77RS0028-02-2023-001984-15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2023 года адрес
Тимирязевский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Ерохиной Т.Н., при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-174/23 по административному иску Козловой Ольги Олеговны, Рябовой Светланы Анатольевны, Лебедевой Марины Валерьевны, Ануфриева Евгения Анатольевича, Вергеля Максима Николаевича, Важенковой Светланы Андреевны, Ушакова Андрея Владимировича, Косяка Сергея Николаевича, Ельникова Алексея Сергеевича, Цыганкова Андрея Анатольевича, Масленникова Владимира Владимировича, Сорокина Кирилла Николаевича, Сергиенко Марины Александровны, Садыкова Артура Маратовича к Комитету государственного строительного надзора адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес, ООО «Специализированный застройщик «Стройтэк» о признании недействительными разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка, признании действий по распоряжению земельным участком незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском, и просят признать недействительным разрешение на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022, выданное Комитетом государственного строительного надзора адрес; признать недействительным Градостроительный план земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855, выданный Комитетом по архитектуре градостроительству адрес; признать незаконными действия ООО «СЗ «Стройтэк» по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 77:09:0002030:67 площадью 2,14629га.
Исковые требования мотивированы тем, что между ними и ООО «Специализированный застройщик «Стройтэк» заключены договоры об участии в долевом строительстве жилого дома, на дату заключения которых ООО «СЗ «Стройтэк» было выдано разрешение на строительство от 19.03.2019 №77-131000-018167-2019 жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общего назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:67 площадью 2,14629га, которым разрешено строительство домов этажности: 2 подз.эт., 2-21-24-26. Согласно проектной декларации от 31.03.2022 №77-001872 (ЖК «Тринити» вл.71, корп.3 (А, Б, В), не предусмотрено поэтапное строительство ЖК «Тринити». В соответствии с разд.9 проектной декларации, предусмотрено строительство одного многоквартирного дома на едином фундаменте по адресу: адрес, Западное Дегунино, адрес;
- назначение объекта: жилое
- минимальное количество этажей: 4
- максимальное количество этажей: 28
- общая площадь объекта: 85866м2
- сумма общей площади всех жилых помещений: 58275,110м2
- сумма общей площади всех нежилых помещений: 13958,00м2
- сумма общей площади всех жилых и нежилых помещений: 72233,10м2.
Из п.12.3 проектной декларации следует, что по состоянию на 31.03.2022г. земельный участок под строительство (создание) многоквартирного дома имеет следующие характеристики: кадастровый номер земельного участка: 77:09:0002030:67, площадь земельного участка: 21463,00м2. Согласно ГПЗУ от 15.09.2021 №РФ-77-4-53-3-40-2021-5616, а также схеме планировочной организации земельного участка от 12.03.2018г., размещенным застройщиком на дату заключения ДДУ с участниками долевого строительства, на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:67 и площадью 21463,00м2 предусмотрено строительство дома с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общего назначения, встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией, наземными парковочными местами, детскими площадками, площадками отдыха, площадками для занятия физкультурой, площадкой с мусорными контейнерами. Согласно п.1.1 ДДУ, ООО «СЗ «Стройтэк» приняло на себя обязательства по проектированию и строительству своими силами и с привлечением лиц Объекта – Жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест, количество этажей – 2-21-24-26+2 подз.эт., общая площадь – 85866,0кв.м., площадь земельного участка 21463кв.м., кадастровый номер 77:09:0002030:67, материал наружных стен и каркаса объекта: с монолитным железобетонным каркасом и стенами из мелкоштучных каменных материалов (кирпич, керамические камни, блоки и др.), материал перекрытий – монолитные железобетонные, класс энергоэффективности – В, сейсмостойкость – 5 баллов, расположенный по адресу: адрес, Западное Дегунино, адрес. Согласно п.3.8.3 ДДУ, вся информация, предоставленная Сторонами друг другу в связи с настоящим ДДУ, является достоверной, полной и точной во всех отношениях, и никто не скрыл обстоятельств, которые при обнаружении могли бы негативно повлиять на возможность исполнения Сторонами обязательств по настоящему ДДУ. Первый ДДУ заключен 21.08.2019г., а по состоянию на 29.07.2021г. продано 1 307 (99,3% всего жилого фонда). Все ДДУ прошли государственную регистрацию в Росреестре. С момента регистрации первого ДДУ, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002030:67 находился в залоге в силу ст.13 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно п.160 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утв. Приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241, если земельный участок, на котором с привлечением денежных средств участников долевого строительства осуществлялось строительство введенного в эксплуатацию многоквартирного дома, образован в границах, в которых он в соответствии с жилищным законодательством переходит в собственность собственников помещений в данном многоквартирном доме, запись о возникшей в силу статьи 13 Закона о ДДУ ипотеке такого земельного участка (права аренды или субаренды такого земельного участка) погашается в порядке, предусмотренном пунктом 16 Порядка: одновременно с внесением в кадастр недвижимости записи о данном многоквартирном доме; в течение рабочего дня с момента поступления ответа на указанный в части 8.1 статьи 13 Федерального закона о долевом строительстве запрос. 17.12.2021г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено разрешение на ввод в эксплуатацию №77-131000-010504-2021 жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроено-пристроенными помещениями общего назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест, расположенный по адресу: ...адрес, внутригородская территория адрес, адрес; строительный адрес: Москва, адрес, – на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:67. Жилому комплексу присвоен кадастровый номер №77:09:0002030:7788 от 08.07.2022г. С учетом изложенного, весь имущественный комплекс (дом и земельный участок) были обременены залогом, и застройщик был не вправе вносить в него существенные изменения без согласования с участниками долевого строительства. Согласно выписке из ЕГРН, первое право собственности зарегистрировано 11.07.2022г. Таким образом, возведенные корпуса являются единым жилым комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры, элементами озеленения, с учетом условий схемы планировочной организации земельного участка, ДДУ и условий проектной декларации по строительству ЖК «Тринити», согласно которой в состав общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, входят межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, электрощитовые, технические помещения, крыша, фундамент, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции, земельный участок с элементами благоустройства: асфальтобетонные подъездные пути и тротуары, парковки автотранспорта, площадки для отдыха взрослых, игровые площадки для детей, площадки для мусороконтейнеров, скамейки, урны, озеленение территории деревьями, кустарниками. Указанный проект уже реализован, все дома возведены, квартиры и земельный участок перешли в собственность участников долевого строительства. 23.11.2022г. истцам стало известно о незаконной выдаче Комитетом государственного строительного надзора адрес (Мосгорстройнадзора) разрешения на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022 и Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес ГПЗУ от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:67 площадью 2,14629га появился ещё один 27-этажный дом. У ООО «СЗ «Стройтэк» отсутствуют законные основания для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 77:09:0002030:67 площадью 2,14629га, поскольку он является общей долевой собственностью участников долевого строительства уже возведенного и введенного в эксплуатацию ЖК «Тринити». ООО «СЗ «Стройтэк» не было согласовано внесение существенных изменений в проектную документацию, информация о каких-либо изменениях, вносимых в проектную декларацию, разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также об изменении документов, влияющих на границы, размер и площадь земельного участка, переходящего в общую долевую собственность, а также о наличии очередности строительства, собственникам квартир не сообщалось. Фактически при выдаче разрешения на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022 и ГПЗУ от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855 произошло распоряжение земельным участком с кадастровым номером 77:09:0002030:67, который не принадлежит ООО «СЗ «Стройтэк». Застройщик по своему усмотрению без законных на то оснований произвел отчуждение части земельного участка под строительство нового многоквартирного дома без его межевания и выделения. В указанных действиях застройщика усматривается явное злоупотребление своими правами и недобросовестное поведение, что нарушает положение ст.10 ГК РФ, в связи с чем, действия ООО «СЗ «Стройтэк» по распоряжению земельным участком являются незаконными.
Истцы Сорокин К.Н., Вергель М.Н. в судебнеое заседание явились, исколвые требования поддержали.
Представитель истцов Козловой О.О., Рябовой С.А., фио, Вергель М.Н., Важенковой С.А., Косяка С.Н., фио, фио, Сергиенко М.А. – фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Истцы фио, Рябова С.А., Лебедева М.В., Ануфриев Е.А., Важенкова С.А., Ушаков А.В., Косяк С.Н., Ельников А.С., Цыганков А.А., Масленников В.В., Сергиенко М.А., Садыков А.М. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Представители ответчиков Комитета государственного строительного надзора адрес, Комитета по архитектуре и градостроительству адрес, ООО «СЗ «Стройтэк» в судебное заседание явились, исковые требования не признали, по основаниям, изложенных в возражениях.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Сбербанк России» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, суд, в соответствии со ст.ст.101, 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке по имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав и проанализировав представленные доказательства, оценив их в соответствии с положениями ст.84 Кодекса административного судопроизводства РФ, проанализировав нормы материального права, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В силу положений п.п.1, 4 ст.51 адрес кодекса РФ (в ред. от 31.12.2017 – на дату выдачи оспариваемого разрешения), разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст.51 адрес кодекса РФ, в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». К указанному заявлению прилагаются следующие документы и сведения:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса, если иное не установлено частью 7.3 настоящей статьи;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
5.1) согласование архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено статьей 40.1 настоящего Кодекса;
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома, согласие правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки;
6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;
6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машиномест в многоквартирном доме;
8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;
9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;
10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Частью 11 ст.51 адрес кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как следует из материалов гражданского дела, застройщик ООО «СЗ «Стройтэк» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:00020030:67 по договору аренды земельного участка от 14.10.2015 №М-09-047848.
20.03.2018г. между ДГИ адрес и ООО «СЗ «Стройтэк» заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка №М-09-047848 от 14.10.2015г., согласно которому все права и обязанности по договору перешли ООО «Стройтэк».
28.04.2018г. ООО «Стройтэк» выдан Градостроительный план земельного участка №RU77131000-037756.
19.03.2019г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено разрешение №77-131000-018167-2019 на строительство жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на земельном участке с кадастровым №77:09:0002030:67.
15.09.2021г. ООО «СЗ «Стройтэк» выдан Градостроительный план земельного участка №РФ-77-4-53-3-40-2021-5616.
24.09.2021г. согласована проектная документация (корректировка) Раздел 1 «Пояснительная записка» Часть 2 «Общая пояснительная записка» КП-110П-П32, которой обосновывается осуществление строительства объекта капитального строительства по этапам строительства с выделением этих этапов. Про второй строительства ЖК «Тринити» указано в разделе проектной документации на листах 7, 8.
24.09.2021г. согласована проектная документация (корректировка) Раздел 2 «Схема планировочной организации земельного адрес, которой раздел откорректирован в связи разделением участка на два этапа строительства.
07.10.2021г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено положительное заключение повторной негосударственной экспертизы проектной документации (корректировка проектной документации) №77-2-1-2-057998-2021, согласно пункту 3.1.2.1. которого проектными решениями предусмотрено выполнение строительства в два этапа:
1-й этап – строительство жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест (корпус 3);
2-й этап – строительство многоквартирного жилого дома.
Таким образом, в разрешение на строительство №77-131000-018167-2019 от 19.03.2019г. внесены изменения с указанием на полученное положительное заключение повторной негосударственной экспертизы проектной документации (корректировка проектной документации) №77-2-1-2-057998-2021 от 07.10.2021г.
Согласно п.21.14 ст.51 адрес кодекса РФ, решение о внесении изменений в разрешение на строительство принимается органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления cpока действия разрешения на строительство).
02.12.2021г. свидетельством об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства регистрационный №1116-2-21/С, выданным Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес, утверждена корректировка архитектурно-градостроительного решения о выделении 2-го этапа строительства ЖК «Тринити».
07.12.2021г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации на 2-ой этап строительства ЖК «Тринити».
17.12.2021г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено разрешение на ввод объекта эксплуатацию №77-131000-010504-2021 на 1-ый этап строительства.
26.09.2022г. ООО «СЗ «Стройтэк» выдан Градостроительный план земельного участка №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855, которым уточнена территория зоны планируемого размещения объектов капитального строительства с указанием 2-го этапа строительства ЖК «Тринити».
23.11.2022г. ООО «СЗ «Стройтэк» получено разрешение на строительство №77-1 020542-2022 на 2-ой этап строительства ЖК «Тринити».
Согласно п.1 ст.51 адрес кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствие настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется).
В силу положений ч.1.1 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», застройщик вправе привлекать денежные средства участии долевого строительства для строительства (создания) одного или нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых входят объекты долевого строительства, в соответствии с проектной документацией при условии, что строительство (создание) указанных многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в пределах одного разрешения на строительство, либо в пределах нескольких разрешений на строительство в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Частью 1.2. ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» установлено, что застройщик вправе осуществлять строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного или нескольких разрешений на строительство.
Таким образом, ООО «СЗ «Стройтэк» в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ на основании полного комплекта необходимых документов получено разрешение на строительство 2-ого этапа ЖК «Тринити».
Административные истцы, как жильцы соседнего корпуса дома, ссылаются на то, что согласно п.1.1 заключенных истцами на аналогичных условиях договоров участия в долевом строительстве, ООО «СЗ «Стройтэк» приняло на себя обязательства по проектированию и строительству своими силами и с привлечением лиц объекта – жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест, количество этажей – 2-21-24-26+2 подз.эт., общая площадь – 85866,0кв.м., площадь земельного участка 21463кв.м., кадастровый номер 77:09:0002030:67, расположенного по адресу: Москва, адрес. Возведенные корпуса являются единым жилым комплексом с особенностями коммуникаций и инфраструктуры, элементами озеленения, с учетом условий схемы планировочной организации земельного участка, договоров участия в долевом строительстве и условий проектной декларации по строительству ЖК «Тринити», согласно которой в состав общего имущества в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которое будет находиться в общей долевой собственности участников долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов недвижимости и передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства, входят, в том числе, земельный участок с элементами благоустройства: асфальтобетонные подъездные пути и тротуары, парковки автотранспорта, площадки для отдыха взрослых, игровые площадки для детей, площадки для мусороконтейнеров, скамейки, урны, озеленение территории деревьями, кустарниками.
23.11.2022г. истцам стало известно о выдаче Комитетом государственного строительного надзора адрес разрешения на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022 и Комитетом по архитектуре и градостроительству адрес план земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855, согласно которому на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002030:67 появился ещё один 27 этажный дом. Однако, поскольку указанный проект уже реализован, все дома возведены, квартиры и земельный участок перешли в собственность участников долевого строительства, у ООО «СЗ «Стройтэк» отсутствуют законные основания для распоряжения земельным участком с кадастровым номером 77:09:0002030:67, так как он является общей долевой собственностью участников долевого строительства уже возведенного и введенного в эксплуатацию ЖК «Тринити».
Разрешая спор, суд приходит к выводу, что данные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.
Порядок выдачи разрешения на строительство установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ и Административным регламентом предоставления государственных услуг адрес «Выдача разрешения на строительство», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 №145-ПП. Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, установлен п.7 ст.51 адрес кодекса РФ.
Согласно п.13 ст.51 адрес кодекса РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных часть 7 указанной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
При поступлении от застройщика ООО «СЗ «Стройтэк» заявления о выдаче разрешения на строительство была проведена проверка, по результатам которой застройщику ООО «СЗ «Стройтэк» оформлено разрешение на строительство объекта «Жилой комплекс с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест» по адресу: Москва, адрес, – от 19.03.2019 №77-131000- 018167-2019 со сроком действия до 19.03.2024г. на основании документов, предусмотренных п.7 ст.51 адрес кодекса РФ, в том числе правоустанавливающих документов – договора аренды земельного участка от 14.10.2015 №М-09-047848 и дополнительных соглашений от 20.03.2018г., от 19.10.2018г. для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, положительного заключения негосударственной экспертизы от 15.10.2018 №77-2-1-2-0054-18, градостроительного плана земельного участка от 28.04.2018 №RU77131000-037756 с видом разрешенного использования: размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенные на двадцать и более квартир).
По заявлениям застройщика от 10.06.2019г., от 01.11.2021г. о внесении изменений в разрешение на строительство в соответствии с откорректированной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией, получившей положительные заключения экспертиз и градостроительного плана земельного участка от 15.09.2021 №РФ-77-4-53-3-40- 2021-5616, были внесены изменения в вышеуказанное разрешение на строительство.
Застройщику ООО «СЗ «Стройтэк» оформлено разрешение на строительство объекта «Жилой комплекс с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест. 2-й этап строительства по адресу: Москва, адрес» от 23.11.2022 №77-09-020542- 2022 со сроком действия до 23.11.2024г. на основании документов, предусмотренных п.7 ст.51 адрес кодекса РФ, в том числе правоустанавливающих документов – договора аренды земельного участка от 14.10.2015 №М-09-047848 и дополнительных соглашений от 20.03.2018г., от 19.10.2018г. для целей проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, положительного заключения негосударственной экспертизы, градостроительного плана земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855 с видом разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка).
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные п.13 ст.51 адрес кодекса РФ, у Комитета государственного строительного надзора адрес отсутствовали.
Согласно п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», право собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства после передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из приведенных выше норм права и положений ст.48 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п.155, 159 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 №П/0241, запись о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве погашается в Едином государственном реестре недвижимости:
одновременно с государственной регистрацией права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства;
в связи с расторжением либо прекращением договора долевого участия (по соглашению сторон либо в одностороннем порядке при наличии установленных законом на то оснований и соблюдения порядка такого расторжения/прекращения, а также по решению суда).
С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, а право собственности предыдущего собственника подлежит прекращению.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002030:67 принадлежит застройщику «ООО «СЗ «Стройтэк» на праве аренды земельного участка по договору от 14.10.2015 №М-09-047848 со сроком действия до 15.10.2024г.
Сведения о государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на спорный на земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Также, согласно градостроительному плану земельного участка от 15.09.2021 №РФ-77-4-53-3-40-2021-5616, предельная суммарная поэтажная площадь в габаритах наружных стен объекта капитального строительства составляет 85600кв.м. Согласно проектной документации на 1-й этап строительства жилого дома, суммарная поэтажная площадь в габаритах наружных стен объекта капитального строительства составляет 73200кв.м. Согласно проектной документации на 1 этап строительства жилого дома суммарная поэтажная площадь в габаритах наружных стен объекта капитального строительства составляет 12399,5к.м.
Таким образом, общая суммарная поэтажная площадь в габаритах наружных стен объекта капитального строительства составляет 85599,5кв.м, что не превышает предельную суммарную поэтажную площадь в габаритах наружных стен объекта капитального строительства 85600кв.м., в связи с чем, превышение предельных параметров разрешенного строительства, установленных градостроительным планом земельного участка, отсутствует.
В соответствии с п.1 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Согласно п.2 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Форма и порядок заполнения градостроительного плана земельного участка осуществляется на основании приказа Минстроя России от 25.04.2017 №741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».
Таким образом, градостроительный план земельного участка не является правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в отношении территории, на которой расположен данный участок, отражает возведенные объекты недвижимости согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и установленные градостроительным регламентом сведения.
Согласно п.8 ст.1 адрес кодекса РФ, правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с п.9 ст.1 адрес кодекса РФ, градостроительный регламент – это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 №120-ПП утверждены Правила землепользования и застройки адрес.
В разделе 3.1 оспариваемого градостроительного плана земельного участка отражены объекты капитального строительства: жилой комплекс с подземной автостоянкой, встроенно-пристроенными помещениями и встроенно-пристроенной дошкольной образовательной организацией на 100 мест, адрес: Москва, адрес, д. 73Б; назначение: многоквартирный дом; кадастровый номер: 77:09:0002030:7788; площадь: 85866кв.м; количество этажей: 4-28, (в том числе подземных 2); год постройки: 2021; материал стен: прочие. Данные сведения соответствуют сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, таким образом, оспариваемый истцами градостроительный план земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40- 2022-585 выдан в установленном порядке в соответствии с утвержденными документами, не нарушает права н законные интересы заявителей.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Таким образом, ипотека на земельный участок с кадастровым номером 77:09:0002030:67 не ограничивает застройщика в праве на застройку земельного участка, который ему предоставлен для строительства многоквартирных жилых домов, поскольку является способом обеспечения исполнения обязательств.
Согласно п.1.1 ст.19 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», если проект строительства реализуется с выделением этапов строительства, проектная декларация составляется в отношении каждого этапа проекта строительства.
Соответственно, в проектной декларации по 1-му этапу строительства не указываются сведения о 2-ом этапе строительства, поскольку у 2-го этапа имеется собственная проектная декларация №77-002796 от 21.12.2022г.
В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», договор должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, о количестве этажей, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости (далее - основные характеристики многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости), назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения (далее - основные характеристики жилого или нежилого помещения), а также условный номер такого объекта долевого строительства в соответствии с проектной декларацией;
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства;
5) одно из условий привлечения денежных средств участников долевого строительства:
а) исполнение обязанности по уплате отчислений (взносов) в компенсационный фонд;
б) размещение денежных средств участников долевого строительства на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 настоящего Федерального закона;
6) условия, предусмотренные частью 5 статьи 18.1 настоящего Федерального закона, в случае, указанном в части 1 статьи 18.1 настоящего Федерального закона.
При этом, согласно п.4.1 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», условия договора, предусмотренные частями 4 и 4.2 настоящей статьи, должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на момент заключения договора.
Административными истцами не представлено доказательств, что на момент заключения договоров участия в долевом строительстве условия договоров не соответствовали проектной декларации, а также того, что в проектную документацию по 1-му этапу строительства были внесены такие изменения, которые ухудшают потребительские качества приобретенных административными истцами объектов долевого строительства.
Суд также обращает внимание истцов на пропуск срока на предъявление настоящих требований.
Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Статьей 94 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока. Поданные по истечении процессуального срока жалобы и представленные документы, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, не рассматриваются судом и возвращаются лицу, которым они были поданы или представлены.
В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемый градостроительный план земельного участка №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855 был подготовлен и выдан Москомархитектурой 26.09.2022г., с 26.09.2022 градостроительный план земельного участка был размещен в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, сведения которой являются открытыми и общедоступными в соответствии с п.8 ст.56 адрес кодекса РФ. Следовательно, установленный законом срок для обращения в суд истекает 26.12.2022г.
Разрешение на строительство за №77-09-020542-2022 от 23.11.2022г. было опубликовано в общедоступной единой системе жилищного законодательства 24.11.2022г., следовательно, срок на обжалование истек 24.02.2022г.
С настоящим иском, содержащим поименованные выше требования о признании недействительными разрешения на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022 и градостроительного плана земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855, в суд истцы впервые обратились 22.02.2023г., о чем свидетельствует отметка на почтовом конверте, в котором поступило исковое заявление.
Таким образом, судом достоверно установлено, что истцы обратились в суд с указанными выше требованиями о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855 в срок, значительно превышающий установленный законом. При этом, истцы не были лишены права подать соответствующее заявление в суд общей юрисдикции в предусмотренные действующим законодательством процессуальные сроки, однако, данным правом не воспользовались, в связи с чем, по мнению суда, пропуск срока нельзя признать уважительным. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (п.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства РФ).
По изложенным основаниям, суд считает, что срок обращения за судебной защитой по данной категории дел в части требований о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855 пропущен, и уважительных причин для его восстановления не имеется.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с п.5 ст.180 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таком положении дела административный иск подлежит отклонению в полном объеме, как по существу требований, так и в связи с пропуском срока на обращение в суд в части требований о признании недействительным градостроительного плана земельного участка от 26.09.2022 №РФ-77-4-53-3-40-2022-5855.
Трехмесячный срок давности на обращение в суд в части требований о признании недействительными разрешения на строительство от 23.11.2022 №77-09-020542-2022, который истекал 24.02.2023г., не является пропущенным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Козловой Ольги Олеговны, Рябовой Светланы Анатольевны, Лебедевой Марины Валерьевны, Ануфриева Евгения Анатольевича, Вергеля Максима Николаевича, Важенковой Светланы Андреевны, Ушакова Андрея Владимировича, Косяка Сергея Николаевича, Ельникова Алексея Сергеевича, Цыганкова Андрея Анатольевича, Масленникова Владимира Владимировича, Сорокина Кирилла Николаевича, Сергиенко Марины Александровны, Садыкова Артура Маратовича к Комитету государственного строительного надзора адрес, Комитету по архитектуре и градостроительству адрес, ООО «Специализированный застройщик «Стройтэк» о признании недействительными разрешения на строительство, градостроительного плана земельного участка, признании действий по распоряжению земельным участком незаконными, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тимирязевский районный суд адрес.
Судья Т.Н. Ерохина
Решение в окончательной форме изготовлено 10 августа 2023 года.