Судья Дорошенко Е.В. дело N 33-39545/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2017 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» на основании доверенности Дрога А.А. на решение Брюховецкого районного суда от 9 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
прокурор Брюховецкого района, действуя в интересах престарелой Цирульник Л.М., обратился в суд с иском к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» (далее по тексту ООО «БВХ») о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды.
В обоснование требований указано, что Цирульник Л.М. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: ст. Брюховецкая, ул. Ковалева, 84. При этом ООО «БВХ» на обращение Цирульник Л.М. отказалось опломбировать прибор учета воды по причине невыполнения технических условий, которыми предусмотрен вынос прибора учета холодной воды за границы земельного участка абонента на место врезки в магистральный водопровод. Прокурор полагает, что перенос ранее установленного абонентом Цирульник Л.М. и опломбированного ответчиком прибора учета холодной воды согласно новым техническим условиям не требуется.
Решением Брюховецкого районного суда от 9 октября 2017 г. иск прокурора удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Цирульник Л.М. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <...>
Из технического паспорта следует, что дом <...> г. постройки на момент составления техпаспорта оборудован централизованным водоснабжением.
Проектом дворового водопровода, утвержденным в 1983 г., установлено, что к системе централизованного водоснабжения жилой дом Цирульник Л.М. подключен в 1983 г. в соответствии с выданными истцу техническими условиями, отвечающими требованиям действовавшего на тот момент законодательства.
Из акта от 25 марта 2017 г. следует, что ООО «БВХ» в 2011 г. во дворе домовладения истца был установлен и опломбирован прибор учета холодной воды СГВ-15 антимагнитный номер 15043002.
Согласно техническому паспорту прибора учета СГВ-15 антимагнитного с заводским номером 15043002 следует, что межповерочный интервал указанного прибора составляет 6 лет, поверка прибора произведена 1 апреля 2011 г. До истечения указанного срока – 27 марта 2017 г. Цирульник Л.М. обратилась к ответчику с заявлением о вводе в эксплуатацию нового прибора учета воды, установленного на месте прежнего - в туалете своего жилого дома.
Судом установлено, что прибор учета воды был заменен в присутствии контролера ответчика, что ответчиком не оспаривается, и следует из акта от 25 марта 2017 г.
Из квитанций об оплате за холодную воду следует, что до апреля 2017 г. (до истечения срока межповерочного интервала) ответчиком у Цирульник Л.М. принимались платежи за воду по показаниям счетчика, установленного в доме.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно статье 543 Гражданского кодекса РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2017 г. контролер ответчика составил акт, согласно которому срок межповерочного интервала узла учета истек, в связи с чем, Цирульник Л.М. необходимо получить технические условия и установить водомер согласно техническим условиям ввиду истечения срока поверки прежнего опломбированного прибора учета воды в течение 30 дней со дня составления акта.
27 марта 2017 г. Цирульник Л.М. обратилась к ответчику с заявлением об опломбировании нового прибора учета воды, установленного в прежнем месте - в жилом доме. Однако в опломбировании было отказано актом от 20 апреля 2017 г. ввиду невыполнения абонентом технических условий по установке узла учета холодной воды.
Истец установил самостоятельно прибор учета холодной воды - счетчик воды СГВ-15 антимагнитный, предназначенный для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р51232, защищенный от воздействия магнитного поля, что подтверждается паспортом счетчика и не оспорено ответчиком. Прибор истцом установлен на прежнем месте - в жилом доме.
При этом соответствие прибора учета холодной воды установленным требованиям ответчиком не оспаривалось, согласно паспорту прибор соответствует установленным ответчиком техническим требованиям.
Из пояснений сторон установлено, что письменный договор по эксплуатации прибора учета холодной воды сторонами не заключался как ранее, так и после замены прибора учета холодной воды.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее по тексту Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Таким образом, из статьи Закона N 261-ФЗ следует, что установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к системам централизованного снабжения только в случаях, когда иное не установлено указанным законом, иными законами и нормативно-правовыми актами.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства N 307 от 23 мая 2006 г. (далее Правила N 307), которые действовали до 1 сентября 2012 г., то есть на момент установки прибора учета холодной воды (в 2011 г.) установлено, что при отсутствии у собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Правила N 307 содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды - на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов. При этом пунктами 7 и 13 Правил N 307 предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем - это инженерных коммуникаций и оборудования, предназначенных для предоставления коммунальных услуг и расположенных в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме (пункт 3 Правил N 307).
Согласно пункту 6 Правил N 307 холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Следовательно, как правомерно указал суд первой инстанции, Правила N 307, применяемые на момент опломбирования прибора учета воды, допускали установку прибора учета воды внутри жилого помещения, занимаемого абонентом, установка прибора учета воды по согласованию с абонентом в жилом доме не является нарушением ранее действовавших норм (Правил N 307) и отвечает принципу свободы договора, установленному статьей 421 Гражданского кодекса РФ.
Часть 5 статьи 20 действующего Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту Закон N 416-ФЗ) устанавливает, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Из указанного закона следует, что он не имеет обратной силы и положения части 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ не распространяются на ранее возникшие отношения, в том числе касательно места установки прибора учета холодной воды абонентов, подключенного к системам централизованного водоснабжения до вступления его в законную силу.
Кроме того положения статьи 20 Закона N 416-ФЗ не содержат исключительного требования установки прибора учета воды на границе эксплуатационной ответственности абонента и водоснабжающей организации, допуская возможность установки прибора учета воды и в местах, определенных договорами с абонентами.
Понятие границы эксплуатационной ответственности содержится в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644 (далее Правила N 644), которые действуют с 1 января 2014 г. Согласно пункту 2 Правил N 644 граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Этими же Правилами (пункту 2) установлено, что граница балансовой принадлежности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.
Пунктом 32 Правил N 644 установлено, что при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
Таким образом, действующий закон не отождествляет понятий места установки прибора учета воды с границей эксплуатационной ответственности, и установка в том или ином месте прибора учета воды не означает, что местом установки прибора учета воды разграничивается ответственность сторон. Граница эксплуатационной ответственности не зависит от места установки прибора учета воды, а зависит от условий заключенного договора, а при отсутствии данного условия в договоре определяется по признаку собственности или владения на ином законном основании водопроводными сетями.
Из договора аренды от 1 декабря 2007 г., заключенного между администрацией Брюховецкого района ООО «БВХ», следует, что ответчик принял во временное владение и пользование здания, нежилые помещения и сооружения согласно акту приема-передачи. Согласно акту приема-передачи и перечню переданного ответчику имущества в аренду ответчику переданы водопроводные линии без четкого обозначения мест расположения водопроводных линий, их технических характеристик. Указанный договор не содержит таких понятий как магистральный водопровод и централизованная система водоснабжения и не устанавливает определенно, какие из переданных в аренду линий относятся к магистральному водопроводу или к системам централизованного водоснабжения.
Действующие Закон N 416-ФЗ, Правила N 644, и иные нормативно-правовые акты не содержат понятия магистрального водопровода. Ответчик под магистральным водопроводом понимает трубу определенного сечения, которая проходит вдоль улицы, и требует установить прибор учета воды в месте врезки в эту трубу.
В тоже время согласно пункту 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ точка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Следовательно, применительно к истцу местом подключения к централизованной системе водоснабжения является граница его земельного участка и требование ответчика о выносе узла учета воды за пределы земельного участка истца на место врезки в магистральный водопровод (водопроводную трубу вдоль ул. Ковалева), как указано в технических условиях ответчика, не основано как на ранее действовавших нормах, так и ныне действующем законодательстве.
Согласно пункту 81 Правил N 644 в случае заключения договора холодного водоснабжения, договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения в отношении строящегося объекта абонент обязан установить приборы учета воды, сточных вод в точке присоединения этого объекта к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и контрольные канализационные колодцы.
Из указанного следует, что действующие Правила водоснабжения предусматривают установку приборов учета воды в точке присоединения к централизованным системам холодного водоснабжения только для вновь создаваемых объектов недвижимости. Перенос ранее установленных приборов и узлов учета холодной воды Правилами N 644 не предусмотрен.
Согласно пункту 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 г. N 170 (далее Правила N 170), помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже +5°С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды вне помещений, в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.
Установка прибора учета холодной воды в пределах земельного участка, находящегося в собственности истца позволяет абоненту выполнять возложенные на него обязанности, установленным статьями 539, 540, 543 Гражданского кодекса РФ, пункта 52 Правил N 307, пункта 35 Правил N 644: обеспечивать сохранность знаков поверки и пломб на средствах измерений (приборах учета), узлах учета, соблюдать температурный режим в помещении, где расположен узел учета холодной воды (не менее +5°С), обеспечивать защиту такого помещения от несанкционированного проникновения, попадания грунтовых, талых и дождевых вод, вредных химических веществ, обеспечивать гидроизоляцию помещения, где расположен узел учета холодной воды, и помещений, где проходят водопроводные сети, от иных помещений, содержать указанные помещения в чистоте, а также не допускать хранения предметов, препятствующих доступу к узлам и приборам учета холодной воды и сточных вод, механических, химических, электромагнитных или иных воздействий, которые могут искажать показания приборов учета; обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, приборам учета.
В то же время размещение узла учета холодной воды вне земельного участка истца исключает возможность исполнения истцом обязанностей по обеспечению сохранности пломб, недопущению к приборам учета посторонних лиц и т.п.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 354 от 11 мая 2011 г., применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил (пункт 2 Правил)
Таким образом, учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе централизованного водоснабжения и прибор учета воды установлен и опломбирован до вступления в законную силу указанных правил, следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что подобные требования не распространяются на отношения сторон, связанные с местом размещения узла учета холодной воды.
Согласно подпункту «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила N 354) ответчик обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Из подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства следует, что Правила N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
При этом судом первой инстанции установлено, что указанная обязанность, возникшая после введения Правил N 354, ответчиком нарушена. Истечение срока поверки прибора учета холодной воды, как по ранее действовавшим правилам, так и по ныне применяемым правилам и законам не предусмотрено в качестве основания для нового подключения объекта капитального строительства истца к централизованным системам водопровода и как основание для переноса узла либо прибора учета холодной воды.
Учитывая, что объект капитального строительства истца был подключен к системе центрального водоснабжения задолго до возникновения настоящего спора, место установки прибора учета воды было согласовано истцом и ответчиком, то есть сторонами фактически был заключен договор водоснабжения с определением места установки прибора учета холодной воды, требование ответчика оборудовать новый узел учета холодной воды- изолированное помещение, отвечающее требованиям Постановления Госстроя N 170 в связи с заменой прибора учета холодной воды, за пределами земельного участка истца на землях общего пользования - неправомерно.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брюховецкого районного суда от 9 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» на основании доверенности Дрога А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда: