Дело №2-3484/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** 2013 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрегольской А.Д. к Территориальному Управлению г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в прекращении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и возобновлении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Дрегольская А.Д. обратилась в суд с иском к Территориальному Управлению г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в прекращении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, и возобновлении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июля 2013 года.
Требования мотивированы тем, что Дрегольской А.Д. присвоено звание «Ветеран труда» в связи с чем, она имеет право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 года №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области», данные льготы были предоставлены истцу. Однако письмом №5-10/5853 от 22 июля 2013 года истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июля 2013 года, по тем основаниям, что она имеет регистрацию по месту жительства по городу Санкт - Петербургу и регистрацию по месту пребывания по городу Пскову, что по мнению ответчика противоречит положениям Законом Псковской области от 11.01.2005 года №401-ОЗ и п. 1.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Псковской области. Истец постоянно фактически проживает и пользуется коммунальными услугами по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. ***, в связи с чем считает отказ ответчика в предоставлении мер социальной поддержки незаконным. Просит суд признать отказ Территориального Управления г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о прекращении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным. Обязать Территориальное Управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области возобновить Дрегольской А.Д. выплату ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.07.2013 года.
В судебном заседании истец Дрегольская А.Д. исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что на основании решения Псковского городского суда от 02 февраля 2011 года ей присвоено звание «Ветеран труда», 04 апреля 2011 года выдано удостоверение, в соответствии с которым она имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах». В соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» с 01.04.2011 года ей было назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Письмом №5-10/5853 от 22 июля 2013 года ответчик прекратил выплату ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июля 2013 года, по тем основаниям, что у нее имеется регистрация по месту жительства – по городу Санкт-Петербургу, и регистрация по месту пребывания по городу Пскову. Пояснила, что на протяжении всей жизни проживает в городе Пскове, с 1972 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в г. Пскове. В 2005 году Управлением Пенсионного фонда в городе Пскове ей была назначена трудовая пенсия, которую она получает по месту своего постоянного жительства в городе Пскове. Постоянно с семьей проживает по адресу: г. Псков, ул. О, д.***, кв. ***, данное жилое помещение принадлежит ей на праве собственности. Оплату коммунальных услуг она производит в городе Пскове, по месту регистрации в городе Санкт-Петербурге оплату за жилье и коммунальные услуги не производит, льготами не пользуется.
Представитель истца – Гусев В.Н. исковые требования Дрегольской А.Д. поддержал в полном объеме. Считает, что действия ответчика по прекращению указанной социальной выплаты истцу противоречат Федеральному закону "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", в соответствии с которыми под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В связи с чем, назначенная мера социальной поддержки должна быть предоставлена истцу по месту фактического проживания в городе Пскове, иное толкование закона противоречит Конституции Российской Федерации и ограничивает право истца на получение предусмотренных законом социальных льгот.
В судебном заседании представитель ответчика – Территориального Управления г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области Ильина И.В. иск не признала, указала, что Дрегольской А.Д. необоснованно было назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и после выявленных нарушений, выплата пособия отменена. Пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Псковской области от 11.01.2005 года №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» и п. 1.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Псковской области, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 04.04.2005 №133, меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия, предоставляются гражданам Российской Федерации, зарегистрированным на территории области по месту жительства органами регистрационного учета. Поскольку у Дрегольской А.Д. отсутствует регистрация по месту жительства в городе Пскове, то выплата ежемесячного пособия с 01.07.2013 года прекращена. В том случае, если истец произведет регистрацию по месту жительства в городе Пскове выплата пособия будет возобновлена.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно статье 13 данного Федерального закона социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 22 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными правовыми нормативными актами Российской Федерации.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменился принцип установления системы мер социальной защиты определенных категорий граждан, в том числе, внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно статьи 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а его статьей 10 предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, из чего следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия социальной поддержки рассматриваемой категории граждан.
Статьей 1 Закона Псковской области от 11.01.2005 года №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» предусмотрено, что социальная поддержка за счет средств областного бюджета предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) получение ежемесячной денежной выплаты;
2) получение ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления;
3) предоставление иных мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом;
4) ежегодная денежная выплата на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления;
5) ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления.
Порядок осуществления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области, устанавливается Администрацией Псковской области.
Пунктом 1.1. Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Псковской области, утвержденным постановлением Администрации Псковской области от 04.04.2005 года №133 (далее по тексту – Порядок) меры социальной поддержки, предусмотренные Законом области от 11 января 2005 г. N 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области", предоставляются следующим категориям граждан Российской Федерации, зарегистрированным на территории области по месту жительства органами регистрационного учета, при предоставлении ими документов, предусмотренных настоящим пунктом:
В силу п1.1.3. Порядка ветеранам труда, являющимся пенсионерами, из числа:
а) лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", при предъявлении:
пенсионного удостоверения;
удостоверения "Ветеран труда".
Согласно п. 1.2. указанного выше Порядка для получения мер социальной поддержки в соответствии с Законом области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" граждане представляют документы, указанные в пункте 1.1 настоящего Порядка, в территориальные управления Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области по месту жительства (далее - территориальные управления) или уполномоченные Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области учреждения (далее - уполномоченные учреждения).
Меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам из числа лиц, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка (далее - граждане), в денежной форме, за исключением случаев использования твердого топлива при наличии печного отопления, в виде ежемесячного пособия на оплату жилого помещения (плата за содержание жилья, плата за ремонт жилья, а также плата за наем жилого помещения - для нанимателей жилых помещений) и коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение и теплоснабжение (отопление)) (далее - ежемесячное пособие) (п. 3.1 Порядка).
Пунктом 3.4. Порядка определено, что гражданам, получившим право на получение ежемесячного пособия после 1 января 2010 года, выплата ежемесячного пособия осуществляется с месяца подачи заявления с приложением, кроме документов, указанных в пункте 1.1 настоящего Порядка, следующих документов:
справка с места жительства о составе семьи;
документ, подтверждающий оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - платежный документ) за месяц, предшествующий подаче заявления;
При обращении с заявлением предъявляется паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
В соответствии с п. 3.6. Порядка основаниями принятия решения об отказе в назначении ежемесячного пособия являются:
отсутствие у заявителя права на получение ежемесячного пособия;
непредставление документов, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, или представление их не в полном объеме;
предоставление документов, содержащих заведомо недостоверные сведения;
отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства на территории области;
получение ежемесячного пособия по иному основанию.
Выплата ежемесячного пособия осуществляется за текущий месяц по адресу, где гражданин зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или месту пребывания (при условии наличия регистрации по месту жительства на территории области) и осуществляет платежи за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 3.8 Порядка).
Назначение и выплата ежемесячного пособия по месту пребывания на территории области производится при условии неполучения его по месту постоянного жительства.
Из материалов дела следует, что истец имеет право на льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных ст.ст. 22, 23 ФЗ «О ветеранах», о чем свидетельствует удостоверение серии В №*** от 04 апреля 2011 года (л.д. 7).
Приказом ТУ г. Пскова ГГУСЗН Псковской области от 28.04.2011 года №26000015299 в соответствии с Законом Псковской области от 11.01.2005 №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» Дрегольской А.Д., проживающей по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. ***, как «Ветерану труда», с 01.04.2011 года назначено ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 755 руб. 32 коп.
С 01.07.2013 года ТУ г. Пскова ГГУСЗН Псковской области прекратило выплату ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Дрегольской А.Д., в связи с ошибочно назначенной льготой.
Основанием для прекращения выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг послужило то обстоятельство, что Дрегольская А.Д. имеет регистрацию по месту жительства в городе Санкт-Петербурге, и регистрацию по месту пребывания в городе Пскове.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из анализа указанных норм следует, что регистрация по месту жительства не входит в понятие места жительства и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.
Из буквального смысла закона Псковской области от 11.01.2005 года №401-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области» и Порядка усматривается, что ветеран труда, каковым является истец, вправе получать ежемесячную денежную выплату на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги по месту жительства.
При этом, Порядок для получения мер социальной поддержки также содержит указание на то, что назначение и выплата ежемесячного пособия по месту пребывания на территории области производится при условии неполучения его по месту постоянного жительства.
Судом установлено, что Дрегольская А.Д. с августа 1972 года по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в городе Пскове, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д.45-49), истец постоянно проживала и проживает по настоящее время по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. ***, где у нее имеется регистрация по месту пребывания, что подтверждается адресной справкой УФМС России по Псковской области согласно которой Дрегольская А.Д. зарегистрирована по месту пребывания – г. Псков, ул. О, д. ***, кв. ***, с 02.04.2012 года до 02.04.2017 года (л.д. 30).
Так, из справки БТИ следует, что Дрегольской А.Д. на праве собственности принадлежит квартира по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. *** (л.д. 13).
Из ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Пскове и Псковском районе следует, что Дрегольская А.Д., *** года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости в г. Пскове (л.д. 31).
Согласно удостоверению №211771 от 26 мая 2005 года истцу назначена пенсия по старости в размере 2347 руб. 98 коп. с 10 марта 2005 года (л.д. 6).
Истец в связи с проживанием в городе Пскове имеет полис обязательного медицинского страхования, выданный филиалом страховой компании ЗАО «МАКС-М» в городе Пскове (л.д. 43), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (л.д. 41).
Согласно выписке из лицевого счета №02943 по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. *** Дрегольская А.Д. имеет регистрацию по месту пребывания с 02.04.2012 года по 02.04.2017 года (л.д. 8).
Из представленных в суд квитанций по оплате за жилье и коммунальные услуги судом установлено, что начисление оплаты за коммунальные услуги по адресу: г. Псков, ул. О, д. ***, кв. *** производится из расчета 5 проживающих человек, в том числе с учетом Дрегольской А.Д.
Согласно счету на оплату жилого помещения, коммунальных и прочих услуг по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. М., д. ***, кв. *** начисление платежей за индивидуальное потребление коммунальных услуг по данному адресу не производится, поскольку истец по месту регистрации в городе Санкт-Петербурге не проживает и коммунальными услугами не пользуется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец Дрегольская А.Д. постоянно проживает в городе Пскове, в городе Санкт-Петербурге, она, как «Ветеран труда» ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не получает. Доказательств обратного, ответчиком в суд не представлено.
Принимая во внимание положения приведенного законодательства, и установленные по делу обстоятельства, суд считает, что Дрегольская А.Д. не может быть лишена предоставленного ей положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам труда только по причине отсутствия постоянной регистрации по месту фактического проживания.
Предоставление истцу льготы не может ставиться в зависимость от регистрации по месту жительства, поскольку целью Федерального закона «О ветеранах», является обеспечение «Ветеранов труда» равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации и не может рассматриваться как находящееся в зависимости от наличия либо отсутствия регистрации, которая является лишь способом учета граждан и не должна служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером.
В связи с чем, отказ Территориального Управлению г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области не может быть признан законным и право истца подлежит восстановлению с момента прекращения выплаты, то есть с 01 июля 2013 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Дрегольской А.Д. к Территориальному Управлению г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в прекращении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным и возобновлении выплат ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить.
Признать отказ Территориального Управления г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области в выплате Дрегольской А.Д. ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным.
Обязать Территориальное Управление г. Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области назначить Дрегольской А.Д. выплату ежемесячного пособия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 июля 2013 года.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова
Решение в апелляционном порядке не обжаловано.
Вступило в законную силу.