Дело № 2-4688/32-2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Плотко Е.К.
с участием старшего помощника прокурора Егоровой Е.В., представителя МБДОУ Детский сад №98 «Сказка» заведующей Ларшиной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Петрозаводска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка», администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к совершению действий,
установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска проведена выездная проверка соблюдения Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 98 «Сказка» (далее - МБДОУ Детский сад № 98), имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, законодательства об обеспечении охраны жизни и здоровья его воспитанников. По итогам обследования территории МБДОУ Детский сад № 98, его здания и внутренних помещений, выявлены грубые нарушения действующего законодательства, установленные к содержанию зданий и территорий образовательных организаций, а именно: в коридоре здания детского сада и в группе ФИО1 на втором этаже здания детского сада имеются многочисленные протечки кровли: над лестничным пролетом, над игровой и обеденной зоной (протечки сквозные, с элементами гниения и разрушения потолка, образовалась дыра); частично разрушено периметральное ограждение территории детского сада: кирпичная стена разрушена сверху до основания, имеется доступ к строительному мусору, кирпичная кладка продолжает обрушаться с высоты более чем 2 метра; кроме того сетчатый забор (установленный фрагментарно) также поврежден (имеется разрыв) металлической сетки, с торчащими прутьями; крыльцо и ступени на двух эвакуационных выходах из здания детского сада (с торца и задней стороны здания) находятся в частично разрушенном состоянии: ступени сбиты, отсутствуют ограждения и поручни; шиферное покрытие теневых навесов, установленных на прогулочном участке также разрушено, имеются поврежденные шиферные листы и осколки, нависающие с теневых навесов. Ссылаясь на то, что выявленные нарушения представляют серьезную опасность для жизни и здоровья воспитанников, предписания контролирующих органов о необходимости устранения в том числе и выявленных прокуратурой города нарушений (предписание Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ) ответчиками не исполнено, на неоднократные обращения руководителя МБДОУ Детский сад № 98 о выделении дополнительных денежных средств на производство ремонтных работ в целях устранения выявленных нарушений, администрацией Петрозаводского городского округа должных мер принято не было, Прокурор города Петрозаводска в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «Об образовании», ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка», расположенное по адресу: <адрес> выполнить в здании и на территории детского сада следующие мероприятия: провести капитальный ремонт кровли здания детского сада; произвести работы по восстановлению отделки стен и потолков внутренних помещений здания детского сада (коридоре над лестничным пролетом и в помещениях группы ФИО1 на втором этаже) от следов протечек кровли; восстановить ограждение территории детского сада по всему периметру; оборудовать две наружные открытые лестницы на путях эвакуации с первого этажа здания (с торца и с задней стороны здания) поручнями и ограждениями, восстановить целостность ступней на наружных открытых лестницах; восстановить кровельное покрытие теневых навесов, установленных на прогулочном участке детского сада; обязать администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование мероприятий необходимых для выполнения Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка» работ по проведению капитального ремонта кровли здания детского сада; работ по восстановлению отделки стен и потолков внутренних помещений здания детского сада (коридоре над лестничным пролетом и в помещениях группы ФИО1 на втором этаже) от следов протечек кровли; восстановлению ограждения территории детского сада по всему периметру; оборудованию наружных открытых лестниц на путях эвакуации с первого этажа здания (с торца и с задней стороны здания) поручнями и ограждениями, восстановлению целостности ступней на наружных открытых лестницах; восстановлению кровельного покрытия теневых навесов, установленных на прогулочном участке детского сада.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Петрозаводска Егорова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель МБДОУ Детский сад №98 «Сказка» - заведующая Ларшина Н.М. в ходе судебного заседания не отрицала необходимость проведения указанных в иске мероприятий, однако показала, что отсутствие денежных средств не даст возможность провести данные работы.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки неизвестны.
Управление Роспотребнадзора по РК, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, причины неявки неизвестны.
Заслушав участвующих по делу лиц, прокурора города Петрозаводска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие в образовательных учреждениях.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны кроме всего прочего выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Как определено статьей 28 указанного выше закона, в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно положениям пунктов 1, 3, 5 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно требованиям части 3 статьи 28 Федерального закона «Об
образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации и др.
В судебном заседании установлено, что Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 98 «Сказка» (далее - МБДОУ Детский сад № 98), имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, является действующим.
ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой города Петрозаводска проведена выездная проверка соблюдения МБДОУ Детский сад № 98 законодательства об обеспечении охраны жизни и здоровья его воспитанников.
По итогам обследования территории учреждения, его здания и внутренних помещений, выявлены грубые нарушения действующего законодательства, установленные к содержанию зданий и территорий образовательных организаций, а именно: в коридоре здания детского сада и в группе ФИО1 на втором этаже здания детского сада имеются многочисленные протечки кровли: над лестничным пролетом, над игровой и обеденной зоной (протечки сквозные, с элементами гниения и разрушения потолка, образовалась дыра); частично разрушено периметральное ограждение территории детского сада: кирпичная стена разрушена сверху до основания, имеется доступ к строительному мусору, кирпичная кладка продолжает обрушаться с высоты более чем 2 метра; кроме того сетчатый забор (установленные фрагментарно) также поврежден (имеется разрыв) металлической сетки, с торчащими прутьями; крыльцо и ступени на двух эвакуационных выходах из здания детского сада (с торца и задней стороны здания) находятся в частично разрушенном состоянии: ступени сбиты, отсутствуют ограждения и поручни; шиферное покрытие теневых навесов, установленных на прогулочном участке также разрушено, имеются поврежденные шиферные листы и осколки, нависающие с теневых навесов.
Требования по отделке помещений дошкольных образовательных учреждений, обустройству ограждения здания детских садов, установке теневых навесов на прогулочных участках предусмотрены п. п. 3.1,, 3.9., 5.1 Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26. Требования к оборудованию наружных лестниц на путях эвакуации предусмотрены п. 5.2.11, 5.2.15 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 №171.
Из материалов дела следует, что на момент проведения проверки в детском саду находится <данные изъяты> воспитанников (списочный состав <данные изъяты> воспитанников). Часть детей вынуждена находится в помещении групповой, где имеются массовые протечки, осыпается от гнили и плесени потолок, в том числе играть и принимать пищу. Часть воспитанников, ежедневно выходит на прогулку вдоль разрушающегося ограждения, где происходит падение кирпичей. Две группы воспитанников гуляют на прогулочных участках, где установлены теневые навесы с поврежденным шиферным покрытием, которое в случае падения (от ветра либо иного воздействия) способно причинить тяжкий вред здоровью маленького ребенка и взрослого сотрудника. Разрушенные ступени без поручней и ограждений на эвакуационных и аварийных выходах создают угрозу причинения дополнительного вреда (падений, травм) при проведении эвакуации.
Судом также установлено, что собственником МБДОУ Детский сад № 98 в силу ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, устава учреждения является Администрация Петрозаводского городского округа, между тем собственных денежных средств на проведение капитальных ремонтных работ у МБДОУ Детский сад № 98 не имеется, необходимый объем денежных средств на производство капитального ремонта здания и территории детского сада учредителем не предусмотрен.
Ранее в адрес образовательного учреждения поступали предписания контролирующих органов о необходимости устранения в том числе и выявленных прокуратурой города нарушений (предписание Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем руководитель МБДОУ Детский сад № 98 неоднократно обращалась в адрес учредителя с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на производство ремонтных работ в целях устранения выявленных нарушений, однако Администрацией Петрозаводского городского округа должных мер принято не было.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 пункта 13 статьи 14 Устава Петрозаводского городского округа, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального округа отнесена к полномочиям администрации Петрозаводского городского округа, владение, пользование, распоряжение имуществом Петрозаводского городского округа ст. 39 Устава также отнесено к полномочиям администрации района.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушения, допущенные при содержании и эксплуатации здания (в том числе, в виду износа строительных материалов) невозможно устранить путем ограничения доступа к ним несовершеннолетних воспитанников, их устранение возможно путем проведения ремонтно-восстановительных работ, при этом администрация Петрозаводского городского округа как учредитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения обязана осуществлять финансирование муниципальных образовательных учреждений на содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, а должностные лица образовательного учреждения осуществляют материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Таким образом, требования Прокурора г. Петрозаводска в интересах неопределенного округа лиц являются законными и обоснованными, и в связи с этим подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка», расположенное по адресу: <адрес> выполнить в здании и на территории детского сада следующие мероприятия:
провести капитальный ремонт кровли здания детского сада;
произвести работы по восстановлению отделки стен и потолков внутренних помещений здания детского сада (коридоре над лестничным пролетом и в помещениях группы ФИО1 на втором этаже) от следов протечек кровли;
восстановить ограждение территории детского сада по всему периметру;
оборудовать две наружные открытые лестницы на путях эвакуации с первого этажа здания (с торца и с задней стороны здания) поручнями и ограждениями, восстановить целостность ступней на наружных открытых лестницах;
восстановить кровельное покрытие теневых навесов, установленных на прогулочном участке детского сада;
Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование мероприятий необходимых для выполнения Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №98 «Сказка» работ по проведению капитального ремонта кровли здания детского сада; работ по восстановлению отделки стен и потолков внутренних помещений здания детского сада (коридоре над лестничным пролетом и в помещениях группы ФИО1 на втором этаже) от следов протечек кровли; восстановлению ограждения территории детского сада по всему периметру; оборудованию наружных открытых лестниц на путях эвакуации с первого этажа здания (с торца и с задней стороны здания) поручнями и ограждениями, восстановлению целостности ступней на наружных открытых лестницах; восстановлению кровельного покрытия теневых навесов, установленных на прогулочном участке детского сада.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 23.05.2014.