76RS0014-02-2019-000488-65
Дело № 12-216/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 20 сентября 2019 года
Судья Ленинского районного суда города Ярославля Терентьева Н.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, Волошина А.М.,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 по доверенности,
при секретаре Абрамовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу члена аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Волошина А.М. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении
Волошина А.М., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ член аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Волошин A.M. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Членом аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области Волошиным A.M. подана жалоба на указанное постановление, в которой просит признать вынесенное постановление незаконным, отменить его, производство по делу прекратить. Автор жалобы, цитируя ст. 24.1, ч.1 ст. 26, ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ указывает, что работу с аукционной документацией, включая ее подготовку, рассмотрение заявок на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения контракта, на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Ярославля в ДД.ММ.ГГГГ выполнял специализированный отдел организации закупок службы Заказчика - МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля и комиссия департамента государственного заказа Ярославской области, после чего, проверенная членами комиссии, в должностные обязанности которых это входит, информация была доведена до него, как до члена аукционной комиссии.
Учитывая, что специального обучения по организации закупок для муниципальных нужд в соответствии с 44-ФЗ он не проходил, он согласился с решением комиссии о признании заявки ООО «ЯПСК» несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме, на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ с учетом информации отдела организации закупок МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» города Ярославля.
Кроме того, в соответствии с занимаемой должностью, его основной задачей является организация содержания улично-дорожной сети города в части уборки, летнего и зимнего содержания дорог, организации текущего ремонта дорог силами специализированных организаций, имеющих необходимый технический потенциал и опыт работы. В видах деятельности ООО «ЯПСК» направления деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог нет.
С учетом вышеизложенного и занимаемой должности заявителю не представилось возможным предположить, что осуществление иных видов деятельности, напрямую не отраженных в Уставе Общества, позволит качественно, в срок, и в полном объеме выполнить работы по текущему содержанию улично-дорожной сети города, что, в свою очередь, улучшит транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог города Ярославля, уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий и снизит затраты города на компенсацию материального ущерба в результате ДТП, снизит риск нанесения вреда здоровью граждан.
Заявитель просит учесть, что ДГХ мэрии г.Ярославля является главным распорядителем бюджетных денежных средств, и основным доводом для него являлось целевое расходование выделенных денежных средств на проведение ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие узкой специализации в части толкования отдельных статей 44-ФЗ, добиваясь цели, в соответствии с занимаемой должностью, качественно, в срок и в полном объёме организовать работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля силами специализированных организаций, его вины в признании заявки ООО «ЯПСК» несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ, не усматривает.
Дополнительно заявитель указывает, что муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЯПСК» заключен, а стало быть, не наступило и негативных последствий, которые могли бы быть вменены ему в вину.
По мнению заявителя, принимая решение о незаконность снятия с аукциона заявки ООО «ЯПСК», комиссия УФ АС по ЯО исходила из анализа не только требований Федерального закона 44-ФЗ, но и общих норм гражданского права, ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью, ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и т.д. Только анализ совокупности действий указанных законов позволил сделать комиссии УФАС мотивированный вывод о том, что в данном конкретном случае ООО «ЯПСК» может быть допущено до участи в аукционе. Исключительность указанных обстоятельств свидетельствует о добросовестном заблуждении членов аукционной комиссии, а не о виновном нарушении действующего законодательства, что является основанием для привлечения к административной ответственности.
Заявитель просит рассмотреть возможность применения ст. 2.9 КоАП РФ, так как наложение на него штрафа в размере 30 000 рублей при существующем заработке и с учетом отсутствия возможности иметь иной доход, кроме как начисленной заработной платы, является существенным ухудшением материального обеспечения его семьи, а тяжесть вменяемого правонарушения, в отсутствии негативных последствий, не соответствует тяжести понесенного наказания, при том, что санкция ч.2 ст. 7.30 КоАП предусматривает наложение штрафа от 5000 рублей до 30 000 рублей.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Волошин А.М. поддержал жалобу в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 по доверенности жалобу Волошина А.М. не поддержала, просила постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Волошина А.М. оставить без изменения.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
Часть2 ст. 7.30 КоАП РФ предусматривает ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) пооснованиям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактнойсистеме в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что рассмотрев материалы по жалобе ООО «ЯПСК» на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ (извещение №) и результаты внеплановой проверки в соответствии с ч.15 ст.99 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области выявлен факт признания заявки участника закупки ООО «ЯПСК» несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по основаниям не предусмотренным законодательством о контрактной системе. Уполномоченным органом (департаментом государственного, заказа Ярославскойобласти), в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) ДД.ММ.ГГГГ размещено изменение к ранее опубликованному извещению № о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ вместе с аукционной документацией. Начальная (максимальная) цена контракта - <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч.1 ст.59 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч.4 ст.23 вышеуказанного закона наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены Правила формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности <данные изъяты> и включающий в себя информацию в соответствии с Правилами формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.7 Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция. указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскомуклассификатору продукции по видам экономической деятельности <данные изъяты>.
В извещении о проведении электронного аукциона №, в редакции размещенной ДД.ММ.ГГГГ заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее: в извещении указан код позиции <данные изъяты>, что соответствует коду <данные изъяты> «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки». Иные коды, применительно к предмету закупки, ни извещение о проведении электронного аукциона, ни аукционная документация не содержат.
Согласно ч.1 ст.69 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 6 ст.69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 ст. 24.1, ч.ч.3, 5 ст.66 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно ч.7 ст.69 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 5 ч.5 ст. 66 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона в аукционе в электронной форме приняли участие два участника закупки (ООО «ЯПСК», АО «ЯРДОРМОСТ»). Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ заявка участника закупки ООО «ЯПСК» № признана аукционной комиссией уполномоченного органа несоответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, поскольку «в соответствии с извещением и документацией о проведении электронного аукциона №, аукцион проводится на право заключения муниципального контракта на выполнение работ, включенных в код <данные изъяты>:Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки (Наименование объекта закупки - выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ ОКВЭД Код <данные изъяты> - Строительство автомобильных дорог и автомагистралей).
Участник закупки в составе второй части заявки предоставил выписку из единого государственного реестра юридических лиц, в которой отсутствует код и наименование вида деятельности на проведение данных видов работ по Общественному классификатору видов экономической деятельности, что не соответствует документации об электронном аукционе и требованиям заказчика.
Таким образом, заявка ООО «Ярославская Проектно-Строительная компания» (ИНН <данные изъяты>) на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе № на основании п.1 ч. 6 ст. 69 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Непредставление документов и информации, которые предусмотрены ч. 11 ст. 24.1, ч.3 и 5 ст. 66 ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе».
Вторая часть заявки ООО «ЯПСК», поданная на участие в рассматриваемом электронном аукционе, содержала, в том числе, следующие документы:Устав ООО «ЯПСК»;выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>;решение № единственного участника ООО «ЯПСК» от ДД.ММ.ГГГГ;анкета участника закупки;решение № участника ООО «ЯПСК» от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.п.1, 3 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Их письменных материалов следует, что согласно п. 2 ст. 3 «Цели, предмет и виды деятельности общества» Устава ООО «ЯПСК» для реализации целей и задач общество осуществляет следующие виды деятельности:74.2 - Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки;51 - Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами;51.53.24 - Оптовая торговля прочими строительными материалами;60.24 - Деятельность автомобильного грузового транспорта; осуществление иных видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством и не противоречащих предмету и целям деятельности Общества.
Деятельность Общества не ограничивается видами деятельности, оговоренными в Уставе. Общество осуществляет любые иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Сделки, выходящие за пределы уставной деятельности, но не противоречащие действующему законодательству, признаются действительными (п. 3 ст. 3 Устава ООО «ЯПСК»).
Учитывая, что документация об аукционе в электронной форме не содержит информации о коде ОКВЭД <данные изъяты>законодательство о контрактной системе не содержит такого основания для признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям аукционной документации, как отсутствие в записке из ЕГРЮЛ сведений о видах экономической деятельности, осуществляемых таким юридическим лицом, соответствующих виду экономической деятельности, согласно предмету закупки, и, принимая во внимание положения Устава ООО «ЯПСК» (пункта 3 статьи 3 «Цели, предмет и виды деятельности общества»), суд считает, что в данном конкретном случае у аукционной комиссии уполномоченного органа отсутствовали правовые основания для признания заявки ООО «ЯПСК» несоответствующей требованиям аукционной документации.
Приказом департамента государственного заказа Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об аукционной комиссии» для организации и проведения электронного аукциона (предмет закупки: выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Ярославля ДД.ММ.ГГГГ (извещение №) образована аукционная комиссия, в состав которой входит Волошин А.М. - заместитель начальника управления - начальник отдела содержания улично - дорожной сети департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, в качестве члена аукционной комиссии. Согласно приказа заместителя мэра - директора департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля № от ДД.ММ.ГГГГ Волошин А.М. с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность муниципальной службы - заместитель начальника управления - начальник отдела содержания улично - дорожной сети управления дорожного хозяйства.
Приказом департамента государственного заказа Ярославской области № «Об утверждении положений о комиссиях» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 39 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ утверждено положение об аукционной комиссии.
Согласно разделу 2 Положения об аукционной комиссии, утвержденного приказом департамента государственного заказа Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №, аукционная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, БК РФ, законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, в том числе ФЗ № 44-ФЗ, ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и иными регулирующими сферу закупок товаров, работ, услуг действующими нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Ярославской области, приказами департамента и настоящим Положением.
Разделом 3 Положения определено, что аукционная комиссия создается в целях проведения аукционов в электронной форме и в своей деятельности аукционная комиссия руководствуется принципами контрактной системы в сфере закупок, в том числе принципами открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что членом аукционной комиссии департамента государственного заказа Ярославской области является Волошин А.М.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Волошина А.М. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, конкурсной документацией и иными доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Волошина А.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В то же время, судья учитывает, что в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При определении малозначительности данного правонарушения судом учитывает объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий, предшествующую позицию Ярославского УФАС на момент утверждения документации об электронном аукционе по аналогичным делам по установлению требований о наличии лицензии правомерными, другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния, личность виновного, а также отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношениям или их существенного нарушения.
Поскольку административное правонарушение признано судом малозначительным, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Волошина А.М. подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении Волошина А.М. отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья п/п
Копия верна
Судья Н.Н. Терентьева