Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2014 ~ М-144/2014 от 29.01.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2014 г. г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Погодаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-213/2014 по заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования, обязании утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки Калтукского муниципального образования и согласованию её с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, обязании утвердить и согласовать Генеральную схему очистки Калтукского муниципального образования в срок до **.**.**** г.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что **.**.**** Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения экологических прав граждан, установлено, что в Калтукском муниципальном образовании отсутствует схема санитарной очистки территории. Проект схемы санитарной очистки территории Калтукского муниципального образования на согласование в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в городе Братске и Братском районе (далее Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора но Иркутской области в г. Братске и Братском районе) не представлялся. Указанные факты подтверждаются информацией, представленной территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии сп.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение содержится в подпункте 19 пункта 1 ст. 6 Устава муниципального образования.

В соответствии со ст. 21 ч. 2 Федерального закона от 30.03.1990 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В силу ст. 22 названного Федерального закона, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время действуют санитарные правила, закрепленные в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88). В указанных правилах конкретизируются формы исполнения полномочий по организации сбора и вывоза отходов органами местного самоуправления.

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено наличие в муниципальных образованиях утвержденной исполнительными органами местного самоуправления Генеральной схемы очистки населенных пунктов, которая должна обеспечивать организацию рационального сбора, быстрого удаления, надежного обезвреживания и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Генеральную схему санитарной очистки территории необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 санитарных правил.

Таким образом, в соответствии с санитарными правилами органы местного самоуправления обязаны принять специальный правовой акт - Генеральную схему очистки территории, устанавливающий систему сбора и вывоза отходов на территории данного муниципального образования, а также согласовать его в санитарно - эпидемиологической службе.

В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». На территории Братского района указанные полномочия осуществляет территориальный отдел Управления Роспотребнадзора но Иркутской области в г. Братске и Братском районе.

В соответствии с пунктом 1 ст. 39 Устава муниципального образования администрация поселения является исполнительно - распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

Таким образом, полномочия по принятию Генеральной схемы очистки муниципального образования возложены на администрацию поселения, которая обязана утвердить данную схему и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Генеральная схема очистки населенных пунктов - проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке территорий.

Отсутствие Генеральной схемы очистки территории может привести к
захламлению территории отходами, возникновению мест несанкционированного размещения отходов.

В соответствии с ч.1 ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлено, что восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.

Просил признать незаконным бездействие Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки Калтукского муниципального образования и согласованию ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе; обязать Администрацию Калтукского сельского поселения Братского района утвердить Генеральную схему очистки Калтукского муниципального образования и согласовать ее с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в срок до **.**.**** г.

Определением Братского районного суда от **.**.**** производство по делу в части заявленных требований к Администрации Калтукского сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения по исполнению обязанностей по согласованию Генеральной схемы очистки с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, об обязании администрации сельского поселения согласовать Генеральную схему очистки с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе прекращено, в связи с отказом прокурора от иска в этой части.

В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Корнышева Н.А., действующая на основании прав по должности, уточнила заявленные требования, суду пояснила, что одной из задач администрации муниципальных образований любого уровня является задача организации сбора отходов на своей территории, создание эффективной системы обращения с отходами, которая включает в себя несколько этапов обращения с отходами: образование, сбор, временное накопление (хранение), транспортировка и захоронение или переработка. Сбой на любом из этих этапов незамедлительно приводит к нарушению функционирования всей системы в целом. Одним из следствий, а также основным диагностическим признаком, такого нарушения является образование стихийных свалок мусора.

На основании распоряжения мэра Братского района «О создании комиссии для обследования несанкционированных свалок» от 12.07.2013г. № 873 было проведено обследование территории Братского района с целью выявления мест несанкционированных свалок.

По информации, предоставленной министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области, по результатам инвентаризации несанкционированных свалок на территории населенных пунктов Братского района по состоянию на 01.09.2013г. в 42 населенных пунктах района выявлено 37 свалок площадью 36,269 га с объемом отходов 674,20м3.

Отходы привозятся с территорий населенных пунктов (поселков, сел, деревень) поселений МО «Братский район». Перечень выявленных отходов - отходы из жилищ несортированные; отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли; отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений, отходы от уборки кладбищ.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

В статье 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также указано, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Основными принципами охраны окружающей среды, установленными статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» являются, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории; обязательность участия органов местного самоуправления в деятельности по охране окружающей среды.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ земля в РФ охраняется как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целью охраны земель является, в том числе, предотвращение их загрязнения и захламления.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны в целях охраны земель проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

Статья 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со ст. 22 указанного ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарная очистка - одно из важнейших санитарно-гигиенических мероприятий, способствующих охране здоровья населения и окружающей природной среды, и включает в себя комплекс работ по сбору, удалению, обезвреживанию и переработке бытовых отходов и уборке территорий муниципальных образований.

Генеральная схема очистки населенного пункта направлена на решение указанных задач.

Необходимость разработки генеральной схемы очистки населенного пункта определена «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88), которые действуют впредь до отмены либо принятия новых нормативных правовых актов взамен существующих (Письмо Роспотребнадзора от 10.04.2007 N 0100/3637-07-32).

Согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор и быстрое удаление отходов, скапливающихся на территории населенного пункта, в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Генеральную схему санитарной очистки территории необходимо согласовывать с санитарно-эпидемиологической службой согласно требованию п.п. 1.6, 6.5 санитарных правил.

Так, п. 1.6 санитарных правил установлено, что в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы.

В силу требований п. 6.5 санитарных правил специалисты учреждений санэпидслужбы должны рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов и др.

Таким образом, обязанность по разработке данной схемы может считаться исполненной только после того, как будут получены необходимые согласования, поскольку до этого документ может рассматриваться только как проект Генеральной схемы.

Для определения положений данных санитарных правил, которые соответствуют законодательству РФ необходимо учитывать изменения, произошедшие в системе местных органов власти и государственных органов исполнительной власти со времени принятия данных санитарных правил. Указанные выше действия должны производиться органами местного самоуправления и органами государственной власти, существующими в настоящее время, в соответствии с их полномочиями.

В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». На территории Братского района указанные полномочия осуществляет территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение содержится в Уставе муниципального образования.

В соответствии с Уставом администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Иркутской области.

Для решения вопросов местного значения, органы местного самоуправления обладают набором полномочий, в том числе полномочиями по принятию в соответствие с п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» муниципальных правовых актов.

Следовательно, на администрации в соответствии с законодательством РФ лежит обязанность разработать Генеральную схему очистки территории и согласовать ее с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора.

Согласно п.п. 2.1.1, 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Для сбора на территории населенного пункта отходов устанавливаются мусоросборники (контейнеры), для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Органы местного самоуправления обязаны организовывать санитарную очистку и уборку территорий населенных мест, рациональный сбор, быстрое удаление отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, накапливающихся на территории населенного пункта), информирование поселения об экологической обстановке. Кроме того, к организации сбора и вывоза отходов относится проведение профилактической и разъяснительной работы.

Содержание и порядок разработки схем имеется в постановлении Госстроя от 21.08.2003 года № 152 «Об утверждении «Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации». Методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек. Данный документ носит рекомендательный характер и создан для оказания практической помощи органам местного самоуправления при организации разработки и реализации генеральных схем очистки территорий. Согласно данным рекомендациям при непосредственной разработке отдельные разделы и положения, приведенные в методических рекомендациях, могут быть изменены в зависимости от конкретных условий. Таким образом, администрации поселений независимо от численности населения вправе использовать данный документ при разработке схемы.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 14 предусматривает перечень из 38 вопросов местного значения, единый для всех видов муниципальных образований. Федеральный закон детально разграничивает вопросы местного значения, а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их решению. Соответствующие вопросы местного значения подробнее регламентируются в отраслевом законодательстве.

Так, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления» (п. 1 ст. 8) и направлена на решение задач санитарной очистки территории. Вопросы благоустройства территории поселения, а также градостроительного планирования территории поселений являются самостоятельными вопросами местного значения, направленными прежде всего на решение задач в сфере градостроительного развития, обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, озеленения, поддержания и улучшения эстетического состояния территории.

Таким образом, наличие Правил благоустройства территории муниципального образования, Генерального плана не исключает и не подменяет необходимость разработки Генеральной схемы очистки муниципального образования, которая является одним из инструментов реализации законов РФ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды должно осуществляться органами местного самоуправления в соответствии с настоящим ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Необходимость разработки органами местного самоуправления генеральных схем очистки территорий населенных пунктов подтверждена неоднократными судебными решениями, а также установлена протоколом совещания Секретаря Совета Безопасности РФ и полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе о нейтрализации угроз экологической безопасности от 29.07.2013 г. Так, согласно пункту 4 указанного протокола высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Сибирского федерального округа совместно с главами муниципальных образований (органами местного самоуправления) обеспечить разработку территориальных схем санитарной очистки населенных пунктов. О результатах проделанной работы до 01.11.2013 г. проинформировать полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Неисполнение органом местного самоуправления требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления приводит к захламлению территории муниципального образования отходами, возникновению мест несанкционированного размещения отходов, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Проверка показала, что в муниципальном образовании отсутствует схема санитарной очистки территории. Проект схемы санитарной очистки на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе не представлялся.

Вместе с тем, согласно п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» решением органа местного самоуправления должна утверждаться Генеральная схема очистки населенного пункта.

Законом Иркутской области от 02.12.2004 г. N 76-оз «О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области» в состав территории Калтукского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: поселок Черемшанка, село Калтук.

Кроме того, утверждение Генеральной схемы в виде соответствующего муниципального правового акта предполагает обязанность ответчика разработать указанную схему и представить ее в установленном порядке на согласование в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе.

Поскольку до этого документ может рассматриваться только, как проект Генеральной схемы, указание в заявлении об обязании администрации согласования Генеральной схемы очистки с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе является излишней детализацией процедуры, которую обязан пройти проект для получения статуса официального акта.

Уточняя требования, просила суд признать незаконным бездействие Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования; обязать Администрацию Калтукского сельского поселения Братского района утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования в срок до **.**.**** г.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Калтукского сельского поселения Бояркина С.С., действующая на основании доверенности, требования Братского межрайонного природоохранного прокурора не признала, суду пояснила, что с требованиями Братского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Калтукского сельского поселения по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования и об обязании Администрации Калтукского сельского поселения утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования не согласна по следующим основаниям.

Прокуратура в своем заявлении ссылается на действующие в настоящее время санитарные правила, закрепленные в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарных правил содержания территории населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88. Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года № 152 утверждены «Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ». В соответствии с указанными Методическими рекомендациями, генеральная схема очистки – это проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий. Генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет, с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10 - 20 лет. В данных Методических рекомендациях указано, что они распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек. Поскольку данная норма является императивной, то есть не допускающей выбора и иного толкования, данные Методические рекомендации не могут применяться для населенных пунктов РФ с расчетной численностью населения менее 10 тыс. человек.

В Калтукском муниципальном образовании численность населения составляет 2052 человека - менее 10 тыс. человек, то есть на Администрацию Калтукского сельского поселения не может быть возложена обязанность по разработке генеральной схемы очистки территории Калтукского муниципального образования в соответствии с Методическими рекомендациями утвержденными постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 года № 152.

В соответствии с ч. 2 постановления Госстроя РФ от 21.08.2003 года № 152 руководителям органов местного самоуправления – заказчикам генеральных планов городских и сельских поселений при подготовке заданий на разработку и корректировку градостроительной документации обеспечить наличие генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации в составе генеральных планов. Ввиду незначительной численности населения Калтукского муниципального образования генеральная схема очистки в состав генерального плана Калтукского муниципального образования не включалась.

Также в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации вопросов местного значения» к вопросу местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Во исполнение данного вопроса местного значения, в целях организации четкого взаимодействия всех участников работ по благоустройству и поддержанию чистоты и порядка в муниципальном образовании, а так же для решения комплекса работ по организации сбора, удаления и размещения бытовых отходов, в муниципальном образовании разработаны и утверждены Правила благоустройства, которые направлены на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды. В соответствии с этими Правилами в муниципальном образовании проводится санитарная очистка территории. Мусор вывозят на специальную площадку для временного складирования отходов. Эти площадки указаны в генеральном плане, которые находятся на стадии согласования в Минрегионе. После согласования мест временного хранения твердых бытовых отходов, администрацией будут подготовлены документы для дальнейшего узаконивания земельных участков.

Кроме того, прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ. Однако, ввиду наличия в поселении мероприятий, направленных на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению и уборки территории поселения, самим фактом неутверждения генеральной схемы очистки Калтукского муниципального образования не могут быть нарушены права неопределенного круга лиц. Просила в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области в г. Братске и Братском районе в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 19 части 1 статьи 6 Устава Ключи-Булакского муниципального образования также предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Согласно п. 1.2 Санитарных норм и правил 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным врачом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88, действующими в настоящее время, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно п. 1.6. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» в районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы.

Пунктом 6.5 Санитарных норм и правил 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» установлено, что специалисты учреждений санэпидслужбы должны рассматривать и согласовывать схемы санитарной очистки городов.

Из письменных материалов дела суд установил следующее.

Согласно сообщению начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе схема санитарной очистки территории Калтукского сельского поселения в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе на согласование не представлялась.

В соответствии с распоряжением мэра Братского района *** от **.**.**** была создана комиссия для обследования несанкционированных свалок на территории муниципальных образований.

Согласно сообщению министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области по результатам инвентаризации несанкционированных свалок в адрес министерства от администрации МО «Братский район» были направлены копии актов обследования несанкционированных свалок на территории Братского района. Согласно представленным актам, инвентаризация проведена в 47 населенных пунктах, из них: в 42 населенных пунктах района выявлено 37 свалок площадью 36,269 га с объемом отходов 674,20 м3.

