Дело №2-3292/2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 марта 2016 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Маковской И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обратился в суд с настоящим иском к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением, указывая на то, что между начальником ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Староселец Ю.В. заключен договор социального найма жилого помещения на состав семьи <данные изъяты> человека, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение, общей площадью № расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. Предоставление военнослужащим-гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма регламентировано ФИО5 обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 Инструкции, утвержденной ФИО5 обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащие среди прочих документов представляют сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи. В представленном документе ответчик указал, что занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за ним и членами его семьи не имеется. Так, в разделе 4 Сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, предоставленных ответчиками в ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ, указано, что ранее занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за военнослужащим и членами его семьи не имелось. Сведения подписаны всеми членами семьи и заверены командиром войсковой части. Ответчик дал добровольное согласие на проведение проверки представленных сведений в федеральных органах исполнительной власти, включая федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и был предупрежден о возможности привлечения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в случае недостоверности представленных сведений в соответствии с законодательством РФ в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. В результате проверочных мероприятий было установлено, что супруга ответчика-Староселец Н.И. имела на праве собственности, в размере 1,00 доли жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>. Отчуждение указанного имущества <данные изъяты> в пользу третьих лиц произведено ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку на дату заключения договора социального найма (ДД.ММ.ГГГГ) в силу прямого указания закона жилая площадь <данные изъяты> подлежала учету при предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. В соответствии со ст. 15.1 ФЗ от 27.05.1998 года № 76 «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности. Данная норма императивна и расширенному толкованию не подлежит. Следовательно вопрос обеспечения ответчиков постоянным жилым помещением от Министерства обороны РФ должен решаться, исходя из норм предоставления на состав семьи <данные изъяты> человека, за минусом площади жилого помещения, принадлежащего членам семьи на праве собственности, но не более <данные изъяты> поскольку с момента отчуждения жилого помещения, находящегося в собственности Староселец Н.И. не истекло <данные изъяты>-ти лет. Фактически ответчикам было предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты>, превышающее норму предоставления на <данные изъяты>. Следовательно, принятие решения от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения и заключение договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № на спорное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты> произведено с нарушением норм жилищного законодательства по причине предоставления ответчиками недостоверных сведений. На момент заключения договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, ФГКУ «Востокрегионжилье» не обладало достоверными сведениями. Согласно поступившему ответу из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним было установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> находится в общей долевой собственности ответчиков, по <данные изъяты> доли в праве. Поскольку из федеральной собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес> выбыло в результате сделки, не соответствующей требованиям закона по причине предоставленных недостоверных сведений, а также невозможности истребования имущества из незаконного владения, возмещение убытков, причиненных государству должно производиться в денежной эквиваленте. ФИО5 информации от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ строительство объекта жилого фонда произведено за счет средств федерального бюджета РФ по заключенному государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающему стоимость одного квадратного метра, в сумме <данные изъяты> Исходя из общей площади спорного жилого помещения <данные изъяты> и стоимости <данные изъяты> кв.м. по данным государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного Министерством обороны РФ, затраты федерального бюджета при приобретении жилого помещения по указанному адресу и подлежащие возмещению ответчиками составляют <данные изъяты> ФГКУ «Востокрегионжилье» письменно уведомил ответчиков о возможности осуществления доплаты, с учетом выявленной собственности за превышение на <данные изъяты> общей площади жилого помещения, превышающего норму предоставления. Однако, до настоящего времени требование ФГКУ «Востокрегионжилье» ответчиками не исполнено. Право военнослужащих на получение жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, в случае оплаты излишних метров за счет собственных средств ли, претендующих на получение такого жилья, регламентировано в п. 16 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 года № 76 «О статусе военнослужащих». Поскольку собственность РФ выбыла из владения собственника в результате действий ответчиков, государству причинены реальные убытки, в сумме <данные изъяты>
Истец Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ просит суд взыскать с ответчиков Староселец Ю.В., Староселец Н.И. и Староселец В.Ю. в доход федерального бюджета РФ, убытки, вызванные неосновательным обогащением, в размере <данные изъяты>
В судебное заседание Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ своего представителя не направил, о слушание дела извещен, представил заявление о рассмотрения дела в отсутствии их представителя.
Ответчик Староселец Ю.В. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности ФИО7 в судебное заседание явился, исковые требования не признал и пояснил, что Староселец Ю.В. было распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес>, на основании решения ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Впоследствии со Староселец Ю.В. был заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Балашихинского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за Староселец Ю.В. было признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в порядке приватизации. Извещение о распределении Староселец Ю.В. жилого помещения, не содержало требований о доплате за превышение площади жилого помещения, тогда как в силу прямого указания закона, доплата за превышение площади жилого помещения допускается только с согласия лица, которому предлагается осуществить доплату. Кроме того, Министерству обороны РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, предоставлено право проверки сведений, полученных от военнослужащих, на предмет наличия собственности у военнослужащего и членов его семьи. Такое право предоставлено Министерству обороны РФ соглашением № о взаимодействии Министерства обороны РФ и федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время решение о предоставлении Староселец Ю.В. жилого помещения по договору социального найма, договор социального найма жилого помещения не расторгнуты и недействительными не признаны в установленном законом порядке. Староселец Ю.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>.
Ответчики Староселец Н.И. и Староселец В.Ю. в судебное заседание не явились, о слушание дела извещались, представили заявление о рассмотрение дела в их отсутствии.
3-е лицо ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещался.
С учетом мнения представителя ответчика, суд, определил возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчиков и 3-его лица.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском процессуальном производстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, право на жилище является неотъемлемым и одним из важнейших прав гражданина.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", - государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ «О статусе военнослужащих» подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
Приказом Министра обороны РФ "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" от 03 ноября 2010 года N 1455 определено, что уполномоченным органом Министерства обороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований инструкции, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Пунктом 2 Приказа Министра обороны РФ "Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ и специализированных организациях Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ" от 03 ноября 2010 года N 1455, установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации: федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации; федеральное государственное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и п. 1 ч. ст. 51 ЖК РФ, - гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, - граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений пол договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений этой части.
В соответствии со ст. 32 ЖК РСФСР, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Порядок реализации права на жилище определен в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а порядок обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации Инструкцией, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 года N 1280.
В силу положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно п. 3 ст. 15.1 Федерального закона РФ, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с абз. 4 п. 16 ст. 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан.
Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года "О предоставлении военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" и изданной в развитие данного Приказа соответствующей Инструкции, военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
В соответствии с п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции, при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения, оформленное в корешке N 1 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции по состоянию на дату выписки извещения, а также копии документов, удостоверяющих личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
При несогласии военнослужащих с предоставлением распределенных жилых помещений они в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган отказ от предоставления распределенных жилых помещений, оформленный в корешке N 2 к извещению о распределении жилого помещения по рекомендуемому образцу согласно приложению N 6 к настоящей Инструкции.
В пункте 14 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный N 18841), указано, что жилые помещения предоставляются по нормам, установленным статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Размер предоставляемой общей площади жилого помещения уменьшается на величину общей площади жилых помещений, принадлежащих военнослужащим и (или) членам их семей на праве собственности.
Согласно Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 года N 1455 специализированные организации Министерства обороны РФ принимают решения о предоставлении военнослужащим распределенных жилых помещений в соответствии с п. п. 12, 16 Инструкции.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно ст. 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям: 1) о возврате исполненного по недействительной сделке; 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В силу ст. 1105 ГК РФ, в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения. Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Староселец Ю.В. было направлено извещение о распределении жилого помещения №, по адресу: <адрес>, мкр. Авиаторов, <адрес>. Указанное извещение Староселец Ю.В. получил ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день выразил согласие с заселением в вышеуказанное жилое помещение. При этом, извещение не содержит сведений о необходимости доплаты за увеличение площади жилого помещения <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Староселец Ю.В. в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи указал, что ранее занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих (принадлежавших) на праве собственности жилых помещений за военнослужащим и членами его семьи не имеется <данные изъяты>
ФИО5 выписки из решения ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО8 и совместно проживающим с ним членам семьи: супруга-Староселец Н.И. и дочь-Староселец В.Ю., было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны РФ в лице ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, именуемый наймодатель и Староселец Ю.В., именуемый наниматель, был заключен договор социального найма жилого помещения №, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>, по адресу: <адрес> <адрес> <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в адрес Староселец Ю.В. направлялось уведомление о необходимости до ДД.ММ.ГГГГ направить письменное согласие на компенсацию затрат федерального бюджета в произвольной форме на имя начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» <данные изъяты>
По сведениям, представленным заместителем руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость одного квадратного метра жилья жилого дома, по адресу: <адрес>, установленной государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ №, составляет <данные изъяты>
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что ответчик Староселец Н.И. имела право собственности на 1,00 доли в жилом помещении, общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>. Отчуждение имущество произведено ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Решением Балашихинского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, за Староселец Ю.В. было признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации <данные изъяты>
Выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что ответчик Староселец Ю.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>
Решением Балашихинского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о признании договора социального найма жилого помещения недействительным, возврате жилого помещения, признании решения ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма недействительным, оставлено без удовлетворение <данные изъяты>
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Оценивая представленные доказательства, суд полагает, что исковые требования Министерства обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением, не подлежат удовлетворению, поскольку ФИО5 обороны РФ N 1450 на дату заключения договора социального найма и принятия решения о предоставлении квартиры решению о предоставлении квартиры предшествует выдача извещения о распределении квартиры, в котором с истцом согласовываются условия предоставления жилья: адрес, метраж, при наличии жилой площади сверх норм, соответствующий размер компенсации за счет средств федерального бюджета. Извещение о распределении жилья не содержит сведений о доплате за предоставление жилой площади сверх нормы предоставления. Ответчик Староселец Ю.В. согласился с предоставлением ему жилого помещения на предложенных условиях, доплата не была оговорена. Вместе с тем, поскольку полномочия по распределению жилых помещений возложены на федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, то и контроль за соблюдением условий предоставления жилых помещений лежит на данном органе. В силу этого, ничто не препятствовало федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, как органу, ответственному за предоставление жилья, в истребовании сведений о наличии либо отсутствии в собственности ответчиков жилых помещений на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения и заключения договора социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ, на основании вступившего в силу судебного акта Староселец Ю.В. является собственником квартиры <адрес> <адрес>. С переходом жилого помещения в собственность Староселец Ю.В., статус помещения в качестве государственного утрачен, правоотношения, связанные с заключением договора социального найма, прекращены. По смыслу положений ст. 1102 ГК РФ условием возникновения обязательств вследствие неосновательного обогащения является отсутствие установленного законом, иными правовыми актами или сделкой основания для обогащения за чужой счет. В решение Балашихинского горсуда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, имеющем преюдициальное значение для дела, имеются выводы об отсутствии оснований для признания недействительным решения о предоставлении Староселец Ю.В. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также указанным решением отказано в удовлетворении иска о признании договора социального найма недействительной сделкой. Предоставление квартиры в пользование семье ФИО11 на условиях социального найма во всяком случае не свидетельствует о причинении убытков Российской Федерации. При этом указание истца на стоимость квадратного метра <данные изъяты> со ссылкой на условия государственного контракта от 19.06.2009 г. N 190609/1 не дает оснований для вывода о том, что стоимость 1 кв.м. площади предоставленной ответчикам квартиры является аналогичной. Истцом не представлен государственный контракт, на условия которого он указывает в качестве основания для расчета суммы, предъявленной к взысканию, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о достоверности расчета представленной к взысканию суммы, указанной в качестве причиненных убытков и неосновательного обогащения ответчиков. Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Таким образом, легальность титула заинтересованных лиц на жилое помещение, предполагаемого к приватизации, является обязательным предметом доказывания при рассмотрении судом подобных категорий дел. Соответственно, при рассмотрении требований о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации и принятии Балашихинским горсудом Московской области решения от <данные изъяты> суд в первую очередь рассматривал вопрос об обоснованности возникновения у лица, заявившего такие требования, права пользования жильем по договору социального найма. Следует также отметить, что у истца не было препятствий своевременно, перед предоставлением жилого помещения по договору социального найма истребовать сведения о наличии у членов семьи в собственности жилых помещений и ранее зарегистрированных за ними жилых помещениях и в соответствии с полученной информацией разрешить вопрос о возможности предоставления необходимой жилой площади.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Министерству обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ к Староселец Ю.В., Староселец Н.И., Староселец В.Ю. о взыскании убытков, вызванных неосновательным обогащением, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд <адрес>.
Федеральный судья О.А.Быстрякова