Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-206/2020 от 30.11.2020

                                                                                                         № 5-206/2020 года

     П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 декабря 2020 года                                                                             с. Сюмси

Судья Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики Н.В. Байгозин,

рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении

Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» /Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Республиканский ДИ/,

Юридический адрес: 426063, Удмуртская Республика, ул. Ключевой посёлок д. № 77;

Фактический адрес: 427385, Удмуртская Республика, Сюмсинский район, ст. Пижил, ул. Школьная, д. № 16;

ОГРН: 1191832007718;

ИНН/КПП:1841085195/184101001;

        привлекавшегося к административной ответственности за однородное правонарушение постановлением судьи Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 26 октября 2020 года по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в виде приостановления деятельности /эксплуатации комнаты холла/ для свиданий в отделении милосердия, мягкой мебели в комнате отдыха отделения милосердия, раковин в палатах отделения милосердия в филиале «Пижильский психоневрологический интернат»;

                                у с т а н о в и л:

30 октября 2020 года в период времени с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, 11 ноября 2020 года в период времени с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, 25 ноября 2020 года в 15 часов 00 минут (поступил акт санитарно-эпидемиологического обследования) при проведении эпидемиологического расследования