Дело №2-256/2021
10RS0014-01-2021-000497-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 мая 2021 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием истца Репиной Г.Н., её представителя – адвоката Шишкова А.Н., при секретаре Арефьевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репиной Г. Н. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о признании права собственности в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Репина Г.И обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в августе 2002 года приобрела земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, участок расположен в западной части кадастрового квартала № садоводческого товарищества <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., земли сельскохозяйственного назначения, для индивидуального садоводства, имеющий кадастровый номер №. Данный земельный участок был приобретен у П., о смене собственника были уведомлены казначей и председатель СНТ. Договор купли-продажи не составлялся, в регистрирующий орган не подавался. Позже П. умер. С августа 2002 года и по настоящее время истец добросовестно, открыто и непрерывно владеет земельным участком, оплачивает членские взносы, осуществляет индивидуальное садоводство. На основании изложенных в иске обстоятельств просит признать за ней право собственности на указанный земельный участок в силу приобретательной давности.
Изложенную в иске позицию истец и её представитель поддержали в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав истца и её представителя, допросив свидетелей С., В., изучив письменные материалы, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
На основании пункта 1 статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности на имущество в силу приобретательной давности следует из содержания статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которым, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В силу пунктов 2, 3 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ (здесь и далее – в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) лицо – гражданин или юридическое лицо, – не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Согласно содержащимся в абзаце 3 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 22 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснениям, в силу пункта 4 статьи 234 ГК РФ течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованием.
В соответствии со статьями 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Таким образом, с исковым заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества лицо вправе обратиться не ранее истечения восемнадцатилетнего срока с момента начала пользования данным имуществом (15 лет срока приобретательной давности + 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Распоряжением мэрии Пряжинского района от 3 марта 1993 года № П. предоставлен в собственность земельный участок площадью <данные изъяты> Га в садоводческом товариществе <данные изъяты>, П. выдано свидетельство о праве собственности на землю от 01.04.1993 № (л. 41-46 дела №).
В соответствии с правовой позицией, содержащейся в абзаце 2 пункта 19 упомянутого Постановления, ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
П. скончалась ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело к её имуществу не заводилось (л. 100 дела №) ДД.ММ.ГГГГ Репина Г.И. направила председателю СНТ заявление о принятии её в члены СНТ в связи с приобретением участка у П. (л. 61-63 дела №). При этом материалы дела содержат сведения об уплате Репиной Г.И. членских и целевых взносов в период с 2002 по 2020 годы. Членская книжка, выданная на имя П., в настоящее время находится в распоряжении истца. Со стороны наследников П. (супруга Т.), умершего ДД.ММ.ГГГГ (л. 80 дела №) притязаний на спорный земельный участок не установлено.
В судебном заседании установлено, что Репина Г.И. владеет спорным имуществом с 2002 года, с тех пор она добросовестно, открыто и непрерывно владела этим имуществом. Поскольку срок такого владения в настоящее время превышает 18 лет, исковые требования подлежат удовлетворению.
Рассматривая возможность признания права собственности на земельный участок, не сформированный в соответствии с действующим законодательством и не имеющий установленных в соответствии с федеральными законами границ, суд учитывает позицию, изложенную в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02 июля 2014 года. Согласно указанной позиции, формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком. В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал прав истца, при этом ответчиком не было допущено нарушения прав истца, в силу чего расходы по оплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать право собственности Репиной Г. Н. на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для индивидуального садоводства, расположенный в кадастровом квартале №, садоводческого товарищества <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
Мотивированное решение в соответствии со ст. 199 ГПК РФ составлено 2 июня 2021 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 2 июля 2021 года