Решение в окончательной форме
принято 25 июня 2018г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полевской 20 июня 2018 года
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Загидулиной О.А., при секретаре Хлебаловой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-521/2018 по иску Прокопьева С.А. к Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокопьев С.А. обратился в суд с иском к Полевскому городскому округу в лице органа местного самоуправления "Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа" о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>, мотивируя это тем, что является наследником имущества П.А.В., умершего . . .г., по завещанию и по закону. Завещанием от . . .г., удостоверенному нотариусом города Полевского П.Л.Л., П.А.В. завещал жилой дом с земельным участком по указанному выше адресу своему сыну Прокопьеву С.А., то есть ему, истцу. На момент смерти наследодателя у него отсутствовали надлежаще оформленные документы, подтверждающие право собственности на жилой дом. Принадлежность дома наследодателю подтверждается соответствующей справкой главы территориального управления с. Полдневая о том, что жилой дом принадлежал П.А.В. согласно похозяйственным книгам. Свидетельство о праве на наследство не выдано по причине отсутствия подтверждения права собственности наследодателя. Истец просил включить жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>, в состав наследства П.А.В.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет иска: он просил признать за собой право собственности на указанный жилой дом.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск и доводы искового заявления.
Представитель ответчика орган местного самоуправления "Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа" в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных исковых требований на предмет спора, Бриджиди Р.А. с иском согласилась.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований на предмет спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 1 статьи 1110 и статей 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Согласно статье 1120 Гражданского кодекса Российской Федерации завещатель вправе совершить завещание, содержащее распоряжение о любом имуществе, в том числе о том, которое он может приобрести в будущем. Завещатель может распорядиться своим имуществом или какой-либо его частью, составив одно или несколько завещаний.
В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
На основании п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В судебном заседании установлено, что П.А.В. . . .г. совершил завещание, которым из принадлежащего ему имущества жилой дом с земельным участком под № по <. . .> в <. . .> завещал своему сыну Прокопьеву С.А., что подтверждается копией завещания, удостоверенного нотариусом <. . .> . . .г. (л.д. 5).
П.А.В. умер . . .г. в <. . .> в <. . .>, что следует из копии свидетельства о смерти от . . .г.
. . .г. Прокопьев С.А. обратился к нотариусу города Полевского Л.О.В. с заявлением о принятии наследства, открывшегося со смертью П.А.В., указав в качестве наследственного имущества жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <. . .>. Это обстоятельство подтверждается копией этого заявления.
Также . . .г. к нотариусу города Полевского Л.О.В. с заявлением о принятии наследства по закону обратилась Бриджиди Р.А.
. . .г. Прокопьев С.А. подал нотариусу заявление о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство по завещанию П.А.В. от . . .г.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Прокопьев С.А. является наследником П.А.В. по закону и по завещанию, принявшим его наследство формальным способом путем подачи заявления нотариусу.
Из копии свидетельства о праве собственности на землю от . . .г. №, выданного на основании постановления главы администрации <. . .> от . . .г. №, видно, что П.А.В. являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <. . .>.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от . . .г. следует, что права на указанный земельный участок не зарегистрированы.
Из справки западного бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости СОГУП СО «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от . . .г. № видно, что права на жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>, до . . .г. не зарегистрированы.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от . . .г. следует, что права на указанный жилой дом до настоящего времени не зарегистрированы.
Как следует из справки, выданной ТУ с. Полдневая . . .г. №, жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, принадлежал П.А.В. по день смерти, согласно похозяйственным книгам за период с 1958 по 2004г.
Поскольку ранее в стране отсутствовали иные учетные системы, в определенные периоды времени федеральные органы исполнительной власти рассматривали похозяйственные книги как единственный источник получения данных не только о количественном и качественном составе жилищного фонда в сельской местности, данных о предоставленных гражданам земельных участках, но и о правообладателях строений и сооружений, расположенных в сельской местности, а также об обладателях вещных прав на земельные участки. Так, выписки (справки) из похозяйственных книг в период действия Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" рассматривались Государственным комитетом по земельной реформе РСФСР в качестве правоустанавливающих документов при оформлении свидетельств о праве собственности на землю, о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (письмо Роскомзема от 13 января 1992г. № 3-14/60).
Исходя из того, что за П.А.В., по данным похозяйственных книг, зарегистрировано хозяйство по адресу: <. . .>, а затем право собственности ему предоставлено на участок, на котором дом расположен, соответственно, государством в течение длительного времени признавалось за ним право собственности на жилой дом, суд считает, что факт того, что жилой дом по этому адресу входит в состав его наследства наравне с земельным участком, на котором дом расположен, установлен.
Таким образом, приняв наследство П.А.В. по завещанию, Прокопьев С.А. приобрел право собственности и на завещанный ему жилой дом по вышеуказанному адресу. В связи с этим его иск о признании права собственности подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокопьева С.А. удовлетворить.
Признать право собственности Прокопьева С.А. на жилой дом, расположенный по адресу: <. . .>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий