УИД 77RS0016-02-2022-019127-34
Гр.дело №2-11026/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 октября 2022 года адрес
Мещанский районный суд адрес
в составе председательствующего судьи фио,
при секретаре фио
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-11026/2022
по иску Кузнецовой Инги Шотовны к ГБУ «Жилищник адрес», Департаменту городского имущества адрес, Департаменту капитального ремонта адрес, Управе адрес, Префектуре адрес, Правительству Москвы, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес о предоставлении субсидирования на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по аварийному капитальному ремонту в объеме ликвидации аварийной ситуации,
установил:
Истец Кузнецова И.Ш. обратилась в суд с иском, в котором просит обязать в течение месяца со дня вступления решения в законную силу Департамент капитального ремонта, Правительство Москвы предоставить имущественный взнос (субсидирование) ФКР Москвы проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по аварийному капитальному ремонту МКД по адресу: адрес объеме ликвидации аварийной ситуации квартир 163,165 и 167; обязать в течение месяца со дня вступления решения в законную силу ФКР Москвы предоставить имущественный взнос (субсидирование) Префектуре адрес г, Москвы, Управе адрес на выполнение строительно-монтажных работ по аварийному капитальному ремонту по адресу: адрес объеме ликвидации аварийной ситуации квартир 163,165 и 167; обязать в течении двух месяцев в момента вступления решения в законную Префектуру адрес, Управу адрес и ГБУ Жилищник адрес провести конкурсную процедуру по определению исполнителя работ ликвидации аварийной ситуации квартир 163,165 и 167; обязать ответчиков в течении трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, произвести капитальный ремонт в виде следующих работ по устранению аварийной ситуации жилого дома по адресу адрес, кв. 163,165 и 167 за счет средств ФКР Москвы в виде замены аварийных участков перекрытий в зоне коридора, кухни, ой и уборной в квартирах 163 потолок, квартире 165 потолок и пол, квартира 167 пол; обязать Департамент городского имущества в течении месяца с момента вступления решения в законную силу предоставить истцу и третьим лицам жилые помещения, пл. не менее площади квартир 165, 163 и 167 по адресу: адрес , на момент проведения капитального ремонта.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адpecy: адрес с ноября 2012 года, на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 77-АО № 472777 от 13.11.2012 г. С 2020 года истец обращается во всевозможные инстанции, с требование провести капитальный ремонт межэтажных перекрытий, в виду повреждения и деформации перекрытий, исчерпавшие несущую способность, является опасным ввиду возможности разрушения конструкций. 23 ноября 2020 года специалистами ГАУ МосжилНИИпроект осуществлен выход, для составления ТЗК. В конце 2021 года выдан ТЗК. 30 ноября 2021 года было вынесено распоряжение Правительства Москвы 1рефектурой адрес и Заключение комиссии от 24 ноября [ 2021 года, которым квартира 165 была признана подлежащей капитальному ремонту. На все обращения о проведении капитального ремонта в соответствии с распоряжением, заключением комиссии, ТЗК истец получает ответ об отсутствии финансирования. Также истцу Префектура адрес пояснила, что Закон № 33 от 24.11.2021 «О бюджете адрес на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетные ассигнования выполнения капитального ремонта её квартиры не предусмотрены. Префектура адрес сообщила, проведение ремонтных работ возможно в рамках средств по Постановлению Правительства Москвы от 13,09.2021 № 848-ПП при условии согласования данных расходов Советом депутатов муниципального округа. Управа адрес сообщила что вопрос о изыскании возможности выполнения работ по восстановлению перекрытий планируется рассмотреть за счет средств экономического развития адрес на 2022 год. Управляющая компания будет проводить конкурсную процедуру по определению исполнителя работ. ГБУ Жилищник адрес сообщило, что истец лично должна нести расходы по ремонту, своими силами и за свой счёт. Таким образом, два года, истец и третьи лица с квартир 163 и 167 живут в аварийных, опасных для жизни и здоровья лиц, ввиду отсутствия финансирования признанного аварийного жилья, что является непростительным бездействием со стороны ответчиков. В адрес ответчика была направлена досудебная претензия, ответ на которую со стороны ответчика не поступил.
Представитель истца по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ГБУ «Жилищник адрес» по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Департамента капитального ремонта адрес, ФКР Москвы по доверенности фио в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Департамента капитального ремонта адрес, ФКР Москвы по доверенности в судебное заседание явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Управы адрес в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежащим образом извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Москвы и Префектуры адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Правительства Москвы и Департамента капитального ремонта адрес по доверенности фио в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ответчика Департаменту городского имущества адрес в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела надлежащим образом извещен.
Третьи лица фио, фио, ГАУ МосжилНИИпроект, Совет депутатов фио в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела надлежащим образом извещены.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено при данной явке сторон.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Кузнецова И.Ш. является собственником квартиры, расположенной по адресу: : адрес.
Как указывает истец, при снятии натяжного потолка в квартире обнаружено разрушение межэтажного перекрытия, после демонтажа выявлено, что одна из несущих балок полностью прогнила.
Как следует из заявления от 06.04.2020 г., адресованного истцом директору ГБУ «Жилищник адрес», разрушение образовалось из-за постоянных протечек из вышерасположенной квартиры №167.
Из переписки , представленной истцом в материалы дела следует, что разрушение межэтажного перекрытия произошло вследствие ненадлежащей эксплуатации системы водоснабжения (перепланировки) квартиры №167, что стало причиной неоднократных заливов квартиры истца. Управляющей организацией жителям вышерасположенной квартиры неоднократно направлялись уведомления о необходимости устранить причины протечек.
Полагая, что на ответчиках лежит обязанность по устранению последствий протечек истец обратилась в суд с настоящим иском.
В силу п. 8.3 ст. 13 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в т.ч., определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливаются порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с названным Кодексом (часть 6 статьи 168 Жилищного кодекса).
Определение капитального ремонта дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома - это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Перечень работ и услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2013 г. N 833-ПП, который в полной мере согласуется с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 г. N 832-ПП, а также положениям статей 166, 167, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением Префектуры адрес от 30.11.2021 г. №405 -р «О признании жилого помещения по адресу: адрес подлежащим капитальному ремонту» указанная квартира признана подлежащий капитальному ремонту, что соответствует абз. 3 пункта 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47. В отношении помещения, находящегося в частной собственности, проведение ремонта или реконструкции помещения, осуществляется собственником помещения, проведение ремонтных работ в квартире № 165 согласно техническому заключению ГАУ «МосжилНИИпроект» от 2020 года, арх. № 833-235 невозможно без отселения граждан, дальнейшее использование помещения, в том числе после проведения работ по ремонту или реконструкции помещения, определяется собственником помещения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и адрес.
Из материалов дела также следует, что аварийное состояние межэтажного перекрытия возникло в результате неправомерных действий собственников вышерасположенного жилого помещения и нарушения правил содержания и эксплуатации жилых помещений.
В соответствии с Положением о Департаменте капитального ремонта адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 05.04.2011 № 104-ПП «О переименовании Департамента капитального ремонта жилищного фонда адрес и утверждении положения о Департаменте капитального ремонта адрес», Департамент является функциональным органом исполнительной власти адрес, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере капитального ремонта жилищного фонда, объектов нежилого фонда, по благоустройству территории адрес в целях формирования комфортной городской среды, по осуществлению мероприятий, связанных с размещением транспортно-пересадочных узлов в адрес (далее - установленная сфера деятельности). Департамент осуществляет полномочия органа исполнительной власти адрес, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес и краткосрочного плана ее реализации, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 №832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес» утверждена и сформирована на 30 лет региональная программа капитального ремонта на территории адрес, а постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 №834-ПП «Об учреждении Фонда капитального ремонта многоквартирных домов адрес» учрежден ФКР Москвы.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: адрес, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес на 2015-2044гг., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 №832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес» (строка 19296 приложения 2 к постановлению).
Статьей 166 ЖК РФ определен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к многоквартирного дома.
Работы по замене деревянных перекрытий между этажами и последующая отделка помещений квартир в региональную программу капитального ремонта не входят, в связи с чем у Департамента и Фонда отсутствуют полномочия по производству таких видов работ.
По информации Фонда в рамках региональной программы ФКР Москвы выполнены следующие работы:
- разработка проектной документации, Акт выполненных работ от 24.04.2017, Договор от 28.07.2016 № 31-000217-16 (подрядная организация адрес компаний «ЕКС»);
Договор от 14.04.2017 № КР-000712-17, подрядная организация ГБУ «Жилищник адрес»:
- ремонт внутридомовых инженерных сетей электроснабжения, Акт выполненных работ от 01.11.2017;
- ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения (разводящие магистрали), Акт выполненных работ от 07.10.2019;
- ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (разводящие магистрали), Акт выполненных работ от 01.11.2017;
- ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (стояки), Акт выполненных работ от 01.11.2017;
- ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения (разводящие магистрали), Акт выполненных работ от 07.10.2019;
- ремонт фасада (замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования и замена входных дверей), Акт выполненных работ от 18.05.2018.
Договор от 07.03.2019 № КР-003850-19, подрядная организация ГБУ «Жилищник адрес» ремонт подъездов, направленный на восстановление их надлежащего состояния и проводимый при выполнении иных работ, Акт выполненных работ от 22.11.2019.
Замена перекрытий, в том числе противопожарная обработка деревянных конструкций не входит в перечень услуг (работ) но капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемый за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом адрес. В рамках региональной программы отселение жителей не предусмотрено.
Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не перечисляются в бюджет, а зачисляются - в зависимости от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта - либо на специальный счет в кредитной организации (банке), либо на счет регионального оператора (часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут использоваться в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований, а должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В частности, средства фонда капитального ремонта (независимо от избранного собственниками помещений в многоквартирном доме способа его формирования), согласно части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации, оплаты услуг по строительному контролю, для погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг и (или) работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам; при этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только тех работ, которые предусмотрены частью 1 статьи 166 данного Кодекса (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, его фасада и фундамента), и работ, которые предусмотрены законом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами. Использование указанных средств на иные цели не допускается.
В связи с реализацией региональной программы бюджетные средства на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках действующих государственных программ Департаменту не выделяются. Предоставление субсидий из средств бюджета адрес Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ в многоквартирных жилых домах законодательно не предусмотрено.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее по тексту - Положение).
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания, а также многоквартирного дома аварийным действующее законодательство относит к компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается Правительством Москвы на основании заключения Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда адрес.
В отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес решение о признании его аварийным и подлежащим реконструкции Правительством Москвы не принималось.
Решение о признании жилого помещения непригодным для проживания принимается Окружной межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 21.12.2017 № 1072-ПП «О порядке признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в адрес и признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом и внесении изменений, признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) адрес». Такое решение в отношении жилого помещения истца Окружной комиссией не принималось.
В многоквартирном жилом доме по указанному адресу аварий или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не случалось, в отношении него комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности соответствующего административного округа города
Москвы решений не принималось, в связи с чем постановление Правительства Москвы от 05.09.2017 № 630-ПП «Об утверждении порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории адрес в случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера» в сложившихся правоотношениях не применяется.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для обязания ответчиков провести ремонт межэтажных перекрытий.
Учитывая вышеизложенное заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Кроме того суд отмечает следующее, из материалов дела следует, что разрушение межэтажных перекрытий возникло в первую очередь не вследствие естественного состаривания материала, а вследствие длительного воздействия влаги, вызванного неоднократными заливами жильцов вышерасположенной квартиры.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, ответственность по возмещению ущерба, причиненного неоднократными заливами, должна быть возложена на виновных в заливе лиц, в связи с чем истец, в силу ст. ст. 15, 1064 ГК РФ, вправе требовать возмещения ущерба с них (виновных лиц). Ответчики не являются причинителями вреда квартире, принадлежащей истцу, в связи с чем ущерб не может быть возмещен за счет лиц, у которых отсутствует вина в причинении вреда.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права и обязанности собственника жилого помещения определены в статье 30 ЖК РФ, согласно частям 3 и 4 которой собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу приведенных выше норм ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ, ответственность по содержанию жилого помещения в надлежащем, обязанность проведения текущего ремонта жилого помещения лежит на его собственнике.
Истец не лишен возможности самостоятельно (с привлечением уполномоченной организации) произвести ремонт перекрытия, а затем возместить данные убытки за счет виновных в заливах квартиры лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузнецовой Инги Шотовны к ГБУ «Жилищник адрес», Департаменту городского имущества адрес, Департаменту капитального ремонта адрес, Управе адрес, Префектуре адрес, Правительству Москвы, Фонду капитального ремонта многоквартирных домов адрес о предоставлении субсидирования на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ по аварийному капитальному ремонту в объеме ликвидации аварийной ситуации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд адрес в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
фио Городилов