РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Безенчук 21 февраля 2022 г.
Безенчукский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи БАХЫШЕВА И.Х.,
при секретаре судебного заседания КАПЕЛИНОЙ Т.В.,
с участием помощника прокурора Безенчукского района Самарской области ШЕВЧЕНКО Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-208/2022 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Безенчукского района Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
02.02.2022 в Безенчукского районного суда Самарской области (далее - суд) обратился и.о. прокурора Безенчукского района Самарской области в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Административный иск мотивируется тем, что в ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой выявлен сайт <данные изъяты>, на страницах которого размещена информация о возможности приобретения, продажи паспорта гражданина РФ без процедуры оформления и предоставления необходимых документов в МВД.
Представитель административного истца – помощник прокурора Безенчукского района Самарской области Шевченко Е.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Заинтересованное лицо Роскомнадзор по Самарской области письменно ходатайствовало перед судом о рассмотрении административного иска без участия своего представителя, что суд находит возможным.
Суд, выслушав помощника прокурора Шевченко Е.С. в поддержку административного иска, исследовав материалы административного дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно информации с сайта https://2ip.ru/, где имеются сведения о регистраторе, зарегистрировавшим тот или иной домен, собственник сайта <данные изъяты> не значится. Иных форм установления собственников сайтов не предусмотрено. В связи с чем установить ответчика, являющегося владельцем сайтов, и его местонахождение не представляется возможным.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан», миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции; место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан», при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине: вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе); вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; гражданство (подданство); цель въезда в Российскую Федерацию; профессия; заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса; дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях); сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем); сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений; дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда; основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.
Согласно п. 41.1 Приказа МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются: паспорт либо паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации).
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных паспортов РФ и других стран, фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 УК РФ.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов.
Указом Президента РФ от 31.10.2018 № 622 утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы. За последние годы существенно возросла миграционная активность вблизи внешних границ Российской Федерации и в зоне ее интересов.
Интенсивный миграционный поток из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу, становится причиной негативных социально-экономических процессов в европейских государствах, а также способствует проникновению в эти государства членов криминальных, террористических и экстремистских структур. Такие негативные проявления могут стать угрозой, как для Российской Федерации, так и для приграничных с ней государств.
Одним из основных направлений миграционной политики в области совершенствования механизмов профилактики, предупреждения, выявления и пресечения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации является совершенствование механизма миграционного контроля в целях решения задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, в том числе по противодействию криминальным, террористическим и экстремистским структурам.
Высокий уровень нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства существенно влияет на рост числа экстремистских проявлений.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ч.1); запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч.6).
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, установленных федеральными законами.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что сведения о наличии возможности приобретения, продажи паспорта гражданина РФ без процедуры оформления и предоставления необходимых документов в МВД, размещенные на сайте, открытом для общего доступа, является прямым нарушением действующего законодательства, а также вводит в заблуждение неопределенный круг лиц, поскольку не содержит указания на противоправность данных действий и установленную ст.19.23 КоАП РФ и ст.327 УК РФ ответственность в случае их совершения.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно сведениям Интернет-сайта Роскомнадзора в Едином реестре сайтов, содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, доменное имя Интернет-сайта <данные изъяты> не значится.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет – пользователь.
При таких обстоятельствах в целях защиты прав неопределенного круга лиц, профилактики и пресечения совершения правонарушений, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. ст.39, 176-180 КАС РФ суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление заявлению и.о. прокурора Безенчукского района Самарской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся на сайте <данные изъяты> информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд Самарской области.
Резолютивная часть решения суда оглашена 21.02.2022 г.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.02.2022 г.
СУДЬЯ_______________