УИД 28RS0006-01-2020-000828-56
Дело № 2а-464/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 октября 2020 года пгт. Новобурейский
Бурейский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Пасюк И.М.,
при секретаре Кудрявцевой О.В.,
с участием: административного истца ФИО1, ее представителя ФИО14, представителя административного ответчика МКУ администрация рп. Бурея ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межведомственной комиссии администрации <адрес>, МКУ Администрация рп. Бурея о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице своего представителя ФИО14 обратилась в суд с административным иском к межведомственной комиссии Администрации <адрес>, МКУ Администрация рп. Бурея о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по результатам обследования жилого помещения, возложении обязанности устранить нарушения.
В административном иске указала, что является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в двухквартирном деревянном <адрес> в <адрес>. Дом построен до 1965 года. Дом находится на территории, подведомственной МКУ Администрация <адрес>. В силу ветхости жилого помещения истец стояла на очереди на улучшение жилищных условий, но в ноябре 2019 года глава МКУ администрация <адрес> направила ей уведомление о том, что она снята с очереди на улучшение жилищных условий. На заседание жилищной комиссии по этому вопросу истец не приглашалась. Поскольку процедура снятия с очереди была грубо нарушена, ФИО1 обратилась в суд с административным иском об оспаривании действий органа местного самоуправления. В рамках рассмотрения данного дела ФИО1 за свой счет заказала в экспертном учреждении ООО ПСО «Благовещенскпроект» обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций спорной квартиры, на предмет пригодности (непригодности) квартиры для дальнейшего постоянного проживания. После детального обследования всех несущих и ограждающих конструкций и их технического состояния, экспертное учреждение вынесло заключение с категорическими мотивированными выводами по их техническому состоянию: фундаменты – аварийное; стены – недопустимое; крыша – недопустимое; перекрытия – недопустимое; печь – недопустимое. Прочность и устойчивость конструкций и элементов квартиры не соответствуют нормативным требованиям безопасности. Общее состояние квартиры – недопустимое. Выполнение мероприятий по восстановлению несущих конструкций, элементов квартиры (реконструкция, капитальный ремонт) до работоспособного уровня технологически невозможно (из условий безопасности на время проведения ремонтных работ потребуется отселение жильцов всего дома), экономически нецелесообразно. Исследуемое помещение - <адрес> общей площадью 72,3 кв.м. в жилом <адрес> в <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признана непригодной для проживания, жильцы подлежат выселению. Один экземпляр заключения был немедленно предоставлен в распоряжение ответчика в расчете на то, что межведомственная комиссия предпримет немедленные действия, предусмотренные законом, и примет соответствующее взвешенное решение по заявлению о признании жилого помещения пригодным(непригодным) для проживания. В соответствии с протоколом № 6 от 30 июля 2020 года комиссия решила назначить комиссионный осмотр квартиры истца, в котором сделана ссылка на ознакомление с техническим паспортом индивидуального жилого <адрес> в то время, как такого техпаспорта не имеется, <адрес> является не индивидуальным, а двухквартирным (см. многоквартирным). Из акта комиссионного визуального осмотра квартиры ФИО1 от 03 августа 2020 года, проведенного с 10-10 до 10-30 следует, что квартира используется по назначению, в квартире проживают три человека, визуально видно, что в квартире проводился текущий ремонт помещения. Фактически осмотр квартиры проводился не более пяти минут, без привлечения специалистов в области строительства, без применения инструментов и приборов, без проведения замеров. В выданном заключении о том, что квартира подлежит капитальному ремонту, реконструкции (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения, не опровергнуто ни одного довода, приведенного в заключении экспертного учреждения, подчеркивающего, что квартира не соответствует нормативным требованиям безопасности. Председатель Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО8, подписавшая акт визуального осмотра и заключение, при визуальном осмотре лично не присутствовала. Депутат поселкового Совета ФИО9 не является членом межведомственной комиссии, более того, при осмотре квартиры, он вслух выражал мнение о ее аварийном состоянии. В личной беседе он пояснил ФИО1, что такое заключение они подписали только потому, что квартира является не муниципальной, а частной собственностью, и главу администрации могли ожидать штрафные санкции в случае вынесения объективного заключения.
Просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии МКУ администрации поселка Бурея от 03 августа 2020 года; возложить на ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав и интересов ФИО1 и вынести объективное заключение на основании фактического обследования <адрес> в <адрес> в строгом соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО14 поддержали доводы административного искового заявления, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме, признать незаконным заключение межведомственной комиссии и устранить нарушение прав истца. Дополнительно пояснили, что в состав комиссии при обследовании жилого помещения истца не вошли специалисты, имеющие специальное технической образование, пожарные, представители санитарно-эпидемиологической службы, органов, осуществляющих строительный надзор. Обследование проводили лица, не имеющие специальных познаний для признания жилого дома аварийным. Комиссия при проведении обследования ничего не использовала, никакие инструменты, не производила никаких замеров. Заключение о том, что дом подлежит капитальному ремонту сделано исключительно на основании визуального осмотра и противоречит заключению специализированной организации, выполнено с нарушением требований Постановления Правительства Российской Федерации № 47. При этом, в заключении имеются подписи лиц, которые фактически не присутствовали при осмотре – ФИО8, а одним из присутствующих – ФИО9 высказано мнение, что дом действительно аварийный и не подлежит капитальному ремонту, однако заключение подписано прямо противоположное. Исковое заявление об оспаривании действий администрации по снятию истца ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было оставлено судом без рассмотрения в связи с неявкой истца в судебное заседание, поскольку оно было подано преждевременно, учитывая наличие незаконного заключения межведомственной комиссии.
Представитель административного ответчика МКУ администрации рп. Бурея ФИО7 в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований. Считала, что заключение межведомственной комиссии является законным и обоснованным. С целью обследования жилого помещения истца направлялись уведомления о необходимости направления представителей для участия в комиссии в Государственную жилищную инспекцию <адрес>, в Управление Роспотребнадзора по <адрес>, на имя начальника отряда филиала (4 отряд) противопожарной службы <адрес>, а также на имя руководителя Бурейского производственного участка Амурского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», в ООО «Благовещенскпроект», однако указанные органы своих представителей к указанному времени для обследования жилого помещения ФИО1 не направили. Дополнительно пояснила, что при проведении обследования какие-либо инструментальные способы исследования не применялись, был осуществлен только визуальный осмотр. В распоряжении комиссии на момент проведения обследования имелось заключение ООО «Благовещенскпроект», однако в силу п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом принятие по результатам работы решения об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в указанном Положении требованиям относится исключительно к работе комиссии.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в силу чего суд, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 152 КАС РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив согласно ст. ст. 60-61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании заявления ФИО1 и представленного ею заключения ООО ПСО «Благовещенскпроект» по обследованию технического состояниям <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> 2607-20-ТО, выполненного по заказу ФИО1 (ранее ФИО10), была организована работа межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО1, на предмет его пригодности для проживания.
Факт принадлежности указанного жилого помещения ФИО1 подтверждается представленными в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-22952617, а также не оспаривался административными ответчиками.
Согласно представленному ФИО1 заключению №-ТО по результатам обследования технического состояния жилого помещения – <адрес> жилом доме по <адрес>, в <адрес>, обследование данного жилого помещения производилось ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО Проектно-строительное объединение «Благовещенскпроект», в результате обследования установлено, что общее состояние квартиры – недопустимое. Выполнение мероприятий по восстановлению несущих конструкций, элементов квартиры (реконструкция, капитальный ремонт) до работоспособного уровня технологически невозможно (из условий безопасности на время проведения ремонтных работ потребуется отселение жильцов всего дома), экономически нецелесообразно. Исследуемое помещение - <адрес> общей площадью 72,3 кв. метров в жилом <адрес> в <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признана непригодной для проживания, жильцы подлежат выселению.
В соответствии с информацией, предоставленной по запросу суда администрацией рп. Бурея за исх. №.2/2538 от ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> зарегистрированы: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ее муж – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из протокола заседания комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» № от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, ознакомившись с представленными документами (заключение по обследованию технического состояния <адрес> жилом доме по <адрес> в пгт. Бурея ООО проектно-техническое объединение «Благовещенскпроект», копия свидетельства о государственной регистрации права, копия свидетельства о заключении брака, копия паспорта ФИО1 и копия технического и кадастрового паспорта), решила назначить комиссионный осмотр <адрес> жилом доме по <адрес> в пгт. Бурея на ДД.ММ.ГГГГ на 10 часов 00 минут местного времени, так как собственник ФИО1 не предоставила доступ для осмотра ДД.ММ.ГГГГ, и составить акт визуального осмотра и протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта визуального осмотра <адрес> жилом доме по <адрес> в пгт. Бурея от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение используется по назначению, в квартире проживают 3 человека: ФИО1, ФИО2 - муж и ФИО4 - дочь. Визуально видно, что проводится текущий ремонт помещения, подлежит капитальному ремонту с заменой фундамента. Вывод комиссии: Необходим комплексный капитальный ремонт. В акте представлены подписи членов комиссии: главы рп. Бурея ФИО11, главного специалиста администрации рп. Бурея ФИО12, председателя Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО8, депутата Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО9, специалиста по социальным вопросам рп. Бурея ФИО13
Из протокола заседания комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 10 минут местного времени комиссия в полном составе произвела осмотр <адрес> жилом доме по <адрес> в пгт. Бурея, с выездом на место, в присутствии собственника ФИО1, сделан акт визуального осмотра.
По результатам проведенного обследования, комиссия считает помещение № в жилом доме по <адрес>, пгт. Бурея подлежащим капитальному ремонту, реконструкции (при необходимости технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47).
Согласно заключению комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 03 августа 2020 года, подписанному председателем комиссии главой рп. Бурея ФИО11, членами комиссии: главного специалиста администрации рп. Бурея ФИО12, председателя Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО8, депутата Бурейского поселкового Совета народных депутатов ФИО9, специалиста по социальным вопросам рп. Бурея ФИО13, <адрес> жилом доме <адрес>, пгт. Бурея, подлежит капитальному ремонту, реконструкции (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения согласно п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47).
Не согласившись с данным заключением, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 28 января 2006 года издано постановление № 47, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу пункта 5 данного Положения, жилым помещением признается:
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Пунктом 7 данного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия помещения или дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда создается органом местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшими комиссию.
В соответствии с пунктом 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения, либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (пункт 43 Положения).
Пунктом 44 Положения предусмотрена процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, которая включает, в частности, составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению № 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Содержащийся в п. 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
Согласно п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.
Пунктом 52 Положения предусмотрена возможность обжалования в судебном порядке заключения, предусмотренного пунктом 47.
Оценивая приведенные административным истцом доводы, суд приходит к выводу об их обоснованности.
Постановлением главы п. Бурея № 152 от 12 сентября 2019 года утвержден административный регламент муниципального казенного учреждения администрации рп. Бурея предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Постановлением главы п. Бурея № 153 от 12 сентября 2019 года во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании жилым помещением, жилого помещения непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» создана межведомственная комиссия по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно приложению № 1 к вышеуказанному Постановлению главы р.п. Бурея, определен состав комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в которую должны входить: председатель комиссии - глава рабочего поселка Бурея; инспектор муниципального жилищного контроля (секретарь комиссии); представитель отдела строительства и архитектуры администрации Бурейского района; председатель Бурейского поселкового Совета народных депутатов; представитель Бурейского поселкового Совета народных депутатов; представители органов уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора; представитель органа санитарно-эпидемиологического контроля; представитель пожарной, экологической и иной безопасности; представитель защиты прав потребителей и благополучия человека; представитель на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости; эксперты, аттестованные на право подготовки заключений и экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; привлекаемый с правом совещательного голоса – заявитель либо собственник.
Постановлением главы п. Бурея № 227 от 18 декабря 2019 года внесены изменения в постановление № 152 от 12 сентября 2019 года, в соответствии с которыми административный регламент муниципального казенного учреждения администрации рабочего поселка Бурея предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» изложен в новой редакции, а именно п. 2.7 Регламента.
Согласно административному регламенту, комиссия в своей работе руководствуется, в том числе Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Оспариваемое заключение комиссии безусловно влечет нарушение прав заявителя ФИО1, поскольку решение межведомственной комиссии влияет на реализацию истцом права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С заявлением об оспаривании заключения межведомственной комиссии административный истец ФИО1 в установленный ст. 219 КАС РФ срок.
Материалами дела подтверждено, что до начала работы межведомственной комиссии по обследованию жилого помещения ФИО1, последней в распоряжение комиссии было представлено заключение ООО ПСО «Благовещенскпроект» по обследованию технического состояния <адрес> жилом доме по <адрес>, согласно которому выявлено недопустимое общее состояние квартиры; экономическая нецелесообразность и технологическая невозможность выполнения мероприятий по восстановлению несущих конструкций, элементов квартиры (реконструкция, капитальный ремонт).
Между тем, комиссия, произведя визуальный осмотр конструкции дома, сочла, что требуется капитальный ремонт, реконструкция. При этом, комиссией ни в акте обследования, ни в заключении не приведены конкретные повреждения, а также технико-экономическое обоснование возможности и целесообразности проведения капитального ремонта по устранению выявленных повреждений.
Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку при проведении комиссионного обследования дома какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, осмотр проводился визуально. Акт обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не соответствуют форме, установленной приложениями № 1 и 2 к Положению.
В частности, в акте обследования не приведены описание состояния жилого помещения, несущих строительных конструкций инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории; сведения о несоответствиях установленным требованиям с указанием фактических значений показателя или описанием конкретного несоответствия; оценка результатов проведенного инструментального контроля и других видов контроля и исследований; рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания.
В силу п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.
Как следует из приложения к постановлению главы рп. Бурея № 153 от 12 сентября 2019 года, состав межведомственной комиссии утвержден не персонифицировано, с указанием лишь должностей лиц, включенных в состав комиссии, при этом, согласно данному постановлению комиссия должна состоять из 11 членов, а также привлекаемого с правом совещательного голоса заявителя либо собственника.
Между тем, заключение комиссии принято пятью членами, что менее половины от общего числа ее членов. Сведений о привлечении к работе комиссии, в том числе к заседанию комиссии, с правом совещательного голоса собственника жилого помещения ФИО1, в материалах дела не имеется. Собственник жилого помещения лишь присутствовала при осмотре жилого помещения.
При этом, исходя из протокола заседания комиссии от 03 августа 2020 года и непосредственно заключения комиссии усматривается, что в составе комиссии отсутствовали представители органа, уполномоченного на проведение регионального жилищного надзора; представитель органа санитарно-эпидемиологического контроля; представитель пожарной, экологической и иной безопасности; представитель защиты прав потребителей и благополучия человека; представитель органа, уполномоченного на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости; эксперты, аттестованные на право подготовки заключений и экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Со стороны административного ответчика не представлено доказательств того, что кто-либо из членов комиссии, принявших и подписавших оспариваемое заключение, обладает специальными познаниями в области строительства, экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
При этом, комиссией безосновательно оставлено без внимания представленное в распоряжение комиссии заключение ООО ПСО «Благовещенскпроект» по обследованию технического состояния <адрес> жилом доме по <адрес>, составленное специализированной организацией, включенной в реестр членов саморегулируемой организации архитекторов и проектировщиков Дальнего Востока. Каких-либо доводов в опровержение данного заключения комиссией не приведено, выводы комиссии о возможности и целесообразности проведения капитального ремонта не мотивированы должным образом, сделаны безотносительно информации о состоянии несущих конструкций и иных конструктивных элементов здания (помещения), выявленных повреждений и деформаций. Комиссией не принималось решения о необходимости получения заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, в порядке определенном п. 44 Положения, согласно которому процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в том числе: определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
То обстоятельство, что специалисты, имеющие специальные познания для проведения исследований помещения, не привлекались, какое-либо оборудование или специальные замеры комиссией не проводились, не оспаривалось и было подтверждено в судебном заседании представителем административного ответчика.
Приведенные в ходе судебного заседания представителем административного ответчика МКУ администрации рп. Бурея доводы о том, что администрацией были предприняты меры к вызову для участия в комиссии представителей Государственной жилищной инспекции <адрес>, Управления Роспотребнадзора по <адрес>, противопожарной службы по <адрес>, Амурского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ООО ПСО «Благовещенскпроект», которые явку своих представителей не обеспечили, не могут быть приняты в качестве подтверждения принятого межведомственной комиссией заключения, учитывая, что такое заключение принято в отсутствие необходимого кворума; членами комиссии, не имеющими специальных познаний в области строительства и инженерных изысканий; при наличии прямо противоположного заключения специализированной организации, аттестованной на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и включенной в реестр членов саморегулируемой организации.
Таким образом, оспариваемое по настоящему делу заключение комиссии было принято с нарушением установленного порядка, в силу чего не может быть признано законным.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд находит, что административными ответчиками – межведомственная комиссия Администрации <адрес> и МКУ Администрация рп. Бурея допущено существенное нарушение прав собственника жилого помещения, в связи с чем административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Межведомственной комиссии администрации <адрес>, МКУ Администрация рп. Бурея о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении обязанности устранить нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии по предоставлению муниципальной услуги «Признание жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 03 августа 2020 года о признании квартиры № 1 в жилом доме по ул. Тургенева, 6 пгт. Бурея подлежащей капитальному ремонту, реконструкции (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения – незаконным.
Обязать администрацию рп. Бурея повторно рассмотреть вопрос о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Бурея, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, реконструкции или проведении капитального ремонта в сроки и в порядке, предусмотренные Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Бурейский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись)
Копия верна:
Судья Бурейского районного суда И.М. Пасюк
Мотивированное решение составлено 12 октября 2020 года