УИД 11RS0014-01-2020-000725-75
Дело № 2-230/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года с.Корткерос
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием прокурора Филипповой Е.Г., представителей ответчиков МОО «Районный центр дополнительного образования»- Поповой Т.Г., администрации МР «Корткеросский»- Мальцева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
прокуратуры Корткеросского района к МОО «Районный центр дополнительного образования», администрации МР «Корткеросский» о возложении обязанности по обеспечению доступности помещений учреждения для инвалидов и маломобильных групп населения,
установил:
прокуратура Корткеросского района обратилась в суд, с учетом уточненных требований, к МОО «Районный центр дополнительного образования» с.Корткерос (далее по тексту – МОО «РЦДО» с.Корткерос, организация дополнительного образования, организация), АМР «Корткеросский» о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность для инвалидов и маломобильных групп населения помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями «СП 59.133330.2016» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что помещение, где осуществляется дополнительная образовательная деятельность МОО «РЦДО» с.Корткерос, <...> принадлежащее МОО «РЦДО» с.Корткерос на <...>, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СП 59.13330.2016 ввиду следующего: при входе в здание образовательной организации отсутствует пандус нормативного образца, вместо которого установлены полозья из металлических уголков, кнопкой вызова персонала для помощи маломобильным группам населения здание не оснащено, отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Данное нарушение препятствует реализации права инвалидов (в т.ч. инвалидов, использующих кресла-коляски) на доступность посещения здания, тем самым ограничивает возможность получения инвалидами (в т.ч. детьми-инвалидами) дополнительного образования в указанной организации. Помещения указанного административного здания используемые МОО «РЦДО» с.Корткерос для осуществления дополнительной образовательной деятельности как объект социальной инфраструктуры принадлежат последнему на праве оперативного управления. Учредителем организации и собственником здания является администрация МО МР «Корткеросский», однако, здание используется МОО «РЦДО» с.Корткерос. В связи с чем, обязанность по реализации положений законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа их в здание возлагается на МОО «РЦДО» с.Корткерос, на администрацию МО МР Корткеросский«, как учредителя и собственника здания, возлагается обязанность по финансированию названных мероприятий.
Помощник прокурора Филиппова Е.Г. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала, конкретизировав их и просив возложить на ответчиков обязанность по обеспечению доступности помещения МОО «Районный центр дополнительного образования», расположенного по адресу: <адрес>, для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии в соответствии с п. 5.1.14 - 5.1.16 Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Суду пояснив, что к АМР «Корткеросский» заявляются требования как к собственнику помещений используемых МОО «РЦДО» с.Корткерос, какие-либо конкретные требования к АМР «Корткеросский», как к собственнику, не заявляются, в частности каким образом они будут обеспечивать данную обязанность, возложенную на них Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Представитель МОО «РЦДО» Попова Е.Г. считает, что обеспечение доступа маломобильных групп населения, относится к работам по капитальному ремонту и в силу ст.210,616 ГК РФ являются обязанностью собственника (арендодателя).
Представитель ответчика АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с требованиями, заявленными к администрации, не согласен в полном объеме.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу ст. 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие, внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Таким образом, в Федеральном законе от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Положения Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
К одному из критериев качества условий осуществления образовательной деятельности организации, согласно ч.4 ст.95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" относится доступность услуг для инвалидов.
В ст. 6 - 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" закреплены и разграничены полномочия федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Толкование п.1 ст.296 ГК РФ позволяет сделать вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Из изложенного следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными с обязанностями собственника.
Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» (далее по тексту- СП 59.13330.2016) предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
СП 59.13330.2016 распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 5.1.14 СП 59.13330.2016, регламентирующим нормативы оборудования входа и путей движения в зданиях, отражено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.
Согласно п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
В соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
В силу п.6 ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Из представленных документов следует, что не оспаривалось стороной ответчиков, что спорные помещения учреждения, расположенные по адресу: <адрес> постановлением АМР «Корткеросский» ХХХ от <дата> переданы организации дополнительного образования в оперативное управление.
В ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что помещения, где осуществляется дополнительная образовательная деятельность МОО «РЦДО» с.Корткерос, <...>, принадлежащее МОО «РЦДО» с.Корткерос на <...>, расположенное по адресу: <адрес>, имеет нарушение ряда требований, предъявляемых действующим законодательством к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социального значения ввиду следующего: при входе в здание образовательной организации отсутствует пандус нормативного образца, вместо которого установлены полозья из металлических уголков, кнопкой вызова персонала для помощи маломобильным группам населения здание не оснащено, отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Наличие указанных нарушений не оспаривалось со стороны ответчиков.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в организации дополнительного образования не созданы условия для обеспечения доступности инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе, инвалидов-колясочников и др., в здание организации, чем ограничена возможность обращения указанных лицза получением образовательных услуг.
Согласно Уставу МОО «РЦДО» с.Корткерос, утвержденному постановлением АМР «Корткеросский» от 28.04.2020 №640 (далее по тексту - Устав), предметом деятельности организации дополнительного образования является оказание услуг по реализации полномочий в сфере образования, предусмотренных федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республик Коми, нормативными правовыми актами учредителя.
Учредителем организации дополнительного образования и собственником его имущества является МО МР «Корткеросский». Функции и полномочия учредителя организации дополнительного образования от имени МО МР «Корткеросский» осуществляет администрация МР «Корткеросский», которая вправе передать отдельные функции и полномочия учредителя Управлению образования АМР «Корткеросский». Организация дополнительного образования подведомственна Управлению образования АМР «Корткеросский», осуществляющему руководство, координацию и контроль деятельности организации. Организация дополнительного образования является юридическим лицом, за которым закреплено обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности <...> в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Образовательная организация владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника. Собственником имущества является МО МР «Корткеросский». При осуществлении права оперативного управления имуществом организация дополнительного образования обязана, в т.ч. осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.04.2016 № 211 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2016- 2020 годы» (далее - Программа). Целью программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, к основным задачам относятся: оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право инвалидов на социальную защиту - систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При этом, социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, пункт "е" ч. 1 Конституции РФ). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии с положениями ст. 15 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в т.ч.: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
Наличие обязанности у организации дошкольного образования по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, как владельца нежилого помещения на праве оперативного управления, не исключает соответствующей обязанности собственника имущества – АМР «Корткеросский».
Передача части полномочий учредителя АМР «Корткеросский» на управление образованием АМР «Корткеросский» не исключает указанной обязанности у собственника.
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (ранее действовавшем) был включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В настоящее время аналогичные требования по актуализированной редакции СНиП 35-01-2001 - СП 59.13330.2016 обозначены в п. 43 такого же поименованного Перечня (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985).
Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в Конституции РФ.
Доводы представителя АМР «Корткеросский» о том, что по адресу: <адрес>, расположены административные помещения МОО «РЦДО» с.Корткерос, образовательная деятельность в которых не ведется, и о возможности приема документов для зачисления в организацию через педагогов МОО «РЦДО», в связи с чем нет необходимости по обустройству входа в помещения организации по указанному адресу доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, суд считает необоснованными. В соответствии с Положением «О порядке приема детей и подростков в объединения» МОО «РЦДО» с.Корткерос, утвержденного <дата>, следует, что местом нахождения организации МОО «РЦДО» (далее Центр) является <адрес>, информирование о предоставлении услуги осуществляется в данном учреждении, для получения информации о приеме в объединения организации заявитель вправе обратиться в устной форме лично в Центр, индивидуальное устное информирование заявителей осуществляется ответственными лицами Центра при личном обращении заявителей по указанному выше адресу, зачисление детей и подростков в объединения производится на основании заявления родителей с приложением документов. Адресом приема документов согласно указанному Положению является <адрес>. Кроме того, обязанность и возможность передачи заявлений и документов через педагогов организации данным Положением не предусмотрена, что также подтверждается представителем МОО «РЦДО». Из чего следует, что отсутствие ведения в настоящее время в административном помещении МОО «РЦДО» образовательной деятельности, не исключает возможности обращения лиц указанной категории в данную организацию по вопросам образовательной деятельности, подачи заявления и т.п.
Доводы стороны ответчика МОО «РЦДО» с.Корткерос, что устройство пандусов предусматривается при производстве капитального ремонта, доказательствено не подтверждены, поскольку указанным постановлением Госстроя от <дата> утверждены нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Ответчиками не представлено доказательств технической невозможности обустройства основного входа в помещения МОО «РЦДО» для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, не представлено документов, содержащих прямые указания на запрет оборудования указанного входа пандусом.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, возложении обязанности по устранению выявленных нарушений на МОО «Районный центр дополнительного образования» с.Корткерос и администрацию муниципального района «Корткеросский».
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Обязать МОО «Районный центр дополнительного образования», администрацию МР «Корткеросский» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность помещения МОО «Районный центр дополнительного образования», расположенного по адресу: <адрес>, для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии в соответствии с п. 5.1.14 - 5.1.16 Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Буян Э.Ф.
Решение в окончательной форме вынесено 04.12.2020