судья: Федюнина С.В.
адм. дело №33а-935/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2020 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В.,
судей Кирпиковой Н.С., Ставича В.В.
при секретаре Карасевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кирпиковой Н.С. административное дело № 2а-103/2019 по административному иску Тельнова Е.А., Зимина Р.В., Фомичева А.Н. к Префектуре ЮВАО г.Москвы (окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г.Москвы) о признании результатов публичных слушаний недействительными
по апелляционной жалобе административных истцов Тельнова Е.А., Зимина Р.В., Фомичева А.Н. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 августа 2019 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Тельнов Е.А., Зимин Р.В., Фомичев А.Н. обратились в суд с административным иском к Префектуре ЮВАО г. Москвы (окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы) о признании результатов публичных слушаний недействительными, ссылаясь на то, что в декабре 2018 – январе 2019 года административным ответчиком проводились публичные слушания по проекту планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – реконструкции улично-дорожной сети в районе ТПУ «Рязанская» на участке Юго-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Грайвороновской улицы. Административные истцы указали на то, что данные публичные слушания были проведены с нарушением положений Закона города Москвы от 25 июня 2008 года №28 «Градостроительный кодекс города Москвы», в связи с чем просили суд признать результаты указанных публичных слушаний недействительными.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 августа 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Тельнова Е.А., Зимина Р.В., Фомичева А.Н. отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Тельнов Е.А., Зимин Р.В., Фомичев А.Н. ставят вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административных истцов Тельнова Е.А., Зимина Р.В., Фомичева А.Н., представителя административного ответчика Префектуры ЮВАО г.Москвы Сырбуль Е.С., представителя заинтересованных лиц Комитета по архитектуре и градостроительству Москвы, Правительства Москвы по доверенности Котова С.А., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 68 Закона г.Москвы от 25 июня 2008 года №28 «Градостроительный кодекс города Москвы» публичные слушания по вопросам градостроительной деятельности проводятся по проектам планировки территорий, включая проекты планировки территорий, предусматривающие размещение линейных объектов, - в районах, поселениях города Москвы, на территориях которых разработаны указанные проекты, или по решению городской комиссии во всех или отдельных административных округах или районах, поселениях города Москвы, включая административные округа, районы и поселения, на территориях которых разработаны указанные проекты, либо в целом по городу Москве.
В силу частей 2-4 той же статьи участниками публичных слушаний являются: жители города Москвы, имеющие место жительства или место работы на территории, в границах которой проводятся публичные слушания, и представители их объединений; правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства, жилых и нежилых помещений на территории, в границах которой проводятся публичные слушания; депутаты представительных органов муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания; депутаты Московской городской Думы. Каждый участник публичных слушаний имеет право вносить от своего имени предложения и замечания к обсуждаемому проекту в установленном порядке. Все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту подлежат внесению в протокол публичных слушаний в установленном порядке. Публичные слушания организуют и проводят городская комиссия, окружные комиссии в соответствии с настоящим Кодексом. Публичные слушания завершаются опубликованием заключения о результатах публичных слушаний.
Пунктом 4 части 4 статьи 68 названного Закона предусмотрено, что продолжительность публичных слушаний исчисляется со дня опубликования, распространения оповещения о проведении публичных слушаний до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний и составляет по проектам, указанным в пунктах 4 и 5 части 1 настоящей статьи, - не менее одного и не более трех месяцев.
Статьей 68 названного выше Закона установлен порядок проведения публичных слушаний.
Публичные слушания проводятся в следующей последовательности:
1) опубликование, распространение оповещения о проведении публичных слушаний;
2) проведение экспозиции (экспозиций) представляемого на публичных слушаниях проекта (далее - экспозиция);
3) проведение собрания участников публичных слушаний;
4) оформление протокола публичных слушаний;
5) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний (часть 5).
В оповещении о проведении публичных слушаний указываются:
1) проект, представляемый на публичные слушания;
2) место (адрес, помещение) размещения экспозиции, дни открытия и закрытия, дни и часы посещения экспозиции;
3) место (адрес, помещение), день, время начала регистрации, время начала собрания участников публичных слушаний;
4) порядок и формы подачи участниками публичных слушаний предложений и замечаний по обсуждаемому проекту;
5) номера контактных справочных телефонов городской и (или) окружной комиссий, почтовый и электронный адреса городской и (или) окружной комиссий для направления участниками публичных слушаний предложений и замечаний к обсуждаемому проекту;
6) электронный адрес сайта в сети «Интернет», на котором размещен обсуждаемый проект (часть 6).
