Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 апреля 2014 года с. Новобелокатай
Белокатайский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нигматуллиной Р.Р.
при секретаре Прохоровой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Ратанова ФИО10 и Ратановой ФИО11 к администрации сельского поселения Карлыхановский сельсовет муниципального района Белокатайский район РБ (далее Карлыхановская АСП) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
В своем исковом заявлении Ратановы просят признать за ними в порядке приватизации право собственности по 1\2 доли каждому на жилое помещение, находящееся по адресу : <адрес> на том основании, что вселись в данную квартиру в 1984 году, предоставленную Карлыхановским леспромхозом в связи с трудовыми отношениями. В 1995 году Карлыхановский ЛПХ был преобразован в Акционерное общество открытого типа «Карлыхановский леспромхоз».В 2006 году ОАО « Карлыхановский леспромхоз» был ликвидирован. Их квартира в муниципальную собственность не была передана. Согласно справке Карлыхановской сельской администрации их квартира на балансе сельского совета не стоит. Они являются квартиросъемщиками в похозяйственных книгах АСП Карлыхановский сельсовет.
В судебном заседании Ратанов и Ратанова поддерживают свои требования по этим же основаниям. В дополнение суду показали, что хотели приватизировать квартиру, без судебного решения невозможно в связи с тем, что у ОАО « Карлыхановский леспромхоз» и у сельской администрации не оформлено право собственности на квартиру. Проживающий с ними член семьи – совершеннолетний сын Максим не возражает установлению права собственности на квартиру за ними Открыто, добросовестно, непрерывно владеют данной квартирой с 1984 года, несут обязанности по содержанию жилья, ранее правом приватизации не пользовались. Документы о предоставлении квартиры не сохранились. Квартиру достроили сами и вселились в 1985 году.
Ответчик - глава Карлыхановской АСП Токарев С.Ф. в письменном заявлении суду просит дело рассмотреть без его участия, признает иск и не возражает удовлетворению искового заявления.
Третье лицо ФИО5, 1991 года рождения, ( сын истцов) в письменном заявлении суду просит дело рассмотреть без его участия, не возражает оформлению права собственности на квартиру в порядке приватизации за родителями.
Третье лицо государственный регистратор по доверенности ФИО6 просит дело рассмотреть без его участия.
Выслушав истцов, проверив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, суд удовлетворяет требования Ратановых.
В суде установлено следующее.
Как видно из справок на основании похозяйственных книг и лицевых счетов, представленных Карлыхановской АСП, Ратанов О.Н. и Ратанова Н.И. зарегистрированы и проживают в <адрес> ноября 1985 года по настоящее время. Кроме истца в квартире зарегистрирован и проживает их сын ФИО5,1991 года рождения с момента своего рождения, данная квартира на балансе сельской администрации не состоит.
Суд устанавливает со слов истцов, что указанная в иске квартира принадлежала в 1985 году Карлыхановскому леспромхозу, т.е. государственному предприятию, так как данный факт никем не оспаривается.
Согласно определения Арбитражного Суда РБ от 18 мая 2006 года правопреемник Карлыхановского леспромхоза ОАО «Карлыхановский леспромхоз» ликвидирован.
В перечне имущества, передаваемого в собственность Карлыхановской АСП имущества ОАО « Карлыхановский леспромхоз» согласно постановления главы администрации Белокатайского района от 24 мая 2007 года <адрес> не указан.
При этом в суде установлено, что до своей ликвидации в 2006 году ОАО «Карлыхановский леспромхоз» определило судьбу квартиры, оставив во владении истцов Ратановых, по настоящее время передача квартиры им в 1984 году никем не оспорена.
Из справок АСП Карлыхановский сельсовет вытекает, что квартира по адресу : <адрес> на балансе данной администрации не состоит.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (в ред. от 29.12.2004 г.) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст.18 вышеуказанного Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 (в ред. Федерального закона от 16.10.2012 N 170-ФЗ) "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и Положением "О реорганизации колхозов и совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденных Постановлением Правительства от 4 сентября 1992 года N 708, а также Постановлением Правительства N 724 от 14 июня 1995 года "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" предусмотрено передача этих объектов, в том числе, обобществленного жилого фонда, в муниципальную собственность, либо в собственность правопреемников - образованных за счет имущества колхозов и совхозов иных сельскохозяйственных предприятий, осуществлялась исключительно в добровольном порядке.
А согласно ч. 3 ст. 19 Закон РФ от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу с 1 марта 2005 года, был установлен запрет на продажу иным лицам заселенных квартир и домов государственного, муниципального и общественного жилищных фондов без согласия проживающих в них совершеннолетних граждан.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020-1 устанавливалось, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности, непосредственно, в силу прямого указания закона.
Суд считает, что жилое помещение, где проживают Ратановы в силу приведенных выше законоположений подлежало при ликвидации предприятия передаче в собственность муниципального образования, на территории которого оно находится - в Карлыхановский сельсовет.
Факт того, что передача спорного жилого помещения в собственность муниципального образования в установленном порядке не оформлена, не имеет значения для существа спора, поскольку не исключает принадлежность жилого помещения муниципальному образованию, на территории которого оно расположено, что основано на требованиях приведенных выше правовых норм, согласно которым не переданное при реорганизации государственно-коллективного предприятия (объединения) в собственность правопреемника жилье может поступить только в муниципальную собственность соответствующего поселения. В то же время, отсутствие зарегистрированного права муниципального образования на жилое помещение не может служить основанием к отказу в защите прав лиц, занимающих такое жилое помещение на условиях социального найма, на приобретение его в собственность в порядке приватизации.
То обстоятельство, что жилой дом, указанный в исковом заявлении, при ликвидации правопреемника Карлыхановского леспромхоза -юридического лица ОАО « Карлыхановский леспромхоз» не передан в муниципальную собственность, а Карлыхановская АСП не зарегистрировала право собственности, не может повлечь нарушение жилищных прав истца и поэтому суд признает за истцом право собственности в порядке приватизации на <адрес> РБ.
По п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.93 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" содержится вывод о том, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, тот факт, что квартира, в котором проживают истцы, не находится в муниципальной или государственной собственности с регистрацией права собственности не является основанием для отказа в приватизации.
Суд считает, что в силу прямого указания Закона реализация права истца на приватизацию не может быть поставлена в зависимость от того, надлежащим ли образом оформлены соответствующие документы на указанную квартиру.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
В силу ст. 10 ЖК РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом.
Согласно ст. ст. 17 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Факт отсутствия государственной регистрации права собственности ответчика на квартиру не может в данном случае служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца о признании права собственности.
Признание права собственности на квартиру в порядке приватизации позволит Ратановым провести государственную регистрацию права на собственность.
По представленному техническому паспорту домовладения по адресу : <адрес>, инвентарный номер 2160, общая площадь квартиры составляет 74,8 кв.м., общая площадь жилых помещений 46,7 кв.м., в том числе жилая площадь 34,4 кв.м., цена домовладения 134143 рублей, год постройки 1984 год, собственник или владелец не указан.
Принимая решение, суд учитывает, что по Федеральному закону от 25.02.2013 N 16-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» право граждан на приватизация жилого помещения продлено до 01 марта 2015 года.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Право собственности у истцов по 1\2 доли на указанную в иске квартиру возникло в силу закона.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за Ратановым ФИО10 и Ратановой ФИО11 право собственности по 1\2 доли каждого в порядке приватизации на квартиру общей площадью 74,8 кв.м., общей площадью жилых помещений 46,7 кв.м., в том числе жилой площади 34,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, Карлыхановский с\с, <адрес>
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности на указанное жилое помещение за Ратановым ФИО10 и Ратановой ФИО11 по 1\2 доли каждого с момента вступления решения в законную силу.
Разъяснить Ратанову О.Н. и Ратановой Н.И. о необходимости государственной регистрации права собственности на 1\2 доли на квартиру.
Взыскать с Ратанова ФИО10 госпошлину в размере 200(двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия через Белокатайский районный суд.
Председательствующий судья подпись Нигматуллина Р.Р.
Копия верна : судья : Нигматуллина Р.Р.
Секретарь : Прохорова Е.Г.