Судья – Мордовина С.Н. дело № 33 – 17713 /2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 мая 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рудь М.Ю.
судей Рыбиной А.В., Тарасенко И.В.
по докладу судьи Рыбиной А.В.
при секретаре Ушаковой Н.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2018 года и возражениям Панченко < Ф.И.О. >12.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панченко < Ф.И.О. >13 обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования город Краснодар, общей площадью не менее 33 кв.м. В обоснование требований указано, что постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от <...> Панченко < Ф.И.О. >14. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно проживание в одной квартире. 02.12.2016г. Панченко < Ф.И.О. >15. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения, однако ему было отказано, ввиду отсутствия достаточного финансирования и необходимости обеспечения прав и законных интересов других лиц, ранее вставших на учет по аналогичным основаниям. Данный отказ Панченко < Ф.И.О. >16. считает противоречащим требованиям действующего законодательства, поскольку в силу подп. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, он относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2018 года на администрацию муниципального образования г. Краснодар возложена обязанность предоставить Панченко < Ф.И.О. >17. вне очереди благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования г. Краснодар, общей площадью не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности < Ф.И.О. >5 просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении заявленных Панченко < Ф.И.О. >18 требований, ссылаясь на отсутствие в настоящее время оснований и возможности для внеочередного предоставления Панченко < Ф.И.О. >19 жилого помещения.
В письменных возражениях Панченко < Ф.И.О. >20. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, выслушав Панченко < Ф.И.О. >21 и его представителя - < Ф.И.О. >6, которые против удовлетворения жалобы возражали и просили решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 15.03.2017 г. удовлетворены требования Панченко < Ф.И.О. >22 в части возложения на администрацию МО г. Краснодар обязанности предоставления Панченко < Ф.И.О. >23 благоустроенного жилого помещения в территориальных пределах муниципального образования город Краснодар общей площадью не менее 33 кв.м. по договору социального найма с учетом очередности списка граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.06.2017г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15.03.2017 г. оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2018г. решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 15.03.2017г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 01.06.2017г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, суд первой инстанции, удовлетворяя требования Панченко < Ф.И.О. >24 в полном объеме, верно исходил из следующего.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от <...>. <...> Панченко < Ф.И.О. >25 принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с датой учета 14.10.2016г. и временем 11 часов 08 минут, включен в список граждан муниципальной подведомственности, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире.
Своего жилья Панченко < Ф.И.О. >26 не имеет. Так, согласно выписке из лицевого счета от <...>, Панченко < Ф.И.О. >27. зарегистрирован по адресу: <...> в жилом помещении, принадлежащем его брату Панченко < Ф.И.О. >28 Вместе с Панченко < Ф.И.О. >29 в квартире зарегистрированы и проживают < Ф.И.О. >8 и < Ф.И.О. >9
При обращении Панченко < Ф.И.О. >30 заявлением в администрацию муниципального образования г. Краснодар о предоставлении жилого помещения вне очереди, ответом управления по жилищным вопросам от 09.12.2016 г. ему было отказано, в связи с тем, что администрация не располагает свободной жилой площадью, а его право на предоставление жилого помещения должно быть реализовано без ущемления прав граждан с более ранней датой возникновения аналогичного права.
В силу части 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 ст. 57 ЖК РФ).
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ относит граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в п. 4 ч.1 ст. 51 настоящего Кодекса, Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2006г. № 378.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции указанная норма (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав, указанных в ней категории граждан и не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Решением городской Думы г.Краснодара от 15.12.2005г. № 4 п. 7 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого гражданам по договору социального найма» (в ред. решений городской Думы Краснодара от 30.10.2008г. № 47 п.21, от 25.02.2010г. № 71 п.7) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в жилых помещениях муниципального жилищного фонда установлена в размере 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что Панченко < Ф.И.О. >31 является инвалидом и страдает тяжелой формой хронического заболевания, в связи с которым проживание с ним в одной квартире невозможно, он принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, выводы суда о наличии у Панченко < Ф.И.О. >32 права на внеочередное получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м. по месту жительства, то есть в пределах муниципального образования г. Краснодар, судебная коллегия находит законными и обоснованными.
Вместе с тем, оценивая доводы администрации о том, что Панченко < Ф.И.О. >33. может быть предоставлено жилое помещение только в порядке очередности с учетом прав лиц, стоящих на очереди с более ранней датой постановки на учет по аналогичным основаниям, суд первой инстанции верно указал, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Доводы администрации, указанные в апелляционной жалобы, аналогичны доводам администрации в суде первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть оспорено в течение 6 месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи: