Дело № 2-1127/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
*** 2014 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Л.В.
при секретаре Душевской К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попцова А.В. и Попцовой Е.В. к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Попцов А.В. и Попцова Е.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о признании права пользования жилым помещением по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. ***, на условиях договора социального найма и признании права общей долевой собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указали, что проживают в квартире по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. ***. Указанное жилье было предоставлено на основании служебного ордера № 123 от 05.02.2003 г. связи с трудовыми отношениями с Федеральным государственным учреждением Министерства обороны РФ «Псковская квартирно-эксплуатационная часть района». 31 марта 2010 г. истец был уволен с должности электрика из ФГУ МО РФ «Псковская КЭЧ района» в связи с сокращением штата, при этом до настоящего времени проживает в предоставленном ему жилом помещении, несет расходы по его содержанию, производит оплату за наем, зарегистрирован в нем по месту жительства.
Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № 7-р от 15.01.2007 г. и актом приема-передачи от 30.03.2010 г. в собственность муниципального образования «город Псков» был передан дом №*** по ул. Д. в г. Пскове, о чем была внесена запись о праве муниципального образования в реестр муниципального имущества г. Пскова.
Полагая, что занимают жилое помещение на условиях договора социального найма, с целью реализации права на приватизацию спорного жилого помещения истцы обратились в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилья.
В удовлетворении указанного заявления им было отказано по тем основаниям, что жилое помещение имеет статус служебного, в связи с чем не подлежит приватизации.
По мнению истцов, данный отказ является незаконным, нарушающим их жилищные права и интересы, поскольку после перехода муниципальному образованию права собственности на дом по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, занимаемое Попцовыми жилое помещение статус служебного утратило, в трудовых отношениях с Администрацией г. Пскова истцы не состоят.
В связи с чем, уточнив исковые требования, просили суд признать право пользования жилым помещением по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. ***, на условиях договора социального найма, признать за Попцовым А.В. и Попцовой Е.В. право общей долевой собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебное заседание истцы Попцов А.В. и Попцова Е.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Павлова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. В связи с чем, поскольку собственником не принималось решения об отнесении спорной квартиры к специализированному жилому фонду, а также учитывая то обстоятельство, что истцы в трудовых отношениях с Администрацией города Пскова не состоят, квартира по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. *** не имеет статуса служебной. А поскольку истцы занимают данное жилое помещение на условиях договора социального найма, жилье подлежит приватизации. Учитывая разъяснения Постановления Пленума ВС РФ, обзор судебной практики ВС РФ, а также сложившуюся практику рассмотрения аналогичных споров просила суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова и третьего лица Администрации г. Пскова Маяк Е.М. в судебном заседании иск не признала, указала, что поскольку при принятии спорного жилого помещения в муниципальную собственность Администрацией г. Пскова не принималось решения об исключении квартиры № *** в д.*** по ул. Д. в г. Пскове из специализированного жилищного фонда, данное помещение не утратило статус служебного, а, следовательно, не подлежит приватизации. Просили суд в иске отказать.
Третье лицо Попцова В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Попцову А.В. на состав семьи из трех человек, в том числе жены Попцовой Е.В. и дочери Попцовой В.А. было предоставлено служебное жилое помещение, на которое выдан ордер № 123 от 05.02.2004 г. (л.д.7).
Указанное жилье предоставлялось в связи с трудовыми отношениями Попцова А.В. с Псковской КЭЧ района, где он занимал должность электромонтера, что подтверждено копией трудовой книжки (л.д. 8-15).
Согласно выписки из лицевого счета № 00215 от 08.10.2013 г. с 06.09.2004 г. по настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства и проживают: наниматель Попцов А.В., жена Попцова Е.В., дочь – Попцова В.А. (л.д. 16).
Распоряжением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом № 7-р от 15.01.2007 г. и актом приема-передачи от 30.03.2010 г. в собственность муниципального образования «город Псков» был передан дом №*** по ул. Д. в г. Пскове, о чем была внесена запись о праве муниципального образования в реестр муниципального имущества г. Пскова.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества г. Пскова по состоянию на 11.09.2013 г. квартира № *** по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, принята в муниципальную собственность на основании ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и вышеуказанных распоряжений (л.д. 21).
Решив реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения истцы обратились в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с заявлением о передаче в общую долевую собственность занимаемого жилья. При этом Попцова В.А. от личного участия в приватизации занимаемого помещения отказалась (л.д.26).
Ответом № П-1802 от 06.11.2013 г. им было отказано в удовлетворения заявления, поскольку жилое помещение обладает статусом служебного жилья, а следовательно не подлежит приватизации. При этом разъяснено право на обращение с заявлением о снятии статуса служебного жилья (л.д.22).
Указанный отказ нельзя признать законным по следующим основаниям.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Статьей 93 ЖК РФ установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Разъясняя данные законоположения исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), указал следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В связи с чем, суд приходит к выводу, что статус служебного жилого помещения после передачи жилья в муниципальную собственность был утрачен.
Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу ст. 105 ЖК РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.
Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок отнесения помещения к специализированному жилищному фонду установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункт 12 Правил).
В соответствии со ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно разъяснениям, данным в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ).
В обоснование позиции о наличии у спорной квартиры статуса служебного ответчик ссылается на распоряжение Администрации г. Пскова № 2121-р от 17.07.2003 г. «О признании служебными и заселении 128-квартирного жилого дома № *** по ул. Д., которым разрешено Псковской КЭЧ района заселение 128-квартирного жилого дома № *** по ул. Д. с использованием жилых помещений в доме под служебную жилую площадь.
Вместе с тем, оценивая представленный документ, суд не соглашается с позицией Администрации г. Пскова о наделении дома статусом служебного в соответствии с данным распоряжением, поскольку указанное решение принималось еще до передачи спорного имущества в муниципальную собственность, в то время как решение о передаче имущества - жилого дома, принято 15 января 2007 г.
Иных доказательств принятия жилого помещения №*** по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, в специализированный жилищный фонд ответчиком в суд не представлено.
Таким образом, судом установлено, что после принятия жилого дома по ул. Д., д.*** в муниципальную собственность решение о включение жилого помещения №*** в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда Администрацией г. Пскова, как органом, осуществляющим управление указанным домом, не принималось.
Оценивая доводы ответчика относительно сохранения статуса служебного жилого помещения по причине предоставления жилья в связи с прохождением истцом воинской службы, суд считает их ошибочными, поскольку в данном случае положения Федерального Закона «О статусе военнослужащих» применению не подлежат, так как Попцов А.В. на момент предоставления жилья военнослужащим не являлся, а как следует из копии трудовой книжки состоял в трудовых отношениях с Псковской КЭЧ района, занимая должность электромонтера.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Пскова утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом судом учитывается что, ни Попцов А.В., ни Попцова Е.В. в трудовых отношениях с Администрацией г. Пскова не состоят.
В связи с чем истцы, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность муниципального образования, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с чем, учитывая вышеизложенное, имеются законные основания для передачи спорного жилого помещения в собственность истцов в порядке приватизации.
С учетом изложенного, и руководствуясь ст. 194-198, 321 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Попцова А.В. и Попцовой Е.В. к Управлению по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Попцовым А.В. и Попцовой Е.В. право пользования жилым помещением по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. ***, на условиях договора социального найма.
Признать за Попцовым А.В. и Попцовой Е.В. право общей долевой собственности по 1/2 доли в праве собственности за каждым на жилое помещение по адресу: г. Псков, ул. Д., д.***, кв. ***, в порядке приватизации.
Права, установленные настоящим решением, подлежат обязательной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено *** 2014 года.
Судья Псковского городского суда: Л.В. Емельянова
Решение в апелляционном порядке не обжаловано.
Вступило в законную силу.