В соответствии с информацией по инвентаризации несанкционированных объектов размещения отходов на территории Братского муниципального района по состоянию на **.**.**** на территории Калтукского муниципального образования выявлена одна свалка площадью 2,00 га с объемом отходов 8 м3, наименование отходов: отходы от жилищ несортированные, отходы от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли, отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений, отходы от уборки кладбищ.

Информационным письмом начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе на имя мэра Братского района Старухина А.И. в целях стабилизации и улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки предложено разработать и утвердить генеральные схемы санитарной очистки населенных мест и включить их в состав генеральных планов и схем территориального планирования.

Согласно п. 4 протокола совместного выездного совещания Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе от 29.07.2013 г., высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Сибирского федерального округа, совместно с главами муниципальных образований (органами местного самоуправления) рекомендовано обеспечить разработку территориальных схем санитарной очистки населенных пунктов.

Согласно справке численность постоянного населения Калтукского муниципального образования составляет 2052 человека.

Решением Думы Калтукского сельского поселения *** от **.**.**** утверждены Правила благоустройства на территории Калтукского муниципального образования.

Копиями свидетельств о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, о государственной регистрации юридического лица, уставом Калтукского муниципального образования подтверждается, что Администрация Калтукского сельского поселения является действующим юридическим лицом.

Анализируя представленные по делу доказательства в совокупности, суд установил, что в ходе проверки соблюдения экологических прав граждан, проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено отсутствие в Калтукском муниципальном образовании Генеральной схемы санитарной очистки территории.

Отсутствие указанной схемы подтверждается сообщениями начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе, министра природных ресурсов и экологии Иркутской области, а также информацией по инвентаризации несанкционированных объектов размещения отходов на территории Братского муниципального района и ответчиком не оспаривается.

В соответствии с действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, разработка Генеральной схемы очистки территории населенных пунктов муниципального образования отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах поселения, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора является исключительной компетенцией муниципальных образований. Органом местного самоуправления не исполняется обязанность по разработке Генеральной схемы очистки территории муниципального образования, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя заинтересованного лица Бояркиной С.С., возражавшей против заявленных требований, суд находит несостоятельными. «Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации», утвержденные постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. № 152, не являются нормативно-правовым актом, носят рекомендательный характер и созданы для оказания практической помощи органам местного самоуправления при организации разработки и реализации генеральных схем очистки территорий, в связи с чем могут использоваться администрациями поселений при разработке схемы очистки территорий независимо от численности населения. В соответствии с данными методическими рекомендациями при непосредственной разработке отдельные разделы и положения, приведенные в них, могут быть изменены в зависимости от конкретных условий. То обстоятельство, что численность населения Калтукского муниципального образования менее 10000 человек, не является основанием, освобождающим орган местного самоуправления от разработки Генеральной схемы очистки территории.

Наличие в муниципальном образовании Правил благоустройства территории муниципального образования не исключает и не заменяет Генеральную схему очистки муниципального образования, поскольку федеральное законодательство разграничивает вопросы местного значения, а также устанавливает полномочия органов местного самоуправления по их решению. Статьей 14 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен перечень из 38 вопросов местного значения, единый для всех видов муниципальных образований. Соответствующие вопросы местного значения подробнее регламентируются в отраслевом законодательстве.

Так, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления (п. 1 ст. 8) и направлена на решение задач санитарной очистки территории. Вопросы благоустройства территории поселения, а также градостроительного планирования территории поселений являются самостоятельными вопросами местного значения, направленными прежде всего на решение задач в сфере градостроительного развития, обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, озеленения, поддержания и улучшения эстетического состояния территории.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что бездействие администрации муниципального образования приводит к возникновению запрещенных пунктами 3.1 и 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» несанкционированных неконтролируемых свалок бытовых отходов на территории Калтукского муниципального образования, а также к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью населения Калтукского муниципального образования, нарушает право граждан на жизнь и охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, установленное Конституцией Российской Федерации.

При наличии таких обстоятельств требования Братского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования, обязании Администрации Калтукского сельского поселения Братского района утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования в срок до **.**.**** являются законными и обоснованными, вследствие чего подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Калтукского сельского поселения Братского района по исполнению обязанностей по утверждению Генеральной схемы очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования.

Обязать Администрацию Калтукского сельского поселения Братского района утвердить Генеральную схему очистки населенных пунктов Калтукского муниципального образования в срок до **.**.**** г.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Гапеевцева М.А.

2-213/2014 ~ М-144/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор
Другие
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ирк. обл. в г. Братске и Братском районе
Администрация Калтукское сельское поселение
Суд
Братский районный суд Иркутской области
Судья
Гапеевцева Марина Александровна
Дело на странице суда
bratski--irk.sudrf.ru
29.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2014Передача материалов судье
29.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2014Судебное заседание
03.04.2014Судебное заседание
08.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2014Дело оформлено
22.01.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее