66RS0№-81
Дело № 2-966/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Каменск-Уральский
Свердловской области 24 июля 2019 года
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Макарова В.П.,
при секретаре Якушенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», о ликвидации несанкционированных свалок,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с иском к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству (далее Отраслевой орган), Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (МКУ «УГХ»), Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» (далее Администрации г. Каменска-Уральского), о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в сторону коллективного сада № 77 при движении по улице от магазина «Пятерочка» находящегося по адресу г. Каменск-Уральский, п. Первомайский, 22.
В судебном заседании помощник прокурора Ягодкина Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, в обоснование требований указала, что в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что на территории г. Каменска-Уральского при движении по улице в сторону коллективного сада № 77 от магазина «Пятерочка» находящегося по адресу г. Каменск-Уральский, п. Первомайский, 22, расположены несанкционированные свалки, которые нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Поскольку свалки расположены на землях муниципального образования г. Каменска-Уральского, органы местного самоуправления обязаны ликвидировать свалки. Участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов входит в компетенцию органов местного самоуправления. В силу Устава, МКУ «УГХ» организует содержание объектов городского хозяйства. Постановлением Администрации города № 1495 от 16.10.2015 на МКУ «УГХ» возложена обязанность по содержанию территорий общего пользования, не отведенных в установленном законом порядке. Просит суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Отраслевого органа, в судебное заседание не явился, извещался надлежаще о дне и времени рассмотрения гражданского дела.
Представитель ответчика МКУ «Управление городского хозяйства» Савельева А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично. Указала о том, что МКУ «УГХ» согласно Устава создано в целях организации содержания объектов городского хозяйства. Для того чтобы осуществлять эту функцию, в рамках выделенных денежных средств МКУ «УГХ» заключает контракты на выполнение работ. Для ликвидации выявленных свалок на март 2019 года запланировано заключение муниципального контракта, с учетом особенностей процедуры. После изменения погодных условий специалисту МКУ «УГХ» необходимо повторно провести обследование и уточнить объемы несанкционированных свалок. Просит суд предоставить срок по ликвидации выявленных несанкционированных свалок до 25.12.2019.
Представитель ответчика Администрации г. Каменска-Уральского, в судебное заседание не явился, направив отзыв на исковое заявление и ходатайство о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Согласно отзыву на исковое заявление, заявленные исковые требования не признают, просят в удовлетворении иска к Администрации г. Каменска-Уральского отказать.
Представитель третьего лица, ЕМУП «Спецавтобаза», надлежаще извещенный о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела при данной явке лиц.
Выслушав объяснения явившихся участников судебного разбирательства, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
Из представленных в материалы гражданского дела составленных помощниками прокурора г.Каменска-Уральского Талалаевым П.А., Ягодкиной Е.А.,. совместно с главным специалистом МКУ «УГХ» Колоссом С.С. актов осмотра несанкционированной свалки от 08.05.2019 года, 23.07.2019 года, с приложенными к ним фототаблицами следует, что указанными должностными лицами выявлены и осмотрены 3 несанкционированные свалки: расположенные в сторону коллективного сада № 77 при движении по улице от магазина «Пятерочка» находящегося по адресу г. Каменск-Уральский, п. Первомайский, 22, - площадью 3м. х 4м. высотой 0,2 м., объемом 2,4 м3, площадью 2 м. ч 3 м. объемом 0,6 м3, площадью 2 м х 3 м. высотой 0,2 м., объемом 1,2 м.3.
23.07.2019 года, осмотр данных свалок был произведен повторно.
По состоянию на день рассмотрения дела судом свалки не ликвидированы, что не отрицается ответчиками.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01. 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Закон № 7-ФЗ), который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Закон № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Закон № 52-ФЗ) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами ст. 51 Закона № 7-ФЗ и п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88 утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно п.1.2 названных СанПиН 42-168-4690-88, система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территории домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2.1.1).
Статьей 13 Закона № 89-ФЗ установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п.1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2).
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Аналогичное положение о полномочиях органов местного самоуправления, закреплены в ст. 7 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу положений ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 1, 5 которых настоящие Правила устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641».
Согласно пп. 5 п. 8 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Свердловской области от 22.06.2017 № 440-ПП, региональный оператор осуществляет следующие функции: выполняет мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО, определенных соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обращения с ТКО и региональным оператором (далее - соглашение). Ликвидация мест несанкционированного размещения ТКО, не включенных в соглашение, осуществляется региональным оператором в соответствии с Правилами обращения с ТКО.
Вместе с тем, как установлено при рассмотрении дела и не оспаривалось участниками процесса, указанные места размещения свалок относятся к землям право государственной собственности, на которые не разграничено, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование не определено, земельный участок как самостоятельный объект права, гражданского оборота не сформирован. Сведений о том, что в отношении указанных территорий проводились кадастровые работы, утверждались схемы расположения земельных участков, материалы дела не содержат.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, при отсутствии разграничения земельного участка, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
Сформулировав в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований указанное направление деятельности органов местного самоуправления в виде нормы общего характера, законодательство исходит из того, что содержание этой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения данного вопроса местного значения, должно раскрываться на основе Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с соответствующим специальным, отраслевым, в том числе бюджетным, законодательством.
Это означает, что при определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования.
Из исследованных по настоящему делу доказательств следует, что морфологический состав отходов указанных свалок позволяет сделать вывод об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения.
В силу положений ст. 1 Закона № 89-ФЗ к твердым коммунальным отходам отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
С соблюдением положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором представлены достоверные и относимые доказательства, позволяющие отнести обнаруженные отходы к указанному в вышеприведенной правовой норме виду отходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации устранения указанных несанкционированных свалок, выявленных при проведении проверки 08.05.2019 года, лежит на органах местного самоуправления.
Согласно ст. 28 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский», Администрация города - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.
Согласно ст. 29 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский», к полномочиям Администрации города по решению вопросов местного значения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу п. 11, 24 ч. 1 ст. 5Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением главы города Каменска-Уральского от 19.04.2011 № 445создано Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства».
Согласно Уставу указанного учреждения, утвержденного приказом Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12.05.2011 № 142, учреждение находится в ведении Отраслевого органа администрации города по городскому хозяйству, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (пункт 1.7 Устава) и, в том числе, организует реализацию утвержденных природоохранных мероприятий (пункт 2.3.5).
Отраслевым органом, как главным распорядителем бюджетных средств, в рамках муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства в муниципальном образовании город Каменск-Уральский на 2017-2021 года», утвержденной постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 18.11.2016 № 1552, имеется Подпрограмма «Организация и содержание объектов благоустройства». Ответственным исполнителем по указанной подпрограмме является МКУ «Управление городского хозяйства», до которого доведены денежные средства.
Правилами благоустройства МО «город Каменск-Уральский», утвержденными решением Городской Думы № 548 от 18.07.2012, установлено, что несанкционированная свалка – это территория, используемая, но не предназначенная для складирования на ней отходов (пункт 1.4.16).
В соответствии с п. 2.1, 2.2 названных Правил содержание территории состоит в выполнении работ по благоустройству, в том числе предупреждении образования и ликвидации несанкционированных свалок на территории города – по мере необходимости. Обязанность по содержанию территорий общего пользования возлагается на их собственников или иных законных владельцев, а если соответствующая территория не отведена в установленном порядке, на организации, которым соответствующая обязанность установлена органом местного самоуправления.
Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского № 1495 от 16.10.2015 обязанность по содержанию территорий общего пользования, не отведенных в установленном порядке, возложена на МКУ «УГХ».
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок расположенных на данных земельных участках должна быть возложена на МКУ «УГХ».
Доказательств принятия достаточных и исчерпывающих мер по ликвидации свалки суду не представлено.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок, в течение которого надлежит осуществить устранения выявленных нарушений, суд принимает во внимание необходимый объем работ, необходимость соблюдения процедур по обеспечению финансирования, размещению заказа, проведения конкурсных процедур, сезонного периода, в который могут быть выполнены работы, времени фактического выполнения работ и принятия их результатов, и полагает возможным определить названный срок – до 15.10.2019 года.
С учетом изложенного требования к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», о ликвидации несанкционированных свалок, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», выразившееся в непринятии мер по ликвидации 3 несанкционированных свалок: расположенных в сторону коллективного сада № 77 при движении по улице от магазина «Пятерочка» находящегося по адресу г. Каменск-Уральский, п. Первомайский, 22, - площадью 3м. х 4м. высотой 0,2 м., объемом 2,4 м3, - площадью 2 м. ч 3 м. объемом 0,6 м3, - площадью 2 м х 3 м. высотой 0,2 м., объемом 1,2 м.3.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» в срок до 15.10.2019 года ликвидировать 3 несанкционированные свалки: расположенные в сторону коллективного сада № 77 при движении по улице от магазина «Пятерочка» находящегося по адресу г. Каменск-Уральский, п. Первомайский, 22, - площадью 3м. х 4м. высотой 0,2 м., объемом 2,4 м3, - площадью 2 м. ч 3 м. объемом 0,6 м3, - площадью 2 м х 3 м. высотой 0,2 м., объемом 1,2 м.3.
Исковые требования Прокурора города Каменска-Уральского Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Отраслевому органу Администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского», о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского.
Решение изготовлено в машинописной форме.
Судья: Макаров В.П.