Дело №2-644/2016
Мотивированное решение изготовлено 31.05.2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2016 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Ковалевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Е.В. к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о признании права на досрочную страховую пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Киселева Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управлению пенсионного фонда РФ в городе Асбесте о признании за ней права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что более 30 лет ( в льготном исчислении) осуществляет лечебную деятельность, в том числе, в сельской местности, поэтому, в соответствии с законом « О страховых пенсиях» имеет право на досрочную страховую пенсию по старости, однако, ответчик отказал ей в назначении такой пенсии, не включив некоторые периоды работы истца в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении своих требований, дополнив, что просит обязать ответчика назначить ей такую пенсию со дня обращения за ней, то есть с *Дата*.
Представитель истца Камкина И.Е. полностью поддержала исковые требования Киселевой Е.В.
Представитель ГУ-УПФ РФ в городе Асбесте представил письменное возражение по иску, исковые требования не признает.
Представитель Министерства здравоохранения Свердловской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Выслушав объяснения истца, представителей истца и ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Киселевой Е.В. подлежащими удовлетворению.
В соответствие со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что может рассматриваться как гарантия равенства пенсионных прав работников, занимающихся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения независимо от наименования и его ведомственной принадлежности.
Основным критерием, определяющим право на пенсию в связи с лечебной деятельностью и иной деятельностью по охране здоровья населения, является характер и специфика этой работы.
В действующем пенсионном законодательстве РФ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, законодатель связывает с работой в определенной сфере профессиональной деятельности, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Исходя из этого, законодатель предусмотрел возможность утверждения Правительством РФ Списков должностей и учреждений, работа в которых влечет преждевременную утрату трудоспособности и профессиональной пригодности из - за высоких эмоциональных и физических перегрузок, и является основанием при выработке установленного законодательством специального стажа для досрочного назначения трудовой пенсии.
Установлено, что Киселева Е.В. имеет медицинское образование( л.д.9).
*Дата*. Киселевой Е.В. были предоставлены документы в ГУ-УПФ РФ в городе Асбесте для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.30 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления пенсионного фонда РФ в городе Асбесте от *Дата* Киселевой Е.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия у нее необходимого стажа лечебной деятельности - 30 лет( л.д.7-8).
Установлено, что лечебной деятельностью истец занимается с *Дата*., однако, ответчик включил в стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в льготном исчислении только 28 года 04 мес. 27 дн.( л.д.8).
Истец требует включить в специальный стаж, необходимый для назначения ей досрочной страховой пенсии, периоды: *Дата* (28дн.), *Дата* (27дн.)- курсы повышения квалификации.
Ответчик исключил эти периоды из стажа на соответствующих видах работ, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии, так как в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.30 Закона 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, то есть с выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно пункту 2 статьи 30 Закона 400-ФЗ утверждаются Правительством РФ. Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона от 17.12.2001 г. № 173 -ФЗ. утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 1.07.2002 № 516. содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности, которые включаются в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, и не предусматривают курсы( л.д.8).
Суд не может согласиться с данным утверждением по следующим основаниям:
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым страховая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с вышеназванными статьями, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утвержденными Правительством РФ.
Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения в командировках с целью повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Из изложенного следует, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Истец просит включить в специальный стаж период работы: *Дата* - *Дата* (в 1,3 -*Дата*), исключенный ответчиком из специального стажа.
Период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования исключен в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона, так как периоды предусмотренные ст. 11,12 Закона подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также п.З «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.201 1 №258н.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
УПФР в Нижнесергинском районе проведена проверка факта работы Киселевой Е.В. в должности заведующей. На основании акта проверки от *Дата* *Номер* Управлением зачтен в стаж период работы истицы с *Дата* - *Дата* (по дату регистрации *Дата*) в должности фельдшера. Из документов представленных работодателем не усматривается дата перевода истицы в должность заведующей. Должность заведующей Списком, предусмотренным Постановлением Совета Министров РСФРС от 06.09.1991 г. № 464, не предусмотрена. Соответственно, период работы истицы с *Дата* должен быть, по мнению ответчика, исключен из стажа на соответствующих видах работ.
Из представленных истцом документов следует, что истец работала в Сосновоборском фельдшерско-акушерском пункте(далее ФАП) Кленовского сельского Совета, который относится сельской местности( л.д.14).
Истец являлась единственным медицинским работником данного фельдшерского пункта, поэтому исполняла обязанности как заведующей фельдшерским пунктом, так обязанности фельдшера этого медицинского учреждения: оказывала медицинскую помощь, осуществляла амбулаторный прием пациентов, медицинский уход на дому, проводила лечебные процедуры и т.д., что подтверждается должностной инструкцией заведующей ФАП, копия которой имеется в материалах дела. Факт того, что истец была единственным медицинским работником данного ФАП подтверждается табелями рабочего времени, согласно которым, кроме истца, в ФАП работали водитель и санитарка.
Администрация Кленовского сельского поселения указала, что в документах архивного фонда Администрации Кленовского сельского поселения за период *Дата*. имеются следующие сведения о трудовом стаже Киселевой Е.В., *Дата* года рождения:
В период за *Дата* Киселева Е.В. согласно табелю учета рабочего времени числится как заведующая Сосновоборским фельдшерско-акушерским пунктом. За *Дата* должность Киселевой Е.В. также на основании табеля учета рабочего времени значится фельдшер.
В период за *Дата*, согласно табелю учета рабочего времени Киселева Е.В. отработала в должности заведующей Сосновоборским фельдшерско-акушерским пунктом. Начиная с *Дата* по *Дата*, Киселева Е.В. числится в табелях учета рабочего времени как фельдшер.
В период с *Дата* по *Дата* записи по табелям учета рабочего времени отсутствуют. По тарификационному списку Сосновоборского фельдшерско-акушерского пункта с *Дата* должность по Киселевой Е.В. значится фельдшер.
За период с *Дата* по *Дата* отсутствуют: тарификационный список и табели учета рабочего времени.
За период с *Дата* по *Дата* в табелях учета рабочего времени Киселева Е.В. в графе должность значится фельдшер. По тарификационному списку Сосновоборского фельдшерско- акушерского пункта с *Дата* по *Дата* Киселева Е.В. по должности значится- фельдшер.
Суд считает возможным включить период работы истца с *Дата* по *Дата* (в 1,3 -*Дата*) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в должности заведующей ФАП, руководствуясь Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, а также Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, действовавшими в спорный период, которыми предусматривалось включение в специальный стаж для назначения льготной пенсии периодов работы врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Суд пришел к выводу о том, что истица, работая в должности заведующей ФАП, непосредственно осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения, выполняя обязанности в том числе фельдшера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом- акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
По состоянию на *Дата* пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 3 Постановления N 1066 в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до *Дата* засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п. 1 настоящего Постановления. При этом Правила, утвержденные п. 1 Постановления по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до *Дата*.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения от 06.09.1991 г. N 464 поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено, что исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений считается один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и три месяца.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств и толкования норм материального права указанный период работы истца подлежит включению в специальный стаж.
Следовательно, ко дню обращения Киселевой Е.В. к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у нее имелся для этого необходимый специальный трудовой стаж 30 лет, что позволяет ответчику назначить истцу пенсию со дня обращения за ней, то есть с *Дата*.
Не обладая специальными знаниями, истец обратилась за помощью к юристу, уплатив при этом 10 000 руб. За составление нотариальной доверенности истец уплатила 1 000 руб., а также 300 руб. госпошлины для обращения с данным иском. Таким образом, истец понесла судебные расходы в сумме 11 300 руб., которые просит взыскать с ответчика.
Исходя из принципа справедливости и разумности, а также учитывая работу, проделанную представителем истца по подготовке исковых материалов для суда, работу представителя истца в судебных заседаниях, суд, с учетом положений ст. 98,100 ГПК РФ, полагает, что подлежит возмещению истцу сумма 9 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте включить Киселевой Е.В. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: *Дата*-*Дата* (28дн.), *Дата*-*Дата* (27дн.)- курсы повышения квалификации; *Дата* - *Дата* (в 1,3 -*Дата*) фельдшером, заведующей фельдшерско-акушерского пункта.
Обязать Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте назначить Киселевой Е.В. досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с *Дата*.
Взыскать с Государственного учреждения- Управление пенсионного фонда РФ в г. Асбесте в пользу Киселевой Е.В. в возмещение судебных расходов 9 300(девять тысяч триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения.
Судья Чечулина Л.В.