Определение суда апелляционной инстанции по делу № 33-48165/2018 от 29.10.2018

Судья Лоскутова А.Е.

 33-48165/2018   

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

30  ноября 2018 года                                                                             г. Москва 

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Михалиной С.Е.

судей Нестеровой Е.Б., Исюк И.В.,

при секретаре Струкове А.С.

заслушав в открытом  судебном заседании по докладу судьи Михалиной С.Е.

дело по апелляционной жалобе истцов Сергеевой Т.И., Степановой В.Е., Закариевой Е.Ш., Капитоновой Н.В. на решение Симоновского районного суда города Москвы от 24 мая 2018 года,  которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Сергеевой Т.И., Степановой В.Е., Закариевой Е.Ш., Капитоновой Н.В. к председателю ТСЖ «Дербеневская-10» Лямину А.М., Красулиной Е.А., Денисовой Т.А., Шапоровой Е.И., Правительству города Москвы о признании незаконным решения общего собрания собственников дома 10 по ул. Дербеневской, исключении дома 10 по ул. Дербеневской из программы реновации  отказать,

УСТАНОВИЛА:

Сергеева Т.И., Степанова В.Е., Закариева Е.Ш., Капитонова Н.В. обратились с иском к председателю ТСЖ «Дербеневская-10» Лямину А.М., Красулиной Е.А., Денисовой Т.А., Шапоровой Е.И., Правительству города Москвы о признании незаконным решения общего собрания собственников дома 10 по ул. Дербеневской в г. Москве, состоявшегося 14.06.2017 г., и  исключении дома 10 по ул. Дербеневской из программы реновации.

В обоснование исковых требований  истцы указали, что являются собственниками квартир, расположенных в доме   по ул. Дербеневская г.  Москвы. Из письма Жилищной инспекции по ЮАО г. Москвы  ГР-06-8032/17 от 25.09.2017г. истцам стало известно, что указанный дом включен в Программу реновации многоквартирных домов в соответствии с Постановлением Правительства Москвы  497-ПП от 01.08.2017г. «О программе реновации жилищного фонда в городе Москве» на основании решения общего собрания собственников помещений от 14.06.2017г. Истцы полагают, что общее собрание проведено с существенными нарушениями без надлежащего их уведомления, а решение принято без учета их мнения.

В судебное заседание истец Сергеева Т.И., Закариева Е.Ш. явились, на удовлетворении требований настаивали.

Представитель истца Степановой В.Е.  Степанов А.Г. в суд явился, заявленные исковые  требования  поддержал.

Представители истцов Рогачева Е.А. и Сакварелидзе Т.С. в суд явились, на удовлетворении требований настаивали.

Представитель Правительства города Москвы Хабарова Т.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель Лямина А.М.   Павлинов А.Б. в суд явился, просил отказать в удовлетворении требований, поскольку вся процедура проведения общего собрания была соблюдена надлежащим образом.

В судебное заседание ответчик Красулина Е.А. явилась, просила отказать  в удовлетворении требований, поскольку нарушений  при проведении общего собрания допущено не было.

Третье лица Блохина Т.И., Ашихмин Т.А., Чернышова В.Н., Гаспарова И.С. в суд явились, возражали против удовлетворения требований.

В судебное заседание явился представитель третьего лица Амелькиной В.Ф.- Амелькина Н.А. заявленные требования просила удовлетворить, поскольку предлагаемый район переселения  по программе реновация им не подходят.

Представитель Департамента городского имущества города Москвы Бекетова Т.И.  в суд явилась, полагала, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Председатель ТСЖ «Дербеневская -10» Лямин А.М., ответчики Шапорова Е.И., Денисова Т.А., иные третьи лица в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят истцы Сергеева Т.И., Степанова В.Е., Закариева Е.Ш., Капитонова Н.В.

Выслушав истцов Сергееву Т.И., Закариеву Е.Ш., представителя истца Степановой В.Е. по доверенности Степанова А.Г., представителей истцов Сергеевой Т.И., Степановой В.Е., Закариевой Е.Ш. и Капитоновой Н.В. по доверенностям Рогачеву Е.А. и Сакварелидзе Т.С., представителя Капитоновой Н.В.  Капитонова Ю.А. поддержавших доводы жалобы, ответчиков Красулину Е.А., Шапорову Е.И., председателя ответчика ТСЖ «Дербеневская-10» - Лямина А.М., представителя председателя ТСЖ «Дербеневская-10» Лямина А.М. по доверенности Павлинова  А.Б., представителя ответчика Красулиной Е.А.  Петрова С.Н., представителя ответчика Правительства г.Москвы  Хабарову Т.В., представителя третьего лица ГЖИ г.Москвы  Колышкину А.Б.,  третьих лиц Фельдаман М.Л., Никулину Ю.А., Лобачеву Е.А., Озюрт О.М., Чернышеву В.Н., Лукину О.Н., Егорову А.В., Чеканова С.В., Муравлеву А.Л., Савушкину Н.П., Смирнову С.Н., Чеканову Н.Н., Миронову Т.В., Бабкину И.А., Шарапову Е.И., Виноградову О.Д., Гайдарова Н.Б., Данеяляна В.Р., Гаспарову И.С., Мелешкина Р.Н., Насырова М.М., Рывкина М.Б., Машину И.А., Рубанову И.Л., Шестак Т.В., Соловьева Е.В., Зуева С.С., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

Разрешая спор, суд первой инстанции установил юридически значимые обстоятельства, оценил представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствовался нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, ст.ст. 14, 44, 46, 36 ЖК РФ, ст. 181.3, 181.4, 181.5, 209 ГК РФ, ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", Законом города Москвы N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве", и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Сергеевой Т.И., Степановой В.Е., Закариевой Е.Ш., Капитоновой Н.В.

В соответствии с частью 2 статьи 14 ЖК РФ, частью 2 статьи 63 Градостроительного кодекса РФ в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве полномочия органов местного самоуправления в области жилищных и градостроительных отношений осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

В силу ст. 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" органы государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации в целях реновации жилищного фонда в городе Москве вправе:

- определять содержание программы реновации жилищного фонда в городе Москве;

- устанавливать порядок формирования проекта программы реновации, определяющей перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация;

- утверждать программу реновации жилищного фонда в городе Москве;

- определять в пределах своих полномочий источники финансирования программы реновации, реализация которой осуществляется, в том числе, с привлечением средств бюджета города Москвы;

- принимать на основании утвержденной программы реновации решения о реновации жилищного фонда в городе Москве, содержащие перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу в соответствии с настоящим Законом, с указанием их адресов, информацию об этапах реализации решений о реновации (при наличии), а также сведения о мероприятиях по реализации таких решений о реновации и примерных сроках их выполнения;

- устанавливают в соответствии с настоящим Законом формы и порядок выявления и учета мнения граждан при формировании и реализации программы реновации.

Статья 1 Закона города Москвы N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве", устанавливает, что для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) реновация жилищного фонда в городе Москве (далее - реновация) - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;

2) программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

Статьей 14 Федерального закона от 1 июля 2017 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" установлено, что в проект программы реновации жилищного фонда могут быть включены только те многоквартирные дома, в которых голосование по вопросу о включении в проект программы реновации жилищного фонда многоквартирного дома было проведено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и при условии соответствия результатов такого голосования требованиям части второй статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации".

Согласно ст. 3 Закона города Москвы N 14 в проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы.

 На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.

Ст. 7.1 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавлено, что формы и порядок выявления и учета мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются нормативными правовыми актами города Москвы с учетом положений настоящей статьи.

В проект программы реновации могут быть включены только многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, аналогичный ему по характеристикам конструктивных элементов многоквартирный дом, в которых собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не менее двух третей жилых помещений проголосовали за включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации.

При этом, как указано в Законе РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации", результаты голосования по жилым помещениям (за исключением голосования на общих собраниях собственников жилых помещений) в случае, если ни один из собственников и (или) нанимателей в жилом помещении не принял участие в голосовании, учитываются пропорционально результатам голосования по жилым помещениям, собственники и (или) наниматели которых приняли участие в голосовании.

Данным положением предусмотрено, что в проект программы реновации включается только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации, при этом, принятие решения жителями многоквартирных домов большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, закреплено в самом Жилищном кодексе РФ.

Так, в силу ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Согласно ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Пункт 5 ст. 46 ЖК РФ также закрепляет, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

В настоящее время, на федеральном уровне установлено, что выявление и учет мнения собственников помещений и нанимателей жилых помещений при формировании и реализации программы реновации отнесен, в том числе к компетенции общего собрания собственников жилых помещений.

Жилищный кодекс РФ закрепляет, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ). Как установлено, соответствующие законодательные положения на федеральном уровне вступили в законную силу.

Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Москвы. Таким нормативным правовым актом является постановление Правительства Москвы от 02.05.2017 N 245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".

Из положений пунктов 2.3 и 2.5 постановления Правительства Москвы N 245-ПП следует, что собственники помещений в многоквартирном доме, вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Результаты проведения такого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.

Как указано выше, часть 2 ст. 3 Закона города Москвы N 14 закрепляет, что на любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом исключается из проекта программы реновации, программы реновации.

Указанная норма является дополнительной гарантией прав собственников помещений многоквартирного дома, предоставляет право в случае необходимости или изменения ситуации, по решению собственников провести общее собрание и принять решение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации.

Основания признания недействительными решений общих собраний предусмотрены ст. ст. 181.4 (оспоримость решения собрания), 181.5 (ничтожность решения собрания) ГК РФ.

В соответствии со ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Согласно ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

Положение п. 4 ст. 181.4 ГК РФ устанавливает, что решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Часть 6 ст. 46 ЖК РФ устанавливает, что собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение общего собрания собственников помещений в этом доме, принятое с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях, если он не принимал участие в собрании или голосовал против принятия такого решения, а также, если при этом таким решением нарушены его права и законные интересы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, инициативными собственниками жилых помещений по адресу: г. Москва, ул. Дербеневская, д. 10, было решено провести собрание собственников в очно-заочной форме по вопросу включения данного многоквартирного дома в программу реновации жилищного фонда в городе Москве.

Из объявления, размещенного наряду с другими в местах общего пользования, следует, что очное собрание состоялось 05 июня 2017 года в 18-00 в центре Профтехобразования по адресу: .; начало приема решений собственников помещений с 18 часов 00 минут 05 июня 2017 года по 20 часов 00 минут 13 июня 2017 года. (том 3, л.д.138)

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: , от 14 июня 2017 года  1, собрание было проведено в форме очно-заочного голосования по инициативе председателя ТСЖ «Дербеневская-10» Лямина А.М., в голосовании приняли участие 76,38% собственников, решения собственников предоставлялись с 05 июня по 13 июня 2017 года, в протоколе указано на наличие кворума. (том 3, л.д.134-137)

14 июня 2017 года в ходе проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: , были приняты:

решение об избрании председателем общего собрания Лямина А.М., секретарем общего собрания Красулиной Е.А., количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 91,91% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании;

решение об избрании лиц для подсчета голосов, поданных по вопросам, поставленным на голосование: предложено избрать для подсчета голосов, поданных по вопросам, постановленным на голосовании, следующих лиц: Денисову Т.А., Шапорову Е.И., количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 91,91% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании;

решение по вопросу включения многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 70,20% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании;

решение об определении помещения в многоквартирном доме, доступного для всех собственников помещений, для размещения сообщений о решениях, принятых общим собранием, и итогов голосования, количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 91,91% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании;

решение об определении местом хранения протокола общего собрания собственников помещений, решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, квартиры  26 по адресу: , количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 91,91% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании;

решение об определении Лямина А.М. уполномоченным лицом для направления копии протокола общего собрания собственников помещений в управу Даниловского района города Москвы (на территории ЮАО города Москвы  в префектуру ЮАО), количество голосов, поданных за предложенное решение, составило 91,91% от числа голосов собственников помещений, принявших участие в голосовании на общем собрании. (том 3, л.д.134-137)

Также судом  было установлено, что общая площадь многоквартирного дома, расположенного по адресу: , составляет 7997,1 кв. м. При проведении голосования учтены собственники помещений с общей площадью 6 108,44 кв.м., 76,38%.(том 2 л.д.11-12, том 3 л.д.134-135).

Судом проверялся довод истцов о допущенных нарушениях жилищного законодательства при голосовании и отсутствии кворума при проведении собрания и подтверждения не  нашел.

Для проверки указанного довода судом истребованы и проверены сведения о собственниках и пользователях помещений, необходимые для проведения общего собрания по адресу: . (том 1 л.д.9-213, том 2 л.д.4-10, том 3 л.д.142-147, том 4 л.д.5-14); список лиц, принявших участие в голосовании по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу:  (приложение  3 к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 14.06.2017г.  1( (том 3 л.д.139-141); непосредственно решения собственников помещений по вопросам повестки дня внеочередного общего собрания собственников помещений (в форме очно-заочного голосования) в многоквартирном доме по адресу:  (том 4 л.д.16-250, том 5 л.д.1-114).

При этом судом установлено, что решение каждого собственника, принявшего участие в голосовании, как в очной, так и в заочной части очно-заочного собрания оформлено бюллетенем, содержание которого соответствует требованиям ч. 5.1. ст. 48 ЖК РФ.  При проведении очной части собрания очно-заочной формы голосования лица регистрировались в соответствующем списке.

Решения общего собрания собственников помещений в МКД, проводимого в форме очно-заочного голосования, оформлено протоколом  1  от 14.06.2017г., что соответствует ч. 4 ст. 117 ЖК РФ. (т.3, л.д.134)

Уведомления, соответствующие  требованиям ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, о проведении общего собрания согласно  ч. 4 ст. 45 ЖК РФ были размещены на информационных щитах дома, так же председатель ТСЖ неоднократно обходил квартиры с целью  сообщения о проведении общего собрания,  что подтвердила в судебном заседании, в том числе и истец Закариева Е.Ш.

Разрешая спор по существу, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами права, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о соблюдении установленной законом процедуры голосования при проведении собрания, принятия оспариваемых истцами решений и последующей их проверки уполномоченными на то органами, а также об отсутствии  доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, которые в силу  ст. ст. 181.3, 181.4 ГК РФ могут служить основанием для признания недействительными оспариваемого истцами решения общего собрания, в том числе, решения по вопросу включения многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, не имеется.

Отказывая в удовлетворении требований, суд также исходил из того, что принятое общим собранием решение  о включении дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве само по себе не нарушает прав, свобод и законных интересов истцов, поскольку исходя из анализа положений Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 и положений федерального законодательства голосование по включению в проект программы реновации не влечет прекращения права собственности, а также иных вещных или обязательственных прав, лицо, являющееся собственником или нанимателем помещения, в результате голосования по проекту программы реновации не лишается полномочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Довод представителя истцов о том, что в представленном протоколе по некоторым квартирам результаты голосования завышены, судом отклонены, поскольку в свидетельствах о собственности на коммунальные квартиры указываются площадь комнаты, которая находится в собственности у лица, и в соответствии со ст. 41 ЖК РФ, собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения в данной квартире, соответственно, эта площадь рассчитывается пропорционально площади комнаты.

Также судом был отклонен довод истцов о том, что по большинству квартир отсутствуют сведения о регистрации права собственности в ЕГРН, что ставит под сомнение участие владельцев указанных квартир в общем собрании, поскольку правомочность всех лиц, принявших участие в голосовании проверялись председателем, так как лица, принявшие участие в голосовании, заполняли решения и предоставляли документы на помещение, которое занимают, что также подтверждается списком собственников (т.2 л.д.4-10,т.4 л.д.1-250, т.5 л.д.1-115)

Также суд пришел к верному выводу о том, что отсутствие в ЕГРН сведений о регистрации права собственности, возникшего до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", само по себе не свидетельствует об отсутствии у лица указанного права.

Лица, занимающие жилое помещения по договору социального найма, сами принимали участие в голосовании, поскольку им переданы в пользование данные квартиры, в связи с чем, Департамент городского имущества не принимал участие в голосовании по данным квартирам.

По иным помещениям, собственником которых является городом Москва, полномочия по участию в голосовании осуществляло ГКУ «ИС Даниловского района» (т.4, л.д.18)

Выводы суда не противоречат установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм материального права.

В соответствии с ч. 1 п. 1, ч. 1 п. 2 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Доводы апелляционной жалобы о том, что дом 10 по Дербеневской улице города Москвы построен в 1896 году, а потому не входит в число домов первого индустриального периода, в связи с чем не мог быть включен в программу реновации, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный.

В соответствии с Законом  г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" под реновацией жилищного фонда в городе Москве понимается совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан.

Программа реновации, согласно указанному Закону, - нормативный правовой акт Правительства Москвы, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, аналогичные им по своим конструктивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.

Таким образом, указанным выше Законом предусмотрена возможность включения в программу реновации не только многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, но и иных многоквартирных домов, аналогичных им по своим конструктивным характеристикам.

Постановлением Правительства Москвы N 245-ПП от 02 мая 2017 года утвержден Порядок голосования для последующего включения многоквартирных домов в проект реновации жилищного фонда в городе Москве (действующего на дату проведения собрания).

Согласно п. 2.1 указанного постановления, голосование для последующего включения многоквартирных домов в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве проводится в период с 15 мая по 15 июня 2017 года.

В силу п. 2.3 постановления Правительства Москвы N 245-ПП от 02 мая 2017 года, кроме голосования в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего постановления, собственники помещений в многоквартирном доме вправе провести в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в период с 15 мая по 15 июля 2017 г., но не позднее дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве", общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу согласия или несогласия с включением их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве.

Решение о согласии с включением многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве должно быть принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме.

Пунктом 2.3.(1) постановления предусмотрено, что при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящим постановлением, полномочием по представлению интересов города Москвы как собственника жилых помещений в многоквартирном доме наделяются наниматели по договору социального найма таких жилых помещений. Полномочие нанимателя по договору социального найма жилого помещения для участия в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме подтверждается представлением договора социального найма жилого помещения или иного документа, подтверждающего его проживание в данном жилом помещении на условиях социального найма жилого помещения.

Согласно п. 2.5 постановления, результаты проведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме учитываются при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве и имеют приоритет перед результатами голосования в иных формах.

В силу п. 7.1 Порядка голосования для последующего включения многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы N 245-ПП от 02 мая 2017 года, при формировании проекта программы реновации жилищного фонда в городе Москве учитываются многоквартирные дома: если число квартир, проголосовавших "за включение" многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с пунктом 6.10 настоящего Порядка, превышает 2/3 от общего числа квартир в таком многоквартирном доме (п. 7.1.1), если на общем собрании собственников помещений которых, проведенном в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (с учетом требований пункта 2.4 настоящего постановления), решение о поддержке включения их многоквартирного дома в проект программы реновации жилищного фонда в городе Москве принято большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком многоквартирном доме независимо от нахождения многоквартирного дома в перечне (п. 7.1.2).

Согласно материалам дела 14 июня 2017 года было проведено собрание в форме очно-заочного голосования по инициативе председателя ТСЖ «Дербеневская-10» Лямина А.М., в голосовании приняли участие 76,38% собственников, решения собственников предоставлялись с 05 июня по 13 июня 2017 года, в протоколе указано на наличие кворума, то есть большинством голосов было принято решение о включении дома в программу реновации независимо от нахождения многоквартирного дома в перечне.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о  неправомерности включения дома в программу реновации являются несостоятельности.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что судом  не были учтены  доводы истцов об отсутствии кворума, не могут служить основаниями к отмене решения суда, поскольку как следует из материалов дела, процедура созыва собрания была соблюдена, кворум при проведении имелся, нарушений порядка принятия повестки дня, не установлено, доказательств обратного истцами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, с которой согласилась судебная коллегия, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

Учитывая вышеизложенное,  оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, установленных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. 328  329 ГПК РФ, судебная  коллегия 

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Симоновского районного суда города Москвы от 24 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов Сергеевой Т.И., Степановой В.Е., Закариевой Е.Ш., Капитоновой Н.В.  без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи  

 

 

33-48165/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставить судебное постановление без изменения, жалобу без удовлетворения, 30.11.2018
Истцы
Капитонова Н.В.
Закариева Е.Ш.
Сергеева Т.И.
Степанов В.Е.
Ответчики
Шапорова Е.И.
ТСЖ "Дербеневская-10"
Денисова Т.А.
Красулина Е.А.
Председатель Лямин А.М.
Суд
Московский городской суд
Дело на странице суда
mos-gorsud.ru
30.11.2018
Определение суда апелляционной инстанции
24.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее