Дело № 2-2627 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 28 июня 2016 года
дело по иску ФИО1 к ФИО2 о признании недействительными свидетельств о праве на наследство и признании права собственности на долю в недвижимом имуществе,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании недействительными свидетельств о праве на наследство и признании права собственности на долю в недвижимом имуществе.
Свои требования мотивирует тем, что его отцу, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершему ДД.ММ.ГГГГ, его матери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ и брату, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежала на праве собственности <адрес>, на основании договора на передачу квартир в собственность граждан, выданного отделом по приватизации жилья Муниципального коммерческого центра «Беловоуголь» ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в Бюро технической инвентаризации г.Белово ДД.ММ.ГГГГ, по 1/3 доли в праве собственности.
После смерти отца, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство в виде 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно ст.1142 ГК РФ истец, его брат ФИО5 и мать, ФИО4, являлись наследниками первой очереди по закону, после его смерти.
В назначенный законом срок истец не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но по договоренности с родственниками взял себе вещи отца: золотые часы «Победа», удочки, резиновую лодку, таким образом, фактически принял наследство.
С братом ФИО5 была договоренность, что они будут оформлять на себя наследственные доли только после смерти обоих родителей.
Но мать ФИО4 и брат ФИО5 обратились к нотариусу ФИО6 с заявлениями о принятии наследства после смерти отца ФИО3, скрыв сведения о наличии третьего наследника, фактически принявшего наследство, и не отказывающегося от наследства, т.е. истца.
Им было выдано свидетельство о праве на наследство по закону Беловской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ реестр №, зарегистрированного в БТИ г.Белово ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому они унаследовали 1/3 долю квартиры отца, по 1/6 доли каждый.
Таким образом, они оказались собственниками указанной квартиры в равных долях, а 1/9 доля истца в наследстве после смерти отца не была учтена.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца, ФИО4.
После ее смерти истец и брат, ФИО5 обратились к нотариусу ФИО7 с заявлениями о принятии наследства по закону и им было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре за №, согласно которому они с братом унаследовали 1/2 долю квартиры матери, по 1/2 доле, таким образом доля истца составила 1/4 доли квартиры, а доля брата в квартире стала 3/4.
Брат, ФИО5, обещал оформить на истца причитавшуюся после смерти отца 1/9 долю квартиры. Но поскольку он постоянно находился в местах лишения свободы за совершение грабежей, то не успел при жизни добровольно произвести отчуждение указанного имущества в пользу истца.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умер.
После его смерти к принятию наследства по закону был призван ответчик, его сын, ФИО2.
Он унаследовал 3/4 долю квартиры своего отца ФИО5, согласно свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом Беловского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 за №.
Поскольку доля наследства истца в квартире после смерти отца так и не была оформлена, он обратился в Беловский городской суд с заявлением об установлении факта принятия наследства.
Определением Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ его заявление оставлено без рассмотрения в связи с тем, что заинтересованное лицо ФИО2 требования в порядке особого судопроизводства не признал.
Поскольку истец принял часть наследства после смерти отца в виде золотых часов «Победа», удочек, резиновой лодки, то свидетельство о праве на наследство после его смерти, выданное брату, ФИО5 и матери ФИО4, Беловской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре №, зарегистрированное в БТИ г.Белово ДД.ММ.ГГГГ, следует признать незаконным, недействительным в части 1/9 доли, положенной по закону истцу.
Поскольку последующие свидетельства о праве на наследство выдавались с учетом долей, установленных указанным свидетельством, то их также следует признать недействительными в части доли истца, не оформленной после смерти отца.
Таким образом, в сложившейся ситуации имеет место нарушение прав и законных интересов истца, в связи с чем считает, что имеет право на признание за ним права собственности на 1/12 доли квартиры по адресу: <адрес>.
Просит признать недействительными в части свидетельство о праве на наследство по закону, выданное Беловской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре №, зарегистрированное в БТИ г.Белово ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре за №, свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом Беловского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 за №; признать за ФИО1 право собственности в порядке наследования по закону на 1\12 долю в праве общей долевой собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика в его пользу 7000 рублей за составление заявлений в суд, возврат госпошлины 2575 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, подтвердил обстоятельства, на которых они основаны, дал показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик ФИО2 исковые требования не признал, при разрешении данного спора полагается на усмотрение суда.
Заслушав истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.1 ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса (п.1 ст.1141 ГК РФ).
В силу ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному лицу в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу, заявления наследника о принятии наследства, либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ст.1146 ГК РФ доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 настоящего Кодекса, и делится между ними поровну.
Наследство принимается путем подачи заявления нотариусу по месту открытия наследства. Кроме этого, закон также допускает оформление наследственных прав и в случаях фактического принятия наследства.
Пункт 2 ст.1153 ГК РФ признает, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Таким образом, способы и формы фактического принятия наследства не ограничены определенным перечнем.
Действия по фактическому принятию наследства должны быть совершены наследником в пределах срока, установленного для принятия наследства - шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 ГК РФ).
При этом, срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, как и наследником, принявшим наследство по заявлению, законом не ограничен.
В соответствии со ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, ФИО4 и ФИО5 принадлежала на праве собственности квартира по адресу: <адрес>, что подтверждается договором на передачу квартир в собственность граждан, выданным отделом по приватизации жилья Муниципального коммерческого центра «Беловоуголь» ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного в Бюро технической инвентаризации г.Белово ДД.ММ.ГГГГ, по 1/3 доли в праве собственности (л.д.6).
ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 24).
После смерти ФИО3 открылось наследство из 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>.
Наследниками первой очереди по закону после его смерти являлись ФИО1, его брат ФИО5 и мать ФИО4.
В назначенный законом срок ФИО1 не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, но по договоренности с родственниками взял себе вещи отца: золотые часы «Победа», удочки, резиновую лодку, таким образом, фактически принял наследство.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.25).
После ее смерти ФИО1 и ФИО5 обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства по закону и им было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное в реестре за №, согласно которому они с братом унаследовали 1/2 долю квартиры матери, по 1/2 доле (л.д.38).
Из свидетельства о смерти следует, что ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
После смерти наследником по закону является его сын ФИО2.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного нотариусом Беловского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 за № ФИО2 унаследовал 3/4 долю квартиры своего отца ФИО5
Поскольку доля наследства ФИО1 в квартире после смерти отца не была оформлена надлежащим образом, он обратился в Беловский городской суд с заявлением об установлении факта принятия наследства.
Согласно определения Беловского городского суда Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 оставлено без рассмотрения (л.д.10).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Беловской государственной нотариальной конторы Кемеровской области по реестру за № к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Беловского городского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 по реестру за № к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, признании за ФИО1 в порядке наследования право собственности на 1/12 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес> подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе: расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом ФИО1 понесены расходы на составление искового заявления о признании недействительными свидетельств о праве на наследство и признании права собственности на долю в недвижимом имуществе в размере 4000 рублей, а также на составление заявления об установлении факта принятия наследства в размере 3000 рублей.
По мнению суда, с ФИО2 в пользу ФИО1 необходимо взыскать 4000 рублей, уплаченных истцом за составление искового заявления о признании недействительными свидетельств о праве на наследство и признании права собственности на долю в недвижимом имуществе.
Поскольку заявление ФИО1 об установлении факта принятия наследства было оставлено судом без рассмотрения, данные судебные расходы не подлежат возмещению.
Также ФИО1 понесены расходы на оплату государственной пошлины в размере 2575 рублей.
Судебные расходы подтверждаются соответствующими квитанциями.
Таким образом, судебные расходы в размере 6575 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Беловской государственной нотариальной конторы Кемеровской области по реестру за № к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Беловского городского нотариального округа Кемеровской области ФИО7 по реестру за № к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 в порядке наследования право собственности на 1/12 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1 в счет возмещения судебных расходов 6575 (шесть тысяч пятьсот семьдесят пять) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов