УИД: №
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,
при секретаре Муратовой Е.В.,
с участием административного истца помощника прокурора Селемджинского района Соловаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц - муниципального образования пгт. Экимчан, к администрации пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Экимчани, об обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Селемджинского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц муниципального образования пгт. Экимчан, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обосновании которого указал следующее.
Прокуратурой Селемджинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения администрацией пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области требований федерального законодательства: Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также закона Амурской области от 04 марта 2016 года № 655-03 «О внесении изменений в статью 1 Закона Амурской области «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» и установлено, что администрацией пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Прокурор указывает, что создание специализированных служб необходимо в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение. Отсутствие на территории пгт. Экимчан специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределённого круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг.
Прокурор просит:
- признать незаконным бездействие администрации пгт. Экимчан Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Экимчан;
- обязать администрацию пгт. Экимчан Селемджинского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования пгт. Экимчан Селемджинского района в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании административный истец помощник прокурора Селемджинского района Соловарова А.В. заявленные требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, свои доводы по заявленным требованиям суду не представил.
Учитывая надлежащее извещение административного ответчика, а также то, что его явка не является обязательной и, с учётом обстоятельств административного иска, не признана таковой судом, суд в соответствии с ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) счёл возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица.
Выслушав пояснения административного истца, изучив доводы административного иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Принимая во внимание, что требования об устранении нарушений требований законодательства заявлены прокурором Селемджинского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц в соответствии с предусмотренными законом способами защиты гражданских прав, суд приходит к выводу о наличии у прокурора полномочий на обращение в суд с настоящим административным иском.
Создание специализированных служб предусмотрено статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон «О погребении и похоронном деле»), Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно п. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путём организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (ст. 12 указанного Федерального закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Считать недопустимым отказ специализированных служб по вопросам похоронного дела в оказании указанных услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств, а также по другим основаниям. Кроме того, предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы.
Между тем, согласно п. 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 специализированная служба по вопросам похоронного дела - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений ст.ст. 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», в их системном единстве, следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года № 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
В ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определён круг вопросов местного значения городского, сельского поселения.
Так, в силу п. 22 ч. 1 названной статьи, а так же статьи ст. 1 Закона Амурской области от 3 октября 2014 года № 413-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области», к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, обязанность организации специализированной службы по вопросам похоронного дела администрацией пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области предусматривается вышеприведенными правовыми нормами.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Селемджинского района Амурской области проверки исполнения администрацией пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области требований законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что администрацией пгт. Экимчан на территории муниципального образования не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ главе администрации пгт. Экимчан и.о. прокурора района было внесено представление № об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле.
В ответ на указанное представление глава пгт. Экимчан ДД.ММ.ГГГГ сообщил прокурору о том, что представление рассмотрено, к дисциплинарной ответственности привлечён главный специалист администрации рабочего поселка (пгт.) Экимчан.
ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 22 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре» прокурором внесено главе администрации пгт. Экимчан требование за № о предоставлении информации о принятых мерах на территории муниципального образования по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
На указанное требование прокурора ДД.ММ.ГГГГлава администрации пгт. Экимчан сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ утверждено постановление главы рабочего поселка (пгт.) Экимчан № 62 «О деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела и деятельности общественных кладбищ на территории рабочего поселка (пгт.) Экимчан» (утверждены: Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела на территории рабочего поселка (пгт.) Экимчан; Порядок деятельности общественного кладбища на территории рабочего поселка (поселка городского типа) Экимчан); Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению умерших на 2020 год, утверждена 30 января 2020 года постановлением главы рабочего поселка (пгт.) Экимчан № 18, данное постановление согласовано с ГУ - УПФР в <адрес> (Межрайонное) Клиентская служба (на правах отдела) в Селемджинском районе. С целью реализации функций, закрепленных за органами местного самоуправления в сфере похоронного дела, при отсутствии возможности создания муниципальных бюджетных учреждений по вопросам похоронного дела, администрация поселения функции в сфере похоронного дела осуществляет самостоятельно. Соглашение с администрацией Селемджинского района о передаче полномочий в части осуществления полномочий по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела не заключалось. Согласно статьи 8.1. Устава рабочего поселка (пгт.) Экимчан «Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации)». Бюджет поселения на ДД.ММ.ГГГГ дефицитный. Закрыты только первоочередные статьи расходной части бюджета. То есть при передаче полномочий администрация поселения не выполнит данное условие. На территории муниципального образования <адрес> полностью отсутствует рынок ритуальных услуг. Специализированная служба - статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг. Это допустимо при наличии функционирующего в муниципальном образовании рынка ритуальных услуг. На территории поселения нет учреждения, занимающегося предоставлением ритуальных услуг.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, принимая во внимание нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что до настоящего времени администрацией пгт. Экимчан на территории соответствующего муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана.
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего административного дела нашло своё подтверждение бездействие администрации пгт. Экимчан Селемджинского района, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Экимчан.
Поскольку администрация пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области не приняла достаточных мер по созданию на территории муниципального образования специализированной службы по вопросам похоронного дела, что является нарушением ст. 12 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», согласно которой возможность осуществления погребения специализированной службой является социальной гарантией, что, в свою очередь, свидетельствует о нарушении права неопределённого круга лиц на оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе, а также на выбор исполнителя ритуальных услуг, ввиду отсутствия конкуренции между отсутствующей специализированной службой, оказывающей услуги на безвозмездной основе и существующими хозяйствующими субъектами, преследующими цель извлечения прибыли на рынке ритуальных услуг, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и о необходимости их удовлетворения в полном объёме.
Ссылка административного ответчика на недостаточность в бюджете поселения денежных средств для создания специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования не освобождает орган местного самоуправления от решения вопросов местного значения.
Учитывая положенные в основу настоящего решения нормы действующего законодательства, изученные в судебном заседании доводы административного ответчика, изложенные в письменных ответах прокурору о нецелесообразности в конкретном случае создания такой службы, основаны на неверном толковании закона, которым обязанность создания специализированной службы по вопросам похоронного дела предусмотрена в безальтернативном порядке, при этом именно специализированной службой должны оказываться гарантированные законом услуги по погребению на безвозмездной основе.
Частью 2 ст.178 КАС РФ предусмотрено, что при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Рассматривая требование прокурора о возложении на администрацию пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области обязанности устранить допущенные нарушения законодательства в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, суд находит указанный срок обоснованным и разумным.
Руководствуясь положениями ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Селемджинского района Амурской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области.
Обязать администрацию пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области создать специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования пгт. Экимчан Селемджинского района Амурской области в течение трёх месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.Г. Комарова