Дело № 5-550/2021
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Березники 30 апреля 2021 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Черепанова А.Г.
при секретаре судебного заседания Кушель Е.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Шалахиной Т.В.,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Шалахиной ТВ, .....,
у с т а н о в и л:
..... УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по Березниковскому городскому округу КА в отношении Шалахиной Т.В. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ..... в период с ..... до ..... по адресу: ..... возле здания Администрации г.Березники Шалахина Т.В. приняла участие в несанкционированном с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления публичном мероприятии общественно-политического характера в форме митинга. Уполномоченным представителем органов внутренних дел – заместителем начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД России по Березниковскому городскому округу ЮС через звукоусиливающее устройство (мегафон) было сделано предупреждение находящимся на данном мероприятии лицам о прекращении данного публичного мероприятия, предупреждение о его незаконности и об ответственности за участие в его проведении. Шалахина Т.В. требование проигнорировала, продолжила принимать участие в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушила п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Шалахина Т.В. вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, не признала. В протоколе указала, что с протоколом не согласна, в митинге не участвовала, пришла встретиться с друзьями, погулять, о митинге не знала.
В судебном заседании инспектор ОГИДД МВД России БВ пояснил, что осуществлял видеосъемку на Советской площади, 1 во время проведения несанкционированного митинга ...... Около ..... на площади стали собираться граждане, среди которых находилась гр. Шалахина Т.В. с девушкой и молодым человеком, которые после того как зам. начальником полиции по ОПП ОМВД России по БГО ЮС через мегафон было дано сообщение, что всем необходимо разойтись, данное собрание является незаконным, невыполнение требований образует состав административного правонарушения группа граждан не реагировала в том числе и гр. Шалахина Т.В., после чего группа граждан продолжила следование по Советскому проспекту, далее по ..... в сторону ...... В числе граждан находилась гр. Шалахина Т.В., что подтверждается записью с видеокамеры.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, обозрев видеозапись, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Объективная сторона ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ выражена в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. По способу изложения диспозиция данной нормы носит бланкетный характер.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок проведения публичного мероприятия, который установлен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера
Согласно пункта 5 данной статьи шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, установил в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7).
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
По мнению Европейского Суда по правам человека, уведомительный (и даже разрешительный) порядок организации публичного мероприятия не посягает на существо права на свободу собраний и не является не совместимым со статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; он не только позволяет примирить это право, в частности, с правом на свободное передвижение и законными интересами других лиц, но и служит предотвращению беспорядков и преступлений, а также дает возможность властям принять разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или иного мероприятия политического, культурного и иного характера; при этом Европейский Суд по правам человека полагает, что перед ним не стоит задача стандартизации существующих в Европе систем, к числу которых относится и российский порядок, определяемый как уведомление и согласование (постановления от ..... по делу «Оя Атаман (Oya Ataman) против Турции», от 18 декабря 2007 года по делу «Нуреттин Альдемир (Nurettin Aldemir) и другие против Турции», от 7 октября 2008 года по делу «Мольнар (Molnar) против Венгрии» и от 10 июля 2012 года по делу «Берладир и другие против России»).
Как усматривается из материалов дела, ..... в период с ..... до ..... по адресу: ..... возле здания Администрации г.Березники Шалахина Т.В. приняла участие в несанкционированном с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления публичном мероприятии общественно-политического характера в форме митинга. Уполномоченным представителем органов внутренних дел – заместителем начальника полиции по охране общественного порядка ОМВД России по Березниковскому городскому округу ЮС через звукоусиливающее устройство (мегафон) было сделано предупреждение находящимся на данном мероприятии лицам о прекращении данного публичного мероприятия, предупреждение о его незаконности и об ответственности за участие в его проведении. Шалахина Т.В. требование проигнорировала, продолжила принимать участие в несанкционированном публичном мероприятии.
Как следует из материалов дела, с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме шествия, митинга ..... в период с ..... до ..... по адресу: ....., обращений не поступало.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ....., в котором изложена суть совершенного правонарушения; рапортом заместителя начальника полиции ОМВД России по Березниковскому городскому округу ЮС об обнаружении признаков административного правонарушения от ....., из которого следует, что ..... с ..... часов он находился на ....., в этот период на площади стали собираться граждане. У двух женщин в руках имелись плакаты. В действиях данных лиц усматривались признаки публичного мероприятия в форме митинга. С помощью средств усиливающей речи через мегафон, была доведена информация, с просьбой разойтись. На законные требования разойтись и прекратить несогласованное мероприятие группа граждан не реагировала, после продолжила следование по ....., далее по ....., данное публичное мероприятие не было согласовано с органами местного самоуправления, в нем приняло участие около ..... человек; рапортом инспектора ОМВД России по Березниковскому городскому округу от ....., в котором указано, что ..... с ..... до ..... на территории МО «Город Березники» состоялось публичное мероприятие в форме шествия, в ходе шествия были развернуты плакаты: «Навального домой – Путина долой!», «Мне страшно! Что в моей стране, переживать за жизнь человека - преступление»; объяснениями Шалахиной Т.В. от ..... о том, что ..... в вечернее время она гуляла около администрации г. Березники, увидела толпу людей, ей стало интересно, она с друзьями подошла узнать, что происходит, после объявления сотрудниками полиции по рупору о незаконном мероприятии, они покинули ....., участие в митинге не принимали, о чем был митинг не знает, копией паспорта Шалахиной Т.В., другими материалами.
Указанные доказательства признаются судьей допустимыми в соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
Доводы Шалахиной Т.В. о том, что она принимала участие в митинге, являются несостоятельными, опровергаются видеозаписью правонарушения.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.
Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Анализируя вышеуказанные нормы права в совокупности с представленными доказательствами, прихожу к выводу, что единый умысел проведенного ..... публичного мероприятия, единый объект мероприятия и общая организация свидетельствуют об одном публичном мероприятии с участием, в том числе, Шалахиной Т.В.
Предъявление к порядку проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований особых требований обусловлено тем, что одной из основных целей любого публичного мероприятия является привлечение общественного внимания и, следовательно, оно объективно затрагивает интересы значительного числа граждан (как принимающих в публичном мероприятии непосредственное участие, так и претерпевающих те или иные последствия его проведения), чем создается потенциальная опасность нарушения общественного порядка. Исходя из этого федеральный законодатель предусмотрел административную ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Действия Шалахиной Т.В. подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает альтернативное наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность Шалахиной Т.В., в ходе рассмотрения дела не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Шалахиной Т.В., в ходе рассмотрения дела не установлено.
При назначении наказания Шалахиной Т.В.учитываю характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, личность Шалахиной Т.В., её имущественное и семейное положение, и считаю, что Шалахиной Т.В. необходимо назначить административное наказание в виде административного штрафа, что будет соответствовать целям назначенного наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
признать Шалахину ТВ, ..... года рождения, уроженку ....., виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: .....
.....
Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом, в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Г. Черепанова