Оповещение о проведении публичных слушаний не позднее чем за семь дней до открытия экспозиции:
1) подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации, распространяемых на территории административного округа города Москвы, района, поселения города Москвы, на территории которых проводятся публичные слушания;
2) направляется письменно депутатам Московской городской Думы, на территории избирательных округов которых проводятся публичные слушания;
3) направляется письменно в представительные органы муниципальных образований, на территории которых проводятся публичные слушания;
4) распространяется в качестве официальной информации:
а) через электронные средства массовой информации;
б) на официальных сайтах территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований в сети «Интернет»;
в) на информационных стендах, размещаемых в зданиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления муниципальных образований, в подъездах или около подъездов жилых домов;
г) иными способами, обеспечивающими получение заинтересованными лицами указанной информации (часть 7).
8. Проекты, подлежащие обсуждению на публичных слушаниях, должны быть представлены на публичные слушания в полном объеме, за исключением материалов, содержащих сведения, отнесенные федеральным законодательством к категории ограниченного доступа. Копии указанных проектов предоставляются участникам публичных слушаний за плату, размер которой устанавливается Правительством Москвы и не может превышать расходов на их изготовление.
Экспозиции проводятся по проектам, указанным в пункта 3-5 и 7 части 1 настоящей статьи, - в срок продолжительностью не менее недели и не позднее чем за неделю до дня проведения собраний участников публичных слушаний в местах, определяемых окружными комиссиями ( пункт 3 части 9).
Собрания участников публичных слушаний проводятся в помещениях, оборудованных для демонстрации обсуждаемых проектов, ведения аудиозаписи выступлений участников публичных слушаний, а также отвечающих требованиям доступности для инвалидов. Проведение собраний в нерабочие праздничные дни не допускается. В рабочие дни собрания начинаются не ранее 19 часов (часть 11).
Регламент собрания участников публичных слушаний включает:
1) выступления уполномоченных представителей органов исполнительной власти города Москвы с сообщениями по представленному проекту, с ответами на вопросы участников публичных слушаний;
2) выступления участников публичных слушаний с предложениями и замечаниями по существу обсуждаемого проекта (часть 13).
В период проведения публичных слушаний каждый участник публичных слушаний имеет право представить свои предложения и замечания по обсуждаемому проекту посредством:
1) записи в книге (журнале) учета посетителей и записи предложений и замечаний, которая ведется в период работы соответствующей экспозиции;
2) выступления на собрании участников публичных слушаний;
3) записи в книге (журнале) учета (регистрации) участвующих в собрании участников публичных слушаний;
4) подачи в ходе собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний представителю соответствующей окружной комиссии, городской комиссии;
5) направления в течение недели со дня проведения собрания участников публичных слушаний письменных предложений, замечаний в соответствующую окружную комиссию (часть 17).
Указанные в части 17 настоящей статьи предложения и замечания вносятся в протокол публичных слушаний (часть 18).
Протоколы публичных слушаний оформляют окружные комиссии. В протоколах публичных слушаний должны быть указаны:
1) проект, представленный на публичные слушания;
2) общие сведения о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
3) все предложения и замечания участников публичных слушаний к обсуждаемому проекту (часть 19).
Протокол публичных слушаний утверждает председатель соответствующей окружной комиссии (часть 20).
На основании протоколов публичных слушаний окружная или городская комиссия осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний. Подготовку заключений о результатах публичных слушаний по проектам, указанным в пунктах 1-3 части 1 настоящей статьи, а также в случае передачи одной из окружных комиссий полномочий по проведению публичных слушаний по проектам, предусмотренным пунктами 4 и 7 части 1 настоящей статьи, осуществляет городская комиссия (часть 22).
В заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны:
1) общие сведения о проекте, представленном на публичные слушания, о сроках, месте проведения и об участниках публичных слушаний;
2) сведения о протоколах публичных слушаний, на основании которых подготовлено заключение о результатах публичных слушаний;
3) содержание всех предложений и замечаний участников публичных слушаний по обсуждаемому проекту;
4) аргументированные выводы и рекомендации соответствующей комиссии о целесообразности или нецелесообразности учета предложений и замечаний, указанных в пункте 3 настоящей части (часть 23).
Заключение о результатах публичных слушаний утверждает председатель соответствующей комиссии. В течение пяти дней после утверждения заключение о результатах публичных слушаний должно быть опубликовано в порядке, установленном для опубликования официальной информации Правительства Москвы или соответствующих территориальных органов исполнительной власти города Москвы (часть 24).
Участники публичных слушаний вправе обратиться в городскую комиссию, в Правительство Москвы или в суд с заявлением о признании результатов публичных слушаний недействительными вследствие нарушения установленного настоящей статьей порядка проведения публичных слушаний. В случае признания городской комиссией, Правительством Москвы результатов публичных слушаний недействительными соответствующий проект не может быть представлен в Правительство Москвы без повторного рассмотрения на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. В случае признания решением суда результатов публичных слушаний недействительными соответствующий представленный на утверждение проект не подлежит утверждению, а утвержденный проект – применению (часть 26).
В силу пункта 6 статьи 9 Закона города Москвы «Градостроительный кодекс города Москвы» положение о городской комиссии и ее состав, положение об окружных комиссиях утверждаются Правительством Москвы. Составы окружных комиссий утверждаются уполномоченными территориальными органами исполнительной власти города Москвы.
Распоряжением Правительства Москвы от 20 августа 2013 года № 448-РП созданы окружные (в административных округах города Москвы) комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы.
Положение об окружной комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы, действовавшее на моменет проведения публичных слушаний, утверждено Постановлением Правительства Москвы от 7 апреля 2009 года № 270-ПП «О создании Городской комиссии по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы и об утверждении Положений о Городской и окружной комиссиях по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы»
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции установил, что в период с декабря 2018 года по февраль 2019 года на основании статьи 68 Закона от 25 июня 2008 года №28 «Градостроительный кодекс города Москвы», Постановления Правительства Москвы от 30 декабря 2008 года № 1258-ПП «О порядке организации и проведения публичных слушаний при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве» окружной комиссией по вопросам градостроительства, землепользования и застройки при Правительстве Москвы в ЮВАО г. Москвы проведены публичные слушания по проекту планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – реконструкции улично-дорожной сети в районе ТПУ «Рязанская» на участке Юго-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Грайвороновской улицы (л.д. 91-176, т. 1).
Собрание участников публичных слушаний по проекту планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети – реконструкции улично-дорожной сети в районе ТПУ «Рязанская» на участке Юго-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до Грайвороновской улицы состоялось в районе Текстильщики 19 января 2019 года по адресу: * – в здании ГБУ города Москвы «Школа № 2088 «Грайвороново».
Ход и порядок проведения публичных слушаний отражены в протоколе публичных слушаний от 19 января 2019 года № 9/2019 (л.д. 9-232, т. 2).
По результатам публичных слушаний составлено заключение от 14 февраля 2019 года (л.д. 233-274, т. 2).
Обратившись в суд с иском, административные истцы ссылались на то, что данные публичные слушания были проведены с нарушением положений Закона города Москвы «Градостроительный кодекс города Москвы», а именно:
проект планировки, рассматривавшийся на публичных слушаниях, был представлен на публичные слушания не в полном объеме;
в заключении о результатах публичных слушаний не отражены все поступившие замечания и предложения, в том числе от гражданина Тельнова Е.А., и не дана оценка данным замечаниям и предложениям;
в протоколе публичных слушаний не отражено устное выступление гражданина Фомичева А.Н.;
в протоколе публичных слушаний учтены предложения и замечания 42 граждан, которые их не предоставляли, а при учете 3 407 предложений и замечаний граждан допущены нарушения в части сроков предоставления ими своих позиций.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодатальства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходил из того, что публичные слушания организованы и проведены компетентной комиссией, действующей в составе органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Префектуры ЮВАО города Москвы.
Проверяя доводы административных истцов о том, что проект планировки, рассматривавшийся на публичных слушаниях, не был представлен на публичные слушания в полном объеме, суд исходил из следующего.
Разделом 2 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2014 года № 235-ПП, действовавшего на момент проведения публичных слушаний, установлено, что проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории состоит из положения о планировке территории и графических материалов, положение о планировке территории включает краткую пояснительную записку, таблицы с характеристиками планируемого развития территории, размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (включая плотность и параметры застройки), развития систем социального и транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, а также перечень мероприятий по реализации проектов планировки территории и последовательность их выполнения.
Судом установлено, что основная часть проекта была представлена на экспозиции в здании управы района Текстильщики в период с 24 декабря 2018 года по 9 января 2019 года, а также размещена в свободном доступе на официальном Интернет-сайте Префектуры ЮВАО г. Москвы (http://uvao.mos.ru). Требований о предоставлении обосновывающих материалов проекта планировки территорий действующее законодательство не содержит.
При рассмотрении довода административных истцов о том, что в протоколе публичных слушаний и в заключении о результатах публичных слушаний не отражены все поступившие замечания и предложения, в том числе в протоколе публичных слушаний не отражено устное выступление гражданина Фомичева А.Н., а в заключении о результатах публичных слушаний не отражены замечания и предложения гражданина Тельнова Е.А., не дана оценка данным замечаниям и предложениям, суд исходил из того, что согласно представленным в ходе судебного разбирательства доказательствам доказательствам в протоколе публичных слушаний и в заключении о результатах публичных слушаний отражены поступившие от граждан замечания и предложения, в том числе и вышеуказанные сведения (л.д. 25-26, 267-273, т. 2). При этом судом указано на то, что, учитывая повторяемость и пространность изложения предложений и замечаний, в указанные документы вносилась непосредственно суть обращений, а не их дословное цитирование, что было вызвано целями обеспечения читаемости и смысловой емкости документов для их надлежащего и целостного восприятия при дальнейшем изучении.
При рассмотрении довода административных истцов о том, что в протоколе публичных слушаний учтены предложения и замечания 42 граждан, которые их не предоставляли, а при учете 3 407 предложений и замечаний граждан допущены нарушения в части сроков предоставления ими своих позиций, суд исходил из того, что согласно представленным суду сведениям предложения и замечания от граждан поступали в свободной форме в установленный срок путем самостоятельного предоставления соответствующих письменных заявлений и внесения записей в книгу учета посетителей публичных слушаний, при этом правовой обязанности по осуществлению контроля составления соответствующих заявлений и внесения записей на окружную комиссию не возложено, одновременно объективной возможности осуществить данный контроль не имеется. При этом административным ответчиком представлены доказательства того, что сбор мнений граждан осуществлялся в установленный срок (л.д. 80-86, т. 3); объективных доказательств, подтверждающих тот факт, что учтенные окружной комиссией мнения отдельных граждан были выражены после указанной даты, суду представлено не было.
При рассмотрении дела судом учтено, что в соответствии с п.п. 1.1 – 1.4 Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30 апреля 2014 года № 235-ПП, проект планировки территории является документацией по планировке территории, подготавливаемой для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в целях установления зон планируемого размещения объектов. Основанием для подготовки проекта планировки территории является правовой акт Москомархитектуры, который содержит решение о подготовке проекта планировки территории с указанием территории или описанием границ территории, государственного заказчика, физического или юридического лица, осуществляющего подготовку проекта планировки территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, источника финансирования и сроков подготовки проекта планировки территории. Проект планировки территории подготавливается в соответствии с Генеральным планом города Москвы, Правилами землепользования и застройки города Москвы, нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве, техническими регламентами и иными законами, а также территориальными, отраслевыми схемами. Подготовка проекта планировки территории осуществляется с учетом границ территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия, территорий исторических поселений, водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос, санитарно-защитных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения), с учетом режимов использования территорий и градостроительных регламентов в зонах с особыми условиями использования территорий. Оспариваемый проект подготовлен в установленном порядке государственным автономным учреждением «Научно-исследовательский и проектный институт генерального плана города Москвы», проектировщиком является ТИЦ, НПО ТиД (л.д. 91-176, т. 1).
Таким образом, судом в ходе судебного разбирательства не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении установленного порядка проведения публичных слушаний, оформления и опубликования их результатов, которые могли бы повлиять на отражение действительного мнения большинства жителей района Текстильщики и повлечь признание результатов публичных слушаний недействительными.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов не опровергают правомерность выводов суда о том, что в ходе судебного разбирательства не установлен факт проведения указанных публичных слушаний, оформления и опубликования их результатов с существенными нарушениями, которые могли бы повлечь признание их результатов недействительными.
При этом необходимо учитывать, что публичные слушания имеют цель информирования местных жителей и выяснения их мнения относительно планируемых строительных работ.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года №931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, решение, принятое на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающее непосредственно правовых последствий, не может нарушать какие-либо права административных истцов и в том случае, когда был нарушен установленный порядок их проведения.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 29 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тельнова Е.А., Зимина Р.В., Фомичева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: