Дело 2-3315/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва 12 октября 2021 года
Чертановский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.А., при секретаре Груздовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского областного общественного фонда защиты прав потребителей "Гражданский патруль" в интересах Бутузовой Елены Владимировны, Нуртаевой Лилии Константиновны, Перепонова Ивана Анатольевича, Рамоновой Марины Васильевны, Сергина Павла Дмитриевича, Труничкиной Анны Игоревны, Труничкина Игоря Николаевича, Труничкина Николая Игоревича, Труничкиной Лилии Васильевны к ООО «Пик-Комфорт» о взыскании незаконно удержанных сумм по оплате отопления, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский областной общественный фонд защиты прав потребителей "Гражданский патруль" обратился в суд с иском, в интересах Бутузовой Елены Владимировны, Нуртаевой Лилии Константиновны, Перепонова Ивана Анатольевича, Рамоновой Марины Васильевны, Сергина Павла Дмитриевича, Труничкиной Анны Игоревны, Труничкина Игоря Николаевича, Труничкина Николая Игоревича, Труничкиной Лилии Васильевны к ООО «Пик-Комфорт» и с учетом утоненных исковых требований просил:
Взыскать c ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Бутузовой Елены Владимировны, Нуртаевой Лилии Константиновны, Перепонова Ивана Анатольевича, Рамоновой Марины Васильевны, Сергина Павла Дмитриевича, Труничкиной Анны Игоревны, Труничкина Игоря Николаевича, Труничкина Николая Игоревича, Труничкиной Лилии Васильевны переплату за отопление, моральный вред за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей, а также штраф в размере 50% со всех взысканных сумм за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителей.
В обосновании иска указали, что истцы обратились с претензией к ответчику с вышеизложенными требованиями, их требования в добровольном порядке удовлетворены не были, в связи с чем, истцы обратились в НООФЗПП «Гражданский патруль» для защиты своих прав посредством подачи коллективной жалобы от 01 мая 2019г., от Рамоновой М.В. жалоба была подана от 24.10.2020г.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2016-2019 г.г. жители дома, в том числе истцы, неоднократно обращались в ООО "ПИК-Комфорт", осуществляющее управление домом без законных на то оснований, с просьбой предоставить информацию по вопросам начисления и корректировки оплаты за отопление переданных им жилых помещений по договорам социального найма, а также по техническому состоянию общедомового прибора учета тепловой энергии, по показаниям которого ООО "ПИК-Комфорт" производило начисление оплаты по данной услуге. Ответчиком не была предоставлена полная и достоверная информация по оказываемой услуге, не представлены расчеты полученных объемов потребления тепловой энергии и произведенных перерасчетов (корректировок), помимо этого, представленная информация противоречит заключениям органа государственного жилищного надзора о том, что общедомовой прибор учета центрального отопления к эксплуатации и коммерческому учету ООО «Ремэнерго» не допущен. В связи с чем, ООО «Пик-Комфорт» должно было производить начисления истцам за отопление согласно нормативам потребления тепловой энергии.
Данными действиями и бездействием ответчика истцам, по их мнению, причинен моральный вред.
Представитель истца, НООФЗПП «Гражданский патруль», Кондратьева С.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика, ООО «Пик-Комфорт», Семункина И.А. в судебное заседание явилась, предоставила отзыв на возражение на исковое заявление. В представленном отзыве на исковое заявление Ответчик просил в удовлетворении исковых требований отказать. Пояснил, что расчеты за поставленную тепловую энергию между ООО «Пик-Комфорт» и ООО «Ремэнерго» и между ООО «Пик-Комфорт» и истцами ведутся по прибору учета тепловой энергии, который принадлежит ООО «Пик-Комфорт» и который находится в аренде у ООО «Ремэнерго». Данный прибор учета находится в исправном состоянии. Помимо этого, представитель Ответчика добавил, что истцам был сделан перерасчет по отоплению в 2021г. за 2019г.
Представитель третьего лица Мосжилинспекции г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно п. 1, п.п. 5 п. 2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ст. 161 ЖК РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 33 раздела V Постановления Правительства РФ № 354-11 г. "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", потребитель, в частности, имеет право: б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ…
Управляющая организация обязана своевременно доводить до сведения потребителей информацию об оказываемой коммунальной услуге (тариф, объем потребляемых ресурсов за расчетный период, сведения о расчетном периоде, причины и основания перерасчета), а при запросе потребителей представить все сведения, в том числе и расчеты потребляемых ресурсов за запрошенные периоды и иную информацию, которая может влиять на производство и проверку расчетов потребителями.
