Мотивированное решение от 24.12.2021 по делу № 02а-0746/2021 от 04.06.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

20 декабря 2021 года                                                                                             адрес

 

Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи  фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-0746/2021 по административному исковому заявлению СНТ «Мирный» в лице председателя правления фио к Управлению Росреестра по адрес о признании незаконным решения об отказе в осуществлении  кадастрового учёта и отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, незаконными, об обязании осуществить государственную кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности,

 

УСТАНОВИЛ:

 

СНТ «Мирный», в лице председателя правления фио,  обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра адрес о признании незаконным решения Управления адрес Москвы от 12 июля 2019 г. № 77/19-86455 об отказе в  постановке на кадастровый учёт и отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.

Просила обязать Управление Росреестра адрес осуществить кадастровый учёт и осуществить государственную регистрацию права собственности объекта недвижимости – сторожки.

В обосновании заявленных требований указала на незаконность отказа в постановке на кадастровый учёт и отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, размещённого на земельном участке общего назначения, расположенного по адресу адрес, адрес, СНТ «Мирный», поскольку для осуществления кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности представлены все предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» документы.

Представители административного истца в лице фио и фио в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объёме, просили их удовлетворить по основаниям указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра адрес в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, дополнительные письменные возражения не представил.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Верболоз Михаил Валерьевич в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании ст. 150 КАС РФ.

Административной исковое заявление рассматривается судом после отмены решения Щербинского районного суда адрес от 24.12.2019 г. по делу № 2а 0261/2019 и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

Как следует из материалов дела 01.04.2019 СНТ «Мирный» в лице председателя фио обратилось в Управление с заявлениями о постановке на кадастровый учет и регистрацию права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества (нежилого здания - сторожки), расположенное по адресу: адрес, адрес «Мирный». Заявления были поданы в рамках единой учетно-регистрационной процедуры, предусматривающей одновременную постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности вновь созданного объекта в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости, с приложением документов:        

-        заявление о постановке на государственный кадастровый учёт объекта недвижимости № 77-0-1-71/3141/2019-239 от 01.04.2019 г.;

-        заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество №77/007239/2019-1109 от 01.04.2019 г.

12 апреля 2019 г. по результатам проверки, проведенной Управлением в соответствии с подп. 5, 7, ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости учетно-регистрационная процедура государственного кадастрового учета и государственной регистрации права вынесено уведомление Административного ответчика о приостановлении государственной регистрации № 77/19-43453 от 12.04.2019, которым осуществление постановки объёкта на кадастровый учёт было приостановлено сроком на 3 (три) месяца, начиная с 12.04.2019, ввиду наличия причин, препятствующих проведению государственной регистрации.

Управлением указано на то, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон о садоводстве) имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, марка автомобиля, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества.

С учетом изложенного, заявленный к регистрации объект недвижимости (сторожка) является объектом, относящимся к объектам общего пользования садоводческого товарищества.

Решение о строительстве объектов недвижимости, являющихся имуществом общего пользования садового товарищества входит в компетенцию общего собрания членов садоводческого товарищества.

Вместе с тем, такого решения общего собрания членов садового товарищества СНТ «Мирный», на котором поставлен вопрос о строительстве сторожки, в отношении которой подано заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации права в Управление Росреестра не представлено.

Кроме того, в результате проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:26:0170305:111 в границах которого расположен спорный объект недвижимости  имеет вид разрешенного использования «для общего пользования».

Данный вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительство на нем объекта недвижимости без получения разрешения на  строительство и затем ввода объекта в эксплуатацию.

В связи с изложенными обстоятельствами, у государственного регистратора возникли сомнения в отсутствии признаков самовольного строительства заявленного объекта недвижимости, а также соответствия фактически созданного объекта недвижимости характеристикам, заявленным в представленных на государственную регистрацию прав документах.

В виду не устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, в соответствии со ст. 27 Закона о недвижимости 12.07.2019 Управлением Росреестра по Москве было принято окончательное решение об отказе в государственной регистрации.

Обращение административного истца в апелляционную комиссию Росреестра заявлением о признании уведомления о приостановлении незаконным оставлено без рассмотрения по причине пропуска месячного срока на обращение в апелляционную комиссию.

Суд, выслушав представителей административного истца, изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, находит исковые требования  подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что оспариваемым отказом Управления  затрагиваются права и законные Административного истца, который  является собственником регистрируемого объекта недвижимости. Сроки обращения в суд соблюдены.

Согласно пп.3 п.1 ст. 29 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п/п 7.3 п. 2 ст. 14 адрес «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на здание или сооружение объект недвижимости является технический план, составленный кадастровым инженером в порядке предусмотренном вышеуказанным законом.

В соответствии с  п. 10 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

Как следует из материалов дела и подтверждается административным ответчиком в решении об отказе, регистрируемое здание сторожки относится к имуществу общего пользования членов садоводческого некоммерческого товарищества СНТ «Мирный» (административный истец), которое расположено в границах земельного участка с кад. №  50:26:0170305:111, принадлежащего административному истцу на праве собственности.

Данные обстоятельства позволяют административному истцу  в целях  составления технического плана здания (сторожки) использовать декларацию, предусмотренную  пунктом 10 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Требования к документам, необходимым для заполнения декларации установлены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 25.09.2019) «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Указанный приказ не содержит требований о включении в состав декларации решений общего собрания некоммерческого образовании о строительстве объекта недвижимости.

Согласно п. 5 ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не допускается требовать у заявителя предоставление дополнительных документов если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

 Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности требования у административного истца предоставления копии решения общего собрания СНТ «Мирный».

Также необоснованны доводы Управления о том, что вид разрешённого использования «для общего пользования» земельного участка кад. №  50:26:0170305:111 не допускает строительство на нем объекта недвижимости без получения разрешения на  строительство и затем ввода объекта в эксплуатацию, в силу указания в п. 10 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на вид разрешённого использования «земельный участок общего назначения»..

Данный вывод также противоречит действующему законодательству, а именно.

В соответствии с п. 14 ст. 54 ФЗ от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образованные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, являются земельными участками общего назначения.

Согласно информации содержащейся в выписке из ЕГРН о земельном участке кад. №  50:26:0170305:111 участок был образован 15.08.2012 г., то есть, до дня вступления в силу данного закона.

Таким образом, в силу прямого указания на это закона, вид разрешённого использования земельного участка кад. №  50:26:0170305:111 признаётся как «земельный участок общего назначения», что позволяет осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в порядке п. 10 ст. 70 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из отсутствия  у государственного регистратора оснований для вынесения обжалуемого решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав административного истца на здание (сторожку), по причине представления им всех необходимых документов с соблюдением требований ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При таких обстоятельствах действия государственного регистратора являлись незаконными, требования ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по приостановлению государственной регистрации и отказу в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости государственным регистратором нарушены, Управлением в соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено необходимой совокупности доказательств, с безусловностью свидетельствующей о законности оспариваемого решения.

Исходя из положений п/п 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет  полностью или в части заявленные требования, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении в полном объёме заявленных СНТ «Мирный», требований к Управлению Росреестра адрес о признании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости незаконными, об обязании осуществить государственный кадастровый учёт и государственную регистрацию права собственности СНТ «Мирный» на здание (сторожку).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

 

                 РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 12 ░░░░ 2019 ░. № 77/19-86455 ░░ ░░░░░░ ░  ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░ «░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

░░░░░                                                                                   

 

 

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2021 ░.

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0746/2021

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 20.12.2021
Истцы
СНТ "Мирный"
Ответчики
Управление "Росреестра" по г. Москве
Суд
Щербинский районный суд
Судья
Федотов Д.И.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
24.12.2021
Мотивированное решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее