Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-381/2013 (2-8178/2012;) ~ М-8095/2012 от 13.11.2012

№ 2-381/17-2013

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Коваленко В.В., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев гражданское дело по иску Благовещенской В.И. к Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия,

установил:

Благовещенская В.И. обратилась в Петрозаводский городской суд РК с иском к Администрации Петрозаводского городского округа с требованиями о признании действий незаконными, взыскании денежных сумм, обязании совершить определенные действия. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. На момент оставления муниципальной должности стаж муниципальной службы составлял <данные изъяты>, что давало истцу право на получение доплаты к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> процентов месячного должностного оклада с учетом коэффициента <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа начала удерживать 13% налога на доходы физических лиц. Считает, что действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога незаконны, ущемляют ее права, так как безосновательно ухудшают материальное положение и противоречат принципу равенства подходов к льготам по налогообложению в отношении муниципальных и государственных служащих. На основании изложенного просит признать действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости подоходного налога (НДФЛ) незаконными; взыскать с ответчика необоснованно удержанный подоходный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.; обязать ответчика с ДД.ММ.ГГГГ года производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в полном объеме без удержания подоходного налога на доходы физических лиц.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция ФНС России по г.Петрозаводску.

В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что ответчик вернул ей сумму в размере <данные изъяты> руб.

Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представлен письменный отзыв на иск, согласно которому Администрация производит удержание НДФЛ, исходя из разъяснений, представленных ИФНС по г. Петрозаводску в письме от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что указанная доплата подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, также представил документы о возврате истице суммы НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Третье лицо ИФНС России по г. Петрозаводску в судебное заседание своего представителя не направили, о дате, времени и месте судебного заседания извещено.

Принимая во внимание отсутствие ответчика, суд приходит к выводу о рассмотрении дела заочно, по имеющимся доказательствам с тем, чтобы отсутствующая сторона при наличии обоснованных возражений имела возможность обратиться с заявлением об отмене заочного решения и представить свои доводы и доказательства, их подтверждающие.

Суд, выслушав истицу, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено, что Благовещенская В.И. с ДД.ММ.ГГГГ была уволена с муниципальной службы в связи с добровольным выходом в отставку. Согласно ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», ст. 56 Устава Петрозаводского городского округа, истице назначена доплата к трудовой пенсии по старости, порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты устанавливается Решением Петрозаводского городского Совета. В настоящее время ежемесячная доплата к пенсии производится в соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным Решением Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011 № 27/02-39. Указанная доплата осуществляется за счет средств бюджета Петрозаводского городского округа.

С ДД.ММ.ГГГГ с указанной надбавки Администрация Петрозаводского городского округа производит удержание налога на доходы физических лиц.

Из справки о доходах физического лица за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годы, выписок Администрации Петрозаводского городского округа о начислениях и удержаниях с пенсии истицы следует, что доплата к пенсии начислялась истице с ДД.ММ.ГГГГ., при этом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из начисленной суммы доплаты удержан налог на доходы с физических лиц в размере <данные изъяты> (за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> руб.), указанное ответчиком не оспаривается.

Согласно дополнительно представленным ответчиком документам также усматривается, что ответчик осуществил возврат истице суммы НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Позиция, выраженная ответчиком в отзыве, сводится к тому, что доплата к трудовой пенсии не рассматривается как составляющая пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в связи с чем подлежит налогообложению в виде взимания НДФЛ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. «ж», «н» ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п.12 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года №25-ФЗ на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 5 ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

С 13.08.2007 правовое регулирование осуществлялось ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007г. №1107-ЗРК, в соответствии со ст. 11 которого, законодатель установил право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статья 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 года № XXIII-XXVI/418 (в редакции от 04.03.2008 года) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 года № 25-ФЗ предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012 года, следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин «пенсия за выслугу лет», а в отношении муниципальных служащих - термин «пенсионное обеспечение за выслугу лет», юридическая природа таких выплат одинакова, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением; при назначении пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим и при назначении пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальным служащим эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии; одной и другой категории лиц пенсия за выслугу лет, пенсионное обеспечение за выслугу лет определяются при наличии соответствующего стажа; в стаж федеральной государственной гражданской службы и в стаж муниципальной службы для назначении пенсии за выслугу лет, пенсионного обеспечения за выслугу лет включаются соответственно стаж работы на муниципальной службе и стаж работы на государственной службе.

Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2009 года № 1190-О-О (п. 2).

При этом, условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 166-ФЗ), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 ФЗ «О государственной социальной помощи» на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

На основании изложенного выше, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования обоснованы, однако подлежат удовлетворению частично.

Поскольку истице осуществлен возврат удержанной суммы НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., то в данной части иск удовлетворению не подлежит.

Таким образом, следует признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, взыскать с ответчика в пользу истицы необоснованно удержанный НДФЛ из доплаты к трудовой пенсии в сумме <данные изъяты>, а также обязать ответчика производить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания НДФЛ.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 233 - 235 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Благовещенской В.И. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы, выплачиваемой Благовещенской В.И.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Благовещенской В.И. необоснованно удержанный из ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме <данные изъяты> руб.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить Благовещенской В.И. выплату ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Ответчик вправе подать в Петрозаводский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения суда.

Судья В.В. Коваленко

2-381/2013 (2-8178/2012;) ~ М-8095/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Благовещенская Валентина Ивановна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Инспекция ФНС г.Петрозаводска
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Коваленко В.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
13.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2012Передача материалов судье
16.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.12.2012Предварительное судебное заседание
20.12.2012Судебное заседание
14.01.2013Судебное заседание
17.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2013Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2013Дело оформлено
19.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее