Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3497/2020 ~ М-3150/2020 от 22.05.2020

Дело № 10RS0011-01-2020-004352-48 (2а-3497/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04.06.2020 г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

с участием

представителя административного истца

представителя административного ответчика

Л.В. Ласкиной, действующей на основании доверенности от 30.04.2020

М.В. Хмелевской, действующей на основании доверенности от 17.12.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Платоновой Марии Владимировны к администрации Петрозаводского городского округа о признании незаконными заключения от 23.10.2019 № 349 межведомственной комиссии Петрозаводского городского округа и постановления от 30.10.2019 № 2904 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»,

УСТАНОВИЛ:

Платонова Мария Владимировна (далее – административный истец, заявитель, собственник) обратилась в суд с административным иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – административный ответчик, Администрация) с требованиями о признании незаконными заключения межведомственной комиссии Петрозаводского городского округа (далее также – комиссия ПГО) от 23.10.2019 № 349 (далее – заключение от 23.10.2019, оспариваемое заключение), которым дано заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <данные изъяты> в г. Петрозаводске (далее – спорный дом) аварийным и подлежащим сносу, полагая его незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку заявитель, являясь сособственником квартиры <данные изъяты> в спорном доме (далее – спорная квартира), не была извещена о месте и времени заседания комиссии ПГО, в связи с чем была лишена возможности приводить возражения относительно технического состояния спорного дома, при этом полагает, что отсутствуют основания для признания его аварийным. Также испрашивает о признании незаконным постановления от 30.10.2019 № 2904 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (далее – постановление от 30.10.2019, оспариваемое постановление).

Определением от 26.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Милющенко Елена Александровна и Карпов Павел Васильевич (далее совместно – заинтересованные лица, сособственники).

Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель в ходе рассмотрения дела на требованиях настаивал по доводам, подробно изложенным в административном иске.

Представитель Администрации возражал против удовлетворения заявленных требований.

Остальные участники процесса, извещенные о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административному истцу и Милющенко Е.И. с 08.02.2002, а Карпову П.В. – с 12.07.2010 принадлежит по 1/3 доле в праве собственности в спорной квартире, расположенной в спорном доме.

Спорный дом 1958 года постройки, является деревянным двухэтажным жилым домом, в котором наружные стены являются деревянными щитовыми, перегородки – дощатые, перекрытия – деревянные балочные, а в его двух подъездах расположено 8 квартир.

В Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) имеются сведения о нахождении квартир 3, 4, 7 в спорном доме в частной собственности, а сведения о собственниках иных квартир (1, 2, 5, 6, 8) в ЕГРН отсутствуют.

От муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» (далее – МКУ «Служба заказчика»), осуществляющего функции представителя собственника – Петрозаводского городского округа, в отношении муниципального жилого фонда, 10.10.2019 в Администрацию поступило обращение (далее – обращение от 10.10.2019) с приложением технического заключения по обследованию состояния конструктивных элементов здания и внутренних инженерных систем, относящихся к общему имуществу спорного дома, выполненному обществом с ограниченной ответственностью «Сапр» (далее – заключение ООО «Сапр»), с просьбой признать, в том числе, спорный дом, аварийным и подлежащим сносу.

К обращению от 10.10.2019 были приложены выписки из ЕГРН на жилые помещения в спорном доме, однако иные документы о правах на помещения, сведения о которых в ЕГРН отсутствовали, приложены не были.

В целях рассмотрения обращения от 10.10.2019 были получены сведения о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, расположенных в них, после чего 14.10.2019 в адрес собственников квартир 1, 4, 7 были направлены уведомления о рассмотрении 23.10.2019 комиссией ПГО вопроса о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу.

В адрес собственников спорной квартиры (как по месту ее нахождения, так и по месту жительства, собственников, указанному в ЕГРН) уведомления о рассмотрении вопроса о признании спорного дома не направлялись.

Доказательств направления иным способом (путем направления факсограмм, телефонограмм либо посредством электронной связи) собственникам спорной квартиры уведомлений о месте и времени рассмотрения комиссией ПГО вопроса о признании спорного дома аварийным, не представлено.

По результатам рассмотрения комиссией ПГО в составе 10 членов (включенных постановлением Администрации от 17.07.2019 № 1855 в основной и резервный ее составы) представленного МКУ «Служба заказчика» заключения ООО «Сапр», согласно выводам которого проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме невозможно ввиду необходимости проведения ремонта несущих конструкций стен и перекрытий, которые не предусмотрены Региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в рамках которой он является неремонтопригодным, было принято оспариваемое заключение о выявлении оснований для признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу.

На основании заключения от 23.10.2019 Администрацией было вынесено оспариваемое постановление, которым спорный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, а также дано распоряжение о принятии мер по отселению из него физических и юридических лиц в срок до 31.12.2019 (пп. 1, 3.2).

Заявитель 09.01.2020 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении документов о признании спорного дома аварийным, которые были направлены в его адрес 05.02.2020 и получены им 07.02.2020.

С настоящим административным иском заявитель обратился 20.05.2020.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Срок обращения с настоящим административным иском, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, заявителем пропущен.

Вместе с тем, с учетом ограничительных мер, установленных в Республике Карелия распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 № 127-р «О введении с 12 марта 2020 года на территории Республики Карелия режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия», разъяснений, содержащихся в п. 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, заявленного административным истцом ходатайства, суд полагает возможным восстановить его. При этом суд принимает во внимание незначительность пропущенного срока, а также значимость правовых последствий, связанных с оспариваемыми актами.

Отказ в административном иске по одним формальным основаниям пропуска срока на обращение в суд без правовой оценки законности оспариваемых решений административных органов фактически влечет отказ в судебной защите нарушенного, по мнению административного истца, права, что является недопустимым и противоречит задачам административного судопроизводства (определения Верховного Суда РФ от 13.06.2019 № 92-КА19-2, от 04.10.2019 № 45-КА19-7, от 07.02.2020 № 32-КА19-8 и др.).

Поскольку МКУ «Служба заказчика» лишь осуществляет функции представителя собственника (Петрозаводского городского округа) в отношении муниципальных жилых помещений, его привлечение к участию в деле не требуется.

Приходя к такому выводу, суд учитывает, что настоящий административный иск заявлен непосредственно к Администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом Петрозаводского городского округа (ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 37 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418), что соотносится с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2019 № 5-КГ19-144.

Согласно абзацам первому и пятому пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – положение № 47):

– оценка и обследование многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (абзац первый);

– по общему правилу собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшими комиссию (абзац пятый).

В соответствие с п. 3.5.9 административного регламента Администрации по предоставлению муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Администрации от 30.03.2020 № 803 (далее – регламент № 803) секретарь комиссии уведомляет собственника жилого помещения (уполномоченного им лица) и членов комиссии о времени и месте заседания комиссии путем направления факсограмм, телефонограмм либо посредством электронной связи.

Доказательств, подтверждающих направление собственникам спорной квартиры (включая административного истца) уведомления о месте и времени рассмотрения комиссией ПГО вопроса о признании спорного дома аварийным каким-либо способом, не имеется.

Указанное процедурное нарушение само по себе свидетельствует о фактическом лишении административного истца права участвовать в рассмотрении комиссией ПГО вопроса о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу, представлять дополнительные доказательства в обоснование отсутствие фактических и правовых оснований для принятия решения о признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу, является грубым.

Соответственно, в силу пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ влечет его признание незаконным в связи с несоблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого заключения.

То обстоятельство, что собственник принимает участие в заседании комиссии с правом совещательного голоса, не может являться основанием для его не извещения о месте и времени рассмотрения столь значимого для него вопроса, как принятие решения о признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу.

Помимо этого, суд учитывает, что МКУ «Служба заказчика» к обращению от 10.10.2019 не были приложены копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, права на которые не зарегистрировано в ЕГРН (пп. «б» п. 45 положения № 47, пп. «в» п. 2.11.1 регламента № 803), что само по себе исключало возможность его принятия и рассмотрения.

Отсутствие сведений в ЕГРН о правообладателях на квартиры 1, 2, 5, 6, 8 в спорном доме, с учетом даты его постройки и положений Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», того обстоятельства, что Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступили в силу только 31.01.1998 (ст. 8 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»), не презюмирует их нахождение в муниципальной собственности, поскольку они могли быть приватизированы ранее указанной даты и находятся в частной, а не муниципальной собственности.

При этом МКУ «Служба заказчика» обращалась именно в качестве представителя собственника, что следует как из самого оспариваемого заключения, так и из того, что согласно пп. 1 и 2 административного регламента Администрации по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального жилищного контроля», утвержденного постановлением Администрации от 11.01.2017 № 24, муниципальная функции «Осуществление муниципального жилищного контроля» исполняется Администрацией в лице его Управления жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства комитета жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, МКУ «Служба заказчика» не относится к указанным в абзаце четвертом пункта 7, пунктах 42, 45 (1) положения № 47, пп. «г» п. 2.9 регламента № 803 органам, уполномоченным на проведение государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к его компетенции (включая муниципальный жилищный контроль).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что само по себе обращение от 10.10.2019 было рассмотрено в отсутствие доказательств, подтверждающих полномочие МКУ «Служба заказчика» на обращение с заявлением о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу. Данное нарушение является самостоятельным основанием для признания нарушенными требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого заключения и, как следствие его незаконности в силу пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ.

При этом учитывается, что в силу взаимосвязанных положений пп. «а» п. 2.9, пп. «в» п. 2.11.1, пп. «в» п. 2.14.2 регламента № 803 непредставление МКУ «Служба заказчика» (выступавшего от имени собственника жилых помещений в многоквартирном доме), копий правоустанавливающих документов на жилое помещение, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», имея ввиду и положения ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации о признании и защиты равным образом частной и муниципальной форм собственности.

Решая вопрос о том, нарушает ли оспариваемое заключение права и законные интересы административного истца, суд исходит из того, что признание спорного дома аварийным не ограничивает заявителя в праве распоряжаться им, но определенным образом может сказываться на его привлекательности для потенциальных покупателей и, как следствие, его стоимости.

Вместе с тем, суд учитывает, что допущенные процедурные нарушения являются столь значимыми и неустранимыми в ходе рассмотрения настоящего дела, что в полном объеме исключает в настоящее время возможность высказаться суду по вопросу наличия или отсутствия фактических и правовых оснований для признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу, в том числе, имея ввиду, что в силу п. 7 положения № 47 таким правом наделена лишь комиссия ПГО.

Указанное, однако, не лишает комиссию права в последующем (при наличии соответствующего обращения, поданного любым из перечисленных в п. 42 положения № 47, п. 2.9 регламента № 803 лиц с приложением необходимых документов) вернуться к данному вопросу.

При этом следует учесть, что заявитель, вступая в правоотношения по вопросу отчуждения спорной квартиры с третьими лицами, с учетом взаимосвязанных положений ст. 10, п. 2 ст. 179, п. 3 ст. 307 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 99 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», не вправе умалчивать о неурегулированности правового статуса спорного дома.

Соответственно, оспариваемое заключение, как принятое с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок его принятия, и нарушающее права и законные интересы заявителя, является незаконным и подлежит отмене в силу пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.

Оспариваемое постановление является производным от заключения от 23.10.2019 (абзац седьмой пункта 7, пункт 47(1) постановления № 47), в связи с чем также подлежит признанию и отмене.

Суд полагает, что самим фактом признания незаконными и отменой оспариваемых заключения и постановления будет восстановлено нарушенное право заявителя, в связи с чем не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности каким-либо образом устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 111 КАС РФ издержки, понесенные административным истцом, относятся на него самого.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 269, 296, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконными и отменить заключение от 23.10.2019 № 349 межведомственной комиссии Петрозаводского городского округа о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Петрозаводск, <данные изъяты>, аварийным и подлежащим сносу.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 30.10.2019 № 2904 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Платоновой Марии Владимировны расходы по оплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 19.06.2020.

Срок подачи апелляционной жалобы – до 20.07.2020 включительно.

2а-3497/2020 ~ М-3150/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Платонова Мария Владимировна
Ответчики
администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Милющенко Елена Александровна
Ласкина Лариса Вячеславовна
Карпов Павел Васильевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация административного искового заявления
22.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Рассмотрение дела начато с начала
26.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2020Дело оформлено
12.10.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее