при исполнении обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС в 1986 году им было получено увечье, в связи с чем, он является инвалидом второй группы с 03.03.1993 г., с утратой профессиональной трудоспособности в размере 80%. С даты установления инвалидности ему была назначена Запорожским Энергодарским райгорсобесом Республики Украина пенсия по инвалидности, исходя из заработка, определенного в 1986 г. ДД.ММ.ГГГГ им получено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное Бюро МСЭ по <адрес>» Минтруда России ему установлена вторая группа инвалидности. ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Комитет принял решение о назначении данной выплаты истцу как инвалиду 2 группы в размере 9212 рублей. ФИО1 не согласен с таким размером выплаты, считая, что ежемесячная денежная компенсация должна быть рассчитана исходя из среднего месячного заработка за период, при котором было получено указанное увечье, с применением повышающих коэффициентов. В связи с этим, общая недоплата компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 17 438 276, 51 руб., а размер ежемесячной компенсации с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 148 353,97 руб.
Просил возложить на Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу обязанность восстановить его право на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 148 353,97 рублей, исчисленной из условного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства на срок инвалидности, то есть бессрочно; взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу за счет федерального бюджета в пользу ФИО1 единовременно сумму задолженности по возмещению вреда здоровья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 438 276 рублей 51 коп.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.
В дальнейшем истец просил восстановить право ФИО1 на выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 290,04 рублей, исчисленной из условного заработка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства на срок инвалидности, тоесть бессрочно; обязать Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу подать заявку в установленном порядке и назначить ФИО1 выплату ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 72 290,04 рублей, с последующей индексацией в соответствии с нормами действующего законодательства; взыскать с Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу за счет федерального бюджета единовременно в пользу ФИО1 задолженность по возмещению вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 438 276 рублей 51 коп.
Истец, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика Комитета труда и социальной защиты населения по городу Майкопу по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения требований истца, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Республики Адыгея по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения требований истца, просил в иске отказать.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные ФИО1 исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 бессрочно установлена ФКУ «Главное Бюро МСЭ по <адрес>» Минтруда России вторая группа инвалидности.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Комитет труда и социальной защиты населения по городу Майкопу (далее также – Комитет) с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Комитет принял решение о назначении данной выплаты истцу как инвалиду 2 группы в размере 9212 рублей 98 копеек.
В соответствии с п. 7 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 607, и п. 10 Разъяснения Минтруда от ДД.ММ.ГГГГ N 6, выплата ежемесячной денежной компенсации производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.
Порядок назначения ежемесячной компенсации в возмещение вреда регулируется Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также –Закон).
Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было закреплено в пункте 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ, введенной в действие со ДД.ММ.ГГГГ
Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право граждан на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, то есть к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 180-ФЗ).
Пункт 25 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", введенным в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в названный Закон были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка.
В 2004 году изменена редакция статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, эта норма изложена в новой редакции вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 8 статьи 3).
В новой редакции статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ, содержатся в пункте 15 этой же статьи.
Из содержания пункта 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 следует, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5 000 рублей; инвалидам II группы - 2 500 рублей; инвалидам III группы - 1 000 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ размеры выплат, установленные пунктом 15 части первой статьи 14 настоящего Закона, индексируются с ДД.ММ.ГГГГ исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", учитывая длящийся характер правоотношений по возмещению вреда здоровью, исходя из конституционных принципов справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом и судом, конституционного требования о недопустимости умаления прав и свобод человека и гражданина, а также исходя из конституционной обязанности государства признавать и обеспечивать право на возмещение вреда здоровью, в том числе причиненного в связи с деятельностью государства в сфере ядерной энергетики, требования о предоставлении компенсаций в возмещение вреда, гарантированных базовым Законом, названных выше пострадавших, ставших инвалидами либо получивших лучевую болезнь или другие заболевания вследствие радиационного воздействия, имевшего место до ДД.ММ.ГГГГ, также являются законными и обоснованными, но только в пределах, установленных соответствующими законами.
Следовательно, размер компенсации силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой денежной суммы, предусмотренной пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, на дату подачи ФИО1 заявления в Комитет о назначении компенсации.
Поэтому суд считает, что ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона, как инвалидам II группы, назначена Комитетом в соответствии с Законом, с учетом индексации, с даты его обращения с соответствующим заявлением - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, в связи с чем в иске следует отказать полностью.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Комитету труда и социальной защиты населения по городу Майкопу и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о восстановлении права на выплату денежной компенсации, обязании подать заявку и назначить компенсации, взыскании задолженности, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись С.Н. Петрик