Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2014 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания: Высотиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования город Салехард о постановке на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском о постановке его на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, мотивировав требования тем, что он проживал в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умер его отец ФИО4, а мать ФИО5 решением Салехарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Постановлением Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец был определен на постоянное место жительства в ММВУ «Радуга». Приговором от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 осужден к 3 годам лишения свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден к отбытию наказания сроком на 5 лет, тогда ему было 21 год. Представитель истца ФИО6 обратилась в Администрацию муниципального образования город Салехард в целях постановки на учет ФИО2, однако ей в этом было отказано со ссылкой на то, что ФИО2 более 23 лет. По неизвестным причинах ранее на учет поставлен не был. Настаивает, что до 23 лет ФИО2 не имел возможности обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, а также в связи с бездействием должностных лиц ММВУ «Радуга», просит обязать орган опеки и попечительства Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард поставить ФИО2 на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец ФИО2 участия не принимал, о рассмотрении дела уведомлен.
Представитель истца ФИО6, действующая по доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - 90,8 кв.м, с учетом количества проживающих там лиц - 10 человек, составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи. Её брат ФИО9 в первый раз был осужден в 16 лет, и на момент достижения совершеннолетия находился в местах лишения свободы, освободился в июне 2003 года и тогда в квартире уже проживало 10 человек.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования город Салехард, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения надлежащим образом, в судебном заседании участия не принимал.
Представитель соответчика Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард ФИО7, имеющая полномочия по доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что возраст ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, превышает предельно установленный для постановки на учет, поэтому он не может быть принят на учет лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
Представитель третьего лица Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа в судебном заседании участия не принимал.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно положений статьи 98.1 и части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 15 Жилищного кодекса РФ определено, что жилые помещения являются объектами жилищных прав. При этом жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан - отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Порядок реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение установлен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильём граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Действующим региональным законодательством - статьей 40-1 указанного Закона установлено, что учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в целях предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда автономного округа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства указанных лиц на территории автономного округа.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, самостоятельно или через законных представителей, если они не были в установленном порядке приняты на учет, соответственно до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подают заявление о принятии на учет в орган опеки и попечительства по месту жительства (часть 3 статьи 40-1).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО2, является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ года, а мать ФИО5 решением Салехарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
При этом в собственности, либо по договору социального найма жилых помещений истец не имеет, и ответчиками данное обстоятельство не оспорено.
На основании постановления Главы Администрации города Салехард от 13.02.1996 года № 53 истец был определен на постоянное место жительства в ММВУ «Радуга» города Салехард, и за несовершеннолетними закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>, где истец зарегистрирован по месту жительства, ранее временно был снят с учета в связи с осуждением.
По приговору суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был осужден к 3 годам лишения свободы, освободился ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ вновь осужден к отбытию наказания сроком на 5 лет, а затем осужден в августе 2012 года и в настоящее время отбывает наказание. Представитель истца ФИО6 обратилась в Администрацию муниципального образования <адрес> в целях постановки на учет ФИО2, однако ей в этом было отказано со ссылкой на то, что ФИО2 более 23 лет.
Изучив материалы дела, суд находит обоснованным довод представителя истца ФИО6 от том, что площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, - 90,8 кв.м, с учетом количества проживающих там лиц - 10 человек, составляет менее учетной нормы на каждого члена семьи.
Между тем, технический паспорт жилого помещения подтверждает, что <адрес> имеет общую площадь 90,8 кв.м, является неблагоустроенным, 1938 года постройки, в 2003 году износ дома составлял 63%. Более того, в акте от ДД.ММ.ГГГГ содержится информация о том, что дом является деревянным, состоит из четырех комнат, с печным отоплением, вода привозная, то есть признакам благоустройства, установленным в статье 15 Жилищного кодекса РФ, не отвечает.
Судом установлено, что истец не является собственником либо нанимателем жилых помещений, закреплённого жилья не имеет, жилым помещением, в том числе, по статусу лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечен не был, в настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, свое право не реализовал по уважительным причинам в виду нахождения длительный период времени в исправительных учреждениях, в том числе на момент достижения совершеннолетия.
При этом, статус истца ФИО2, позволяющий ему состоять на таком учете, подтверждён материалами дела.
Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, ответчиками в судебное заседание не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что по смыслу приведённой статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ФИО2 в силу действующего федерального и регионального законодательства является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения. Учитывая, что истец не был в установленном порядке принят на учет, суд находит, что достижение истцом возраста более 23 лет при установленных судом обстоятельствах не может служить основанием для отказа ему в постановке на такой учет.
В силу положений статей 4 и 24 ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанность по постановке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учёт для предоставления жилья возлагается на органы опеки и попечительства.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Российская Федерация на основании статьи 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
При таких обстоятельствах, а также учитывая положения приведённых конституционных норм, суд приходит к выводу, что обязанность по постановке истца на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей следует возложить на орган опеки и попечительства Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать орган опеки и попечительства Департамента образования Администрации муниципального образования город Салехард поставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий Т.Ю. Щепкина