гр. дело № 2-4436/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» ноября 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием истца Денисова 1ИО., представителя истца по доверенности Дорохова Г.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова 1ИО к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ. производить перерасчет пенсии по выслуге лет в соответствии с 24 тарифным разрядом с последующим изменением в установленном порядке,
у с т а н о в и л:
Денисов 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что является получателем пенсии за выслугу лет с 20.10.1994г. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной военным комиссариатом Воронежской области, истец проходил военную службу: с 01.08.1974г. по 08.08.1975 г. (<данные изъяты>); с 08.08.1975г. по 24.08.1977г. (курсант <данные изъяты>); с 24.08.1977г. по 01.01.1994 г. (на должностях офицерского состава); выслуга лет в ВС: календарная - 19 лет 05 мес., льготная - 09 мес. 16 дней, общая - 20 лет 02 мес., 16 дней. В период с 01.01.1994г. по 20.10.1994г. истец проходил службу в органах МВД России и занимал должность <данные изъяты> отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес>.
Истец считает, что выслуга лет составила: календарная - 20 лет 02 месяца; льготная - 20 лет 11 мес. 16 дней, поэтому будучи уволенным по выслуге срока службы, он имел право на получение пенсии, при котором учитывался следующий размер денежного довольствия - должностной оклад, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет 35 %, стоимость продовольственного пайка.
Истец, обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, так как при расчете пенсии была установлена процентная надбавка за выслугу лет в размере 30%, в чем ему было отказано. Истец считает, что выслуга лет у него в календарном исчислении составляет 20 лет 2 месяца, поэтому должна применяться процентная надбавка при выслуге лет от 20 до 25 лет - 35%. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.06.2002г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» сотрудникам органов внутренних дел РФ ежемесячно выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге от 20 до 22 лет - 55 процентов, однако, при расчете пенсии истца ответчиком применялась процентная ставка в размере 50 %, вместо 55%, по 01.08.2003г. Кроме того, при расчете пенсии истца учитывался должностной оклад в размере 15 500 руб., однако исходя из занимаемой должности истца - старший госавтоинспектор отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО г. Москвы, в соответствии с п. 3 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» должностной оклад при расчете пенсии должен учитываться в размере - 17500 руб.
Истец также считает, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, поэтому сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, с учетом индексации.
В связи с изложенным истец, неоднократно уточняя исковые требования (л.д.129-144,148-150), истец просит взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области недополученную сумму пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, в размере 117125 руб., обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, установленном ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в соответствии с 24 тарифным разрядом, предусмотренным приказом МВД России от 22.01.2015г. № 42 «Об организации установления размеров должностных окладов отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» с последующим изменением в установленном законом порядке.
Истец Денисов 1ИО., представитель истца по доверенности Дорохов Г.Г. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, представлены письменные возражения (л.д.62,63,114-123).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, справок, расчетов, имеющихся в деле, судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет с 20.10.1994г. (л.д.12).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной военным комиссариатом Воронежской области, истец проходил военную службу: с 01.08.1974г. по 08.08.1975 г. (курсант <данные изъяты>); с 08.08.1975г. по 24.08.1977г. (курсант <данные изъяты>); с 24.08.1977г. по ДД.ММ.ГГГГ (на должностях офицерского состава); выслуга лет в ВС: календарная - 19 лет 05 мес., льготная - 09 мес. 16 дней, общая - 20 лет 02 мес. 16 дней. В период с 01.01.1994г. по 20.10.1994г. истец проходил службу в органах МВД России и занимал должность старшего госавтоинспектора отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес> (л.д.6-9,13).
В соответствии с расчетом выслуга лет истца на день увольнения составила 20 лет 02 мес., льготная – 20 лет 11 мес. 16 дней (л.д.6-8). Данный расчет применяется ответчиком при назначении пенсии за выслугу лет, что подтверждается заключением и таблицами расчета пенсии (л.д.16-26), за период до 01.07.2002г. Выслуга лет истца для исчисления процентной надбавки согласно тем же доказательствам до 01.07.2002г. составляла 19 лет. С 01.07.2002г. ответчиком произведен перерасчет процентной надбавки (л.д.64-65) из расчета 55 % и произведена доплата за период с 01.07.2002г. по 31.07.2003г. в размере 940.11 руб., что по существу истцом не оспаривается (л.д.27-30).
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с действующими на день увольнения истца и назначения пенсии за выслугу лет Приложением № 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты», утратившего силув связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. № 60, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012г., и п. 2.4. Инструкции о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 26.08.1994 г. № 391, утратившей силу в связи с изданием приказа МВД РФ от 29.10.2002г. № 1045, в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет засчитывается время службы на офицерских должностях в Вооруженных Силах РФ,других войсках, а также федеральных органах исполнительной власти, где установлены воинские звания, включая периоды учебы офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования, в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и исполнения (кроме временного) солдатами, матросами, сержантами, старшинами обязанностей по указанным должностям.
Пунктом 2.3 названной Инструкции было предусмотрено включение в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет время учебы в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России, на курсах по специальному первоначальному обучению, переподготовке и повышению квалификации начальствующего состава органов внутренних дел, на отделениях (факультетах) по подготовке начальствующего состава органов внутренних дел при военных образовательных учреждениях профессионального образования МВД России.
Включение в выслугу лет для исчисления процентной надбавки периода обучения в военном училище названными нормами до 01.07.2002г. не предусматривалось, а с 01.07.2002г. данный период включен в выслугу лет для исчисления процентной надбавки в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 г. № 43, которым предписано соответствующим Министерствам, в том числе Министерству внутренних дел Российской Федерации, произвести перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам в соответствии с положениями, утвержденными настоящим Постановлением, по состоянию на 1 июля 2002 г.
С учетом изложенного и учитывая, что воинское офицерское звание (<данные изъяты>) Денисову 1ИО. присвоено ДД.ММ.ГГГГ., период обучения в должности курсанта военного училища с 01.08.1974 г. по 07.07.1977 г. в выслугу лет для исчисления процентной надбавки до 01.07.2002г. не включался, выслуга лет в этом случае за период службы в офицерском звании с 08.07.1977 г. по 19.10.1994 г. составляла 17 лет 03 мес. 11 дн., в связи с чем надбавка в размере 30 %, а затем 55%, была установлена правомерно.
Суд не принимает во внимание доводы истца, что при расчете пенсии ответчиком учитывался должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., однако исходя из занимаемой должности истца - старший госавтоинспектор отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес>, и в соответствии с п. 3 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», по мнению истца, должностной оклад при расчете пенсии должен учитываться в размере <данные изъяты> руб. При этом суд учитывает следующее.
Разделом I п.3 Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям территориальных органов МВД РФ по субъекту РФ с численностью населения свыше 2.5 млн. человек, к которым должность старшего госавтоинспектора отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД Северо-Западного административного округа <адрес> не относится, а относится к территориальным органам МВД РФ на районном уровне. В силу Приложения № приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № оклад по должности истцасоответствует 17 тарифному разряду, то есть <данные изъяты> руб. (л.д.120-122), исходя из которого произведен расчет и производится выплата пенсии за выслугу лет по настоящее время.
При этом суд учитывает, что пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011г. № 878, изданного во исполнение Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что действие настоящего Постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 1 января 2012 г.
По смыслу приведенной выше нормы применение новых окладов денежного содержания предусмотрено только в отношении сотрудников органов внутренних дел, проходящих соответствующую службу по состоянию на 1 января 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 878 приказом МВД России от 22.01.2015г. № 42 утверждены тарифные разряды по должностям сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно приложениям № 1 - 6 и таблица соответствия размеров должностных окладов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации тарифным разрядам по должностям согласно приложению № 7. Пунктом 2 приказа также определено, что выплаты, предусмотренные настоящим приказом, производить с 01.01.2015 г.
Принимая во внимание, что истец по состоянию на 1 января 2012 г. службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, суд считает, что действие названных положений закона в части определения размера оклада на него не распространяется.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском принимаются судом во внимание, суд считает, что истец пропустил трехлетний срок для обращения в суд по следующим основаниям.
В денежном аттестате от 26.10.1994г., подписанном истцом, и в котором имеется ссылка на то, что данные, указанные в аттестате, считает правильными, на 01.01.1994г. указаны выслуга лет (16 лет 05 мес. 09 дней) и процентная надбавка за выслугу лет в размере 30% (л.д.65). Отсюда следует, что истец знал о выслуге лет для исчисления процентной надбавки и о размере процентной надбавки, однако обратился в суд по истечении трех лет, начиная с 26.10.1994г.
Статьями 195, 197 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Согласно разъяснений, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п.15).
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Таким образом, доказательства пропуска срока исковой давности по уважительным причинам по обстоятельствам, связанным с личностью истца, последним суду не представлены, ходатайство о восстановлении данного срока истцом не заявлено. При этом, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 12. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», согласно которого бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Денисова 1ИО к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ. производить перерасчет пенсии по выслуге лет в соответствии с 24 тарифным разрядом с последующим изменением в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 06.12.2016г.
гр. дело № 2-4436/2016г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«29» ноября 2016г. Центральный районный суд г. Воронежа
в составе:
председательствующего судьи Жемчужниковой И.В.
при секретаре Куренковой Т.В.
с участием истца Денисова 1ИО., представителя истца по доверенности Дорохова Г.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова 1ИО к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ. производить перерасчет пенсии по выслуге лет в соответствии с 24 тарифным разрядом с последующим изменением в установленном порядке,
у с т а н о в и л:
Денисов 1ИО. обратился в суд с настоящим иском, указал, что является получателем пенсии за выслугу лет с 20.10.1994г. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной военным комиссариатом Воронежской области, истец проходил военную службу: с 01.08.1974г. по 08.08.1975 г. (<данные изъяты>); с 08.08.1975г. по 24.08.1977г. (курсант <данные изъяты>); с 24.08.1977г. по 01.01.1994 г. (на должностях офицерского состава); выслуга лет в ВС: календарная - 19 лет 05 мес., льготная - 09 мес. 16 дней, общая - 20 лет 02 мес., 16 дней. В период с 01.01.1994г. по 20.10.1994г. истец проходил службу в органах МВД России и занимал должность <данные изъяты> отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес>.
Истец считает, что выслуга лет составила: календарная - 20 лет 02 месяца; льготная - 20 лет 11 мес. 16 дней, поэтому будучи уволенным по выслуге срока службы, он имел право на получение пенсии, при котором учитывался следующий размер денежного довольствия - должностной оклад, оклад по званию, процентная надбавка за выслугу лет 35 %, стоимость продовольственного пайка.
Истец, обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, так как при расчете пенсии была установлена процентная надбавка за выслугу лет в размере 30%, в чем ему было отказано. Истец считает, что выслуга лет у него в календарном исчислении составляет 20 лет 2 месяца, поэтому должна применяться процентная надбавка при выслуге лет от 20 до 25 лет - 35%. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации» и Федеральным законом от 30.06.2002г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» сотрудникам органов внутренних дел РФ ежемесячно выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания при выслуге от 20 до 22 лет - 55 процентов, однако, при расчете пенсии истца ответчиком применялась процентная ставка в размере 50 %, вместо 55%, по 01.08.2003г. Кроме того, при расчете пенсии истца учитывался должностной оклад в размере 15 500 руб., однако исходя из занимаемой должности истца - старший госавтоинспектор отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО г. Москвы, в соответствии с п. 3 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» должностной оклад при расчете пенсии должен учитываться в размере - 17500 руб.
Истец также считает, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, поэтому сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, с учетом индексации.
В связи с изложенным истец, неоднократно уточняя исковые требования (л.д.129-144,148-150), истец просит взыскать с ГУ МВД России по Воронежской области недополученную сумму пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, в размере 117125 руб., обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ. в порядке, установленном ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в соответствии с 24 тарифным разрядом, предусмотренным приказом МВД России от 22.01.2015г. № 42 «Об организации установления размеров должностных окладов отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» с последующим изменением в установленном законом порядке.
Истец Денисов 1ИО., представитель истца по доверенности Дорохов Г.Г. иск поддержали, пояснили изложенное.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеется расписка, представлены письменные возражения (л.д.62,63,114-123).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пояснений участвующих в деле лиц, справок, расчетов, имеющихся в деле, судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет с 20.10.1994г. (л.д.12).
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ. №, выданной военным комиссариатом Воронежской области, истец проходил военную службу: с 01.08.1974г. по 08.08.1975 г. (курсант <данные изъяты>); с 08.08.1975г. по 24.08.1977г. (курсант <данные изъяты>); с 24.08.1977г. по ДД.ММ.ГГГГ (на должностях офицерского состава); выслуга лет в ВС: календарная - 19 лет 05 мес., льготная - 09 мес. 16 дней, общая - 20 лет 02 мес. 16 дней. В период с 01.01.1994г. по 20.10.1994г. истец проходил службу в органах МВД России и занимал должность старшего госавтоинспектора отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес> (л.д.6-9,13).
В соответствии с расчетом выслуга лет истца на день увольнения составила 20 лет 02 мес., льготная – 20 лет 11 мес. 16 дней (л.д.6-8). Данный расчет применяется ответчиком при назначении пенсии за выслугу лет, что подтверждается заключением и таблицами расчета пенсии (л.д.16-26), за период до 01.07.2002г. Выслуга лет истца для исчисления процентной надбавки согласно тем же доказательствам до 01.07.2002г. составляла 19 лет. С 01.07.2002г. ответчиком произведен перерасчет процентной надбавки (л.д.64-65) из расчета 55 % и произведена доплата за период с 01.07.2002г. по 31.07.2003г. в размере 940.11 руб., что по существу истцом не оспаривается (л.д.27-30).
Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ст. 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В соответствии с действующими на день увольнения истца и назначения пенсии за выслугу лет Приложением № 8 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты», утратившего силув связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.01.2012г. № 60, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012г., и п. 2.4. Инструкции о порядке исчисления стажа для выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 26.08.1994 г. № 391, утратившей силу в связи с изданием приказа МВД РФ от 29.10.2002г. № 1045, в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет засчитывается время службы на офицерских должностях в Вооруженных Силах РФ,других войсках, а также федеральных органах исполнительной власти, где установлены воинские звания, включая периоды учебы офицеров в военных образовательных учреждениях профессионального образования, в качестве прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и исполнения (кроме временного) солдатами, матросами, сержантами, старшинами обязанностей по указанным должностям.
Пунктом 2.3 названной Инструкции было предусмотрено включение в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет время учебы в образовательных учреждениях профессионального образования МВД России, на курсах по специальному первоначальному обучению, переподготовке и повышению квалификации начальствующего состава органов внутренних дел, на отделениях (факультетах) по подготовке начальствующего состава органов внутренних дел при военных образовательных учреждениях профессионального образования МВД России.
Включение в выслугу лет для исчисления процентной надбавки периода обучения в военном училище названными нормами до 01.07.2002г. не предусматривалось, а с 01.07.2002г. данный период включен в выслугу лет для исчисления процентной надбавки в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» и Положением об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 г. № 43, которым предписано соответствующим Министерствам, в том числе Министерству внутренних дел Российской Федерации, произвести перерасчет выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам в соответствии с положениями, утвержденными настоящим Постановлением, по состоянию на 1 июля 2002 г.
С учетом изложенного и учитывая, что воинское офицерское звание (<данные изъяты>) Денисову 1ИО. присвоено ДД.ММ.ГГГГ., период обучения в должности курсанта военного училища с 01.08.1974 г. по 07.07.1977 г. в выслугу лет для исчисления процентной надбавки до 01.07.2002г. не включался, выслуга лет в этом случае за период службы в офицерском звании с 08.07.1977 г. по 19.10.1994 г. составляла 17 лет 03 мес. 11 дн., в связи с чем надбавка в размере 30 %, а затем 55%, была установлена правомерно.
Суд не принимает во внимание доводы истца, что при расчете пенсии ответчиком учитывался должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., однако исходя из занимаемой должности истца - старший госавтоинспектор отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД СЗАО <адрес>, и в соответствии с п. 3 Приложения № 1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», по мнению истца, должностной оклад при расчете пенсии должен учитываться в размере <данные изъяты> руб. При этом суд учитывает следующее.
Разделом I п.3 Приложения №1 Постановления Правительства РФ от 03.11.2011г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрены размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям территориальных органов МВД РФ по субъекту РФ с численностью населения свыше 2.5 млн. человек, к которым должность старшего госавтоинспектора отделения автотехнической инспекции межмуниципального отдела ГАИ УВД Северо-Западного административного округа <адрес> не относится, а относится к территориальным органам МВД РФ на районном уровне. В силу Приложения № приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № оклад по должности истцасоответствует 17 тарифному разряду, то есть <данные изъяты> руб. (л.д.120-122), исходя из которого произведен расчет и производится выплата пенсии за выслугу лет по настоящее время.
При этом суд учитывает, что пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2011г. № 878, изданного во исполнение Федерального закона от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что действие настоящего Постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 1 января 2012 г.
По смыслу приведенной выше нормы применение новых окладов денежного содержания предусмотрено только в отношении сотрудников органов внутренних дел, проходящих соответствующую службу по состоянию на 1 января 2012 г.
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 г. № 878 приказом МВД России от 22.01.2015г. № 42 утверждены тарифные разряды по должностям сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации согласно приложениям № 1 - 6 и таблица соответствия размеров должностных окладов сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации тарифным разрядам по должностям согласно приложению № 7. Пунктом 2 приказа также определено, что выплаты, предусмотренные настоящим приказом, производить с 01.01.2015 г.
Принимая во внимание, что истец по состоянию на 1 января 2012 г. службу в органах внутренних дел Российской Федерации не проходил, суд считает, что действие названных положений закона в части определения размера оклада на него не распространяется.
Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском принимаются судом во внимание, суд считает, что истец пропустил трехлетний срок для обращения в суд по следующим основаниям.
В денежном аттестате от 26.10.1994г., подписанном истцом, и в котором имеется ссылка на то, что данные, указанные в аттестате, считает правильными, на 01.01.1994г. указаны выслуга лет (16 лет 05 мес. 09 дней) и процентная надбавка за выслугу лет в размере 30% (л.д.65). Отсюда следует, что истец знал о выслуге лет для исчисления процентной надбавки и о размере процентной надбавки, однако обратился в суд по истечении трех лет, начиная с 26.10.1994г.
Статьями 195, 197 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
В силу ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Согласно разъяснений, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п.15).
Согласно ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Таким образом, доказательства пропуска срока исковой давности по уважительным причинам по обстоятельствам, связанным с личностью истца, последним суду не представлены, ходатайство о восстановлении данного срока истцом не заявлено. При этом, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 12. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от29.09.2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», согласно которого бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск. В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Денисова 1ИО к ГУ МВД России по Воронежской области о взыскании недополученной пенсии по выслуге лет за период с 20.10.1994г. по 01.08.2016г. с учетом индексации, возложении обязанности с ДД.ММ.ГГГГ. производить перерасчет пенсии по выслуге лет в соответствии с 24 тарифным разрядом с последующим изменением в установленном порядке.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено к 16 час. 06.12.2016г.