Дело № 2-1826/2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск-Дальний 14 октября 2015 года
Спасский районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего: Федерального судьи Е.С. Палтусовой
С участием ст.помощника прокурора г.Спасска-Дальнего А.Е.Лях
при секретаре Т.А.Жемер
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Спасска-Дальнего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Духовского сельского поселения о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Спасска-Дальнего обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц ссылаясь на то, что прокуратурой г. Спасск-Дальний проведена проверка соблюдения администрациями поселений Спасского района требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу положений пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 6 Закона № 123-ФЗ, статей 3, 19, 20 Закона «О пожарной безопасности» на органы местного самоуправления поселений и городских округов возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О пожарной безопасности", устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В ходе проведения проверки прокуратурой г. Спасска-Дальнего было установлено, что в состав Дуовского сельского поселения входят в том числе следующие села: <адрес>.
На основании статьи 20 Закона № 69-ФЗ к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 37 Закона № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, установлены в Правилах № 390, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 06.03.2015) «О противопожарном режиме».
В силу пункта 78 Правил № 390 на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или. другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Вместе с тем в ходе проведенной прокуратурой г. Спасска-Дальнего проверки установлено, что на территории Духовского сельского поселения (<адрес>) не обновлена противопожарная полоса, не установлены соответствующие указатели противопожарных источников.
Таким образом, администрацией Духовского сельского поселения меры, направленные выполнение действий по профилактике противопожарного режима не соблюдаются, что может привести к последствиям в виде чрезвычайных ситуаций, принести ущерб жизни и здоровью, а также имуществу жителей <адрес>, что является недопустимым и не может быть оставлено без внимания.
Просит обязать Администрацию Духовского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании ст.помощник прокурора Лях А.Е. уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию Духовского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Представитель ответчика глава администрации Духовского сельского поселения Е.П.Гилева в судебное заседание не явилась, в представленном суду заявлении просит рассмотреть дело без её участия, с исковыми требованиями согласна.
Представитель привлеченного в качестве заинтересованного лица государственный инспектор городского округа Спасск-Дальний и Спасского муниципального района по пожарному надзору И.П. в судебное заседание не явился, с исковыми требованиями прокурора г.Спасска-Дальнего согласен, просит рассмотреть дело без его участия.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд признал возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика, представителя заинтересованного лица, на основании заявлений.
Суд, выслушав представителя истца ст.помощника прокурора Лях А.Е., установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, считает, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Судом при рассмотрении дела установлено и, по сути, не оспаривается ответчиком, что в ходе проведенной прокуратурой г. Спасска-Дальнего проверки установлено, что на территории Духовского сельского поселения (<адрес>) не обновлены минерализованные противопожарные полосы.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 14, 16 Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, городского округа;
Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в частности и тех мероприятий на которые указывает прокурор в иске, закреплены и в ст. 19 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение мер пожарной безопасности.
В ходе проверки соблюдения администрациями поселений Спасского муниципального района требований Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" прокуратурой г. Спасска-Дальнего установлено, что на территории Духовского сельского поселения (<адрес>) выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Так, администрацией Духовского сельского поселения меры, направленные на выполнение действий по профилактике противопожарного режима не соблюдаются, что может привести к последствиям в виде чрезвычайных ситуаций, принести ущерб жизни и здоровью, а также имуществу жителей <адрес>, а именно не обновлены минерализованные противопожарные полосы, что является недопустимым и не может быть оставлено без внимания.
Каких-либо доказательств, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверки нарушений требований противопожарной безопасности, ответчиком не представлено.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима, вступившие в силу с 01 сентября 2012 года, согласно пункту 78 которых предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Выявленные нарушения создают угрозу возникновения пожара, причинения вреда жизни и здоровью людей и значительных материальных потерь.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, считает, что при отсутствии доказательств обеспечения мер пожарной безопасности на территории Духовского сельского поселения (<адрес>) бездействие администрации Духовского сельского поселения в решении данного вопроса незаконно.
Кроме того, то обстоятельство, что обеспечение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения является обязанностью администрации Духовского сельского поселения и что данная обязанность не исполнена представителем ответчика в предварительном судебном заседании не оспаривалось.
В силу требований ст. 206 ГПК РФ, суд считает возможным определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и полагает достаточным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Спасска-Дальнего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Духовского сельского поселения о возложении обязанности обновить минерализованные противопожарные полосы – удовлетворить.
Обязать Администрацию Духовского сельского поселения обновить минерализованные противопожарные полосы в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течении одного месяца с подачей жалобы через Спасский районный суд.
Федеральный судья Е.С. Палтусова