Расчет для потребителей должен применяться согласно пункту 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354: "В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс" (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 г. № 129).
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии – пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета – как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды на общедомовые нужды и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил.
При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 3(1) приложения 2 Постановления Правительства РФ №354-2011 г. при отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. То же следует и из положений подпункта «а» ст. 25 (1) Постановления Правительства РФ № 124-2012 г. В данном же пункте указано, как определяется объём коммунального ресурса за отопление подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения (в т.ч. с использованием норматива потребления коммунальной услуги по отоплению), в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты за услугу отопление равномерно в течение календарного года.
Норматив потребления тепловой энергии на отопление в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы № 41-94 г. установлен в размере 0,016 Гкал/кв.м. площади жилого помещения. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ № 306 " Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", ст. 25 (2) Постановления Правительства РФ № 124-2012 г. «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» норматив потребления на отопление устанавливается на отопительный период.
Отопительный период согласно положениям статьи 5 раздела II Постановления Правительства РФ № 354-2011 г., Свода правил СП 131.13330.2012 (СНиП 23-01 99. Строительная климатология) для г. Москвы составляет 07 месяцев в году (январь-апрель, октябрь-декабрь).
В соответствии с примечанием 4 Постановления Правительства г. Москвы № 41-1994 г. и постановлением Правительства РФ №857-2012 г. орган государственной власти г. Москвы принял решение о начислении оплаты за отопление равномерно в течение всего календарного года.
Однако из пункта 42(2) Постановления Правительства РФ № 354-2011 г. следует, что: "…способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года – с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа".
Таким образом, в соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов при отсутствии сведений о потреблённой тепловой энергии на отопление по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учёта порядок расчёта сумм для оплаты собственникам и пользователям жилых помещений за данную услугу при равномерном способе оплаты за неё в течение календарного года с использованием норматива потребления тепловой энергии после 01.07.2016 г. определяется в соответствии с порядком расчёта, утвержденным Постановления Правительства РФ № 857-12 г., который аналогичен порядку расчёта по формуле 2(1) Приложения 2 Постановления Правительства РФ № 354-2011 г.
В нарушение пунктов "д", "р", "е" статьи 31 и пункта "б" статьи 33 Постановления Правительства РФ № 354-2011 г. ответчик не представил истцу по обращению последнего достоверную и исчерпывающую информацию по вопросам начисления оплаты за отопление. Как усматривается из материалов дела, ООО "ПИК-Комфорт" в платежном документе не указывает показания коллективных (общедомовых) приборов учета, не представляет заверенные подписью ответственного лица и скреплённые печатью данной компании запрашиваемые данные, на информационном портале www.reformagkh.ru размещает не соответствующую действительности информацию. Так, на сайте указана дата поверки общедомового прибора учета тепловой энергии - 01.05.2016 г., хотя по сообщению Мосжилинспекции (МЖИ) прибор неисправен с февраля 2016 г. по н/вр., с 01.12.2016 г. он не допущен в эксплуатацию ввиду отсутствия поверки, 31.01.2017 г. МЖИ привлекла ООО "ПИК-Комфорт" к административной ответственности ввиду неисправности прибора, а согласно сообщению МЖИ от 26.04.2018 г. показания прибора не принимаются к коммерческому учету, т.к. он не эксплуатировался по назначению не менее 3 лет, и в настоящее время иной информации о его состоянии не представлено.
Из материалов дела следует, что МЖИ по обращениям граждан проверила и установила, что с февраля 2016 г. коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии находился в неисправном состоянии и не мог применяться для учета годового потребления тепла при расчёте оплаты за услугу "отопление". Ввиду непредставления ООО "ПИК-Комфорт" доказательств исправности и ввода в эксплуатацию прибора учета его показания не могли приниматься к коммерческому учету и в спорный период (2017-2020 г.г.), поэтому оплата за отопление начислялась истцу с нарушением требований нормативно-правовых актов.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, введенными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, определение размеров потребления возможно тремя установленными способами:
- по показаниям приборов учета;
- если показания приборов учета отсутствуют менее трех месяцев, то применяется расчетный способ, предполагающий среднее потребление конкретного домохозяйства;
- если показания приборов учета отсутствуют более трех месяцев, то расчет объема потребленного коммунального ресурса необходимо производить по установленным нормативам потребления такого ресурса.
В случае длительного отсутствия сведений о показаниях прибора учета тепловой энергии, затраченной на отопление, т.е. при отсутствии достоверных сведений об объемах потребления коммунального ресурса при неработающих и (или) не допущенных к коммерческому учету приборах учета тепловой энергии, поставленной потребителю для нужд отопления, расчет должен производиться по нормативам потребления в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы № 41-1994 г., Постановлением Правительства РФ № 306 " Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановлением Правительства РФ № 124-2012 г. " О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" № 17 бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ. Ответчик не представил суду подтверждения того, что ненадлежащее исполнение обязательств возникло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования услугой.
Согласно ст. 16 ЖК РФ надлежащее содержание общего имуществам в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (путем заключения договора с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Организацией, ответственной за содержание многоквартирного дома по указанному адресу и осуществляющей за это сбор денежных средств с жильцов дома (согласно представленным истцом документам), является ООО "ПИК-Комфорт".
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (п. 5, п. 6 Правил № 491)
Согласно пп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а пп. и) и к) п. 11 Правил к содержанию общего имущества многоквартирного дома отнесено проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и энергетической эффективности, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно ст. 2 Закона от 23.11.2009 г. № 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосбережение – это реализация организационных, правовых, технический, технологический, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объёма используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг). Законом установлено, что государственное регулирование в области энергосбережения и энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 7 ст. 9). В силу п. 11 ст. 2 Закона лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Законом также предусмотрено, что на основании принципов, установленных Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно (ч. 4 ст. 12).
Пунктом 3 Перечня I обязательных мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.02.2017 г. № 98/пр, является – установка, осмотр, ремонт, поверка коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 г. № 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" также определено, что ввод в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
В соответствии с п. 61-63 данного Постановления ввод узла учета в эксплуатацию осуществляется комиссионно с участием управляющей организации и ресурсонабжающей организации. При этом инициатором создания комиссии является управляющая организация.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 8.09.2015 г. № 30162-ОЛ/04 даны разъяснения, что ст. 13 Закона № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положения об обслуживании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В суд представлена копия ответа ООО "ПИК-Комфорт" от 30.05.2017 г. № 05/646-др на обращение председателя Совета МКД, Филимонова А.В., из которого следует, что на основании договора, заключенного с ООО "Ремэнерго" ответчик является исполнителем коммунальных услуг. Следовательно, ответчик как исполнитель коммунальных услуг, в силу прямых указаний закона обязан совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета.
Таким образом, системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность же по вводу в эксплуатацию таких приборов возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Поскольку ООО "ПИК-Комфорт" размещает недостоверную информацию на информационных ресурсах, не предоставляет сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, нарушает правила их расчета, потребитель вправе просить возврата незаконно начисленных и уплаченных им денежных средств, требовать от управляющей организации соблюдения требований законодательства в вопросах содержания общедомового имущества и его надлежащей эксплуатации, а также требовать предоставления информации о состоянии этого имущества.
В связи с изложенным суд считает подлежащими удовлетворению требования истцов об обязании ответчика произвести расчеты платы за отопление по установленному Постановлениями Правительства г. Москвы за соответствующий период нормативу потребления - 01.05.2018 по 29.02.2020г., о взыскании с ответчика в пользу истцов незаконно удержанной переплаты за отопление жилого помещения за указанный период.
Таким образом, OOO «ПИК-Комфорт» в нарушение действующего законодательства производит расчет платы за отопление по прибору учета тепловой энергии отопления, который не является общедомовым, а общедомовой прибор учета тепловой энергии на настоящий день не допущен к коммерческому чету, в связи с чем суд приходит к выводу о признании действий ООО «ПИК-Комфорт» незаконными и об обязании ООО «ПИК-Комфорт» произвести истцам перерасчет за отопление с учетом ранее сделанного перерасчета за отопление в 2019г.:
Бутузовой Елене Владимировне принадлежит на праве собственности квартира ... по адресу: ..., общей площадью 76,7 кв.м. Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцом совершена переплата за отопление в размере 11 085,50 рублей. Ответчиком произведен перерасчет на сумму 3001,96 рубль.
Нуртаевой Лилии Константиновне принадлежит на праве собственности квартира ... по адресу: ..., общей площадью 61,5 кв.м. Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцом совершена переплата за отопление в размере 8 896,78 рублей. Ответчиком произведен перерасчет на сумму 2432,58 рублей.
Перепонову Ивану Анатольевичу принадлежит на праве собственности квартира ... по адресу: ..., общей площадью 81,6 кв.м. Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцом совершена переплата за отопление в размере 11 794,54 рубля. Ответчиком произведен перерасчет на сумму 3212,48 рублей.
Рамоновой Марина Васильевне принадлежит на праве собственности квартира ... по адресу: ...,общей площадью 37,5 кв.м. Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцом совершена переплата за отопление в размере 5 440,78 рублей. Ответчиком произведен перерасчет на сумму 1486,68 рублей.
Сергину Павлу Дмитриевичу по договору социального найма передана квартира ... по адресу: ..., общей площадью 76,7 кв.м. Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцом совершена переплата за отопление в размере 11 085,40 рублей. Ответчиком произведен перерасчет на сумму 3001,96 рубль.
Труничкиной Анне Игоревне, Труничкину Игорю Николаевичу, Труничкину Николаю Игоревичу, Труничкиной Лилии Васильевне принадлежит на праве собственности квартира ... общей площадью 41,5 кв.м. и ... общей площадью 99,7 кв.м. Квартиры располагаются по адресу: ..., Проведенные расчеты показывают, что с 01.05.2018 по 29.02.2020г. истцами совершена переплата за отопление по кв. ... в размере 13 432 рубля и по квартире ... в размере 28 851,44 рубль. Ответчиком произведен перерасчет на по квартире ... на сумму 1645,88 рублей и по квартире ... на сумму 3938,46 рублей.
С учетом разницы, данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истцов.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его нравственные неимущественные права либо посягающими не принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно п. 45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 г. "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" №17 при разрешении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Суд признает, что действиями ответчика истцам причинены нравственные страдания, однако размер требуемой истцами компенсации морального вреда – 10 000 руб. на каждого, суд признает завышенным и несоразмерным и считает возможным взыскать с ответчика по 300,00 рублей в качестве компенсации морального вреда в пользу каждого из истцов.
Согласно ч.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 02.07.2013) "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в пункте 34 постановления Пленума от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» снижения штрафа по делам о защите прав потребителей возможно только в исключительных случаях и по заявлению ответчика. Суд не находит оснований для снижения штрафа, так как ответчиком не представлены доказательства явной несоразмерности штрафа последствиям нарушения обязательств.
При таких обстоятельствах дела и в соответствии с п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» с ответчика в пользу истцов и НООФЗПП «Гражданский патруль» подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в бюджет города Москвы, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 2355,93 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ :
Взыскать с ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Бутузовой Елены Владимировны незаконно удержанную сумму по оплате отопления в размере 8 083,54 рубля, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300 рублей, штраф в размере 2 095,88 рублей.
Взыскать с ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Нуртаевой Лилии Константиновны незаконно удержанную сумму по оплате отопления в размере 6 464,20 рубля, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300 рублей, штраф в размере 1 691,05 рублей.
Взыскать ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Перепонова Ивана Анатольевича незаконно удержанную сумму по оплате отопления в размере 8 580,06 рублей, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300 рублей, штраф в размере 2 220,01 рубль.
Взыскать с ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Рамоновой Марины Васильевны незаконно удержанную сумму по оплате отопления в размере 3 954,10 рублей, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300 рублей, штраф в размере 1063,52 рубля.
Взыскать ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Сергина Павла Дмитриевича незаконно удержанную сумму по оплате отопления в размере 8 083,44 рубля, компенсацию за причиненный моральный вред в размере 300 рублей, штраф в размере 2 095,86 рублей.
Взыскать ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Труничкиной Анны Игоревны, Труничкина Игоря Николаевича, Труничкина Николая Игоревича, Труничкиной Лилии Васильевны незаконно удержанную сумму по оплате отопления по кв. ... в размере 11 786,12 рублей и по ... в размере 24 912,98 рублей, компенсацию морального вреда в пользу каждого из истцов: Труничкиной Анны Игоревны, Труничкина Игоря Николаевича, Труничкина Николая Игоревича, Труничкиной Лилии Васильевны в размере 300 рублей, штраф в размере 9249,77 рублей, то есть по 2 312,44 рубля в пользу каждого из истцов.
Взыскать с ООО «ПИК-Комфорт» в пользу Новосибирского областного общественного фонда защиты прав потребителей "Гражданский патруль" штраф в размере 18 416,09 рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с ООО «ПИК-Комфорт» в бюджет г. Москвы госпошлину в сумме 2355,93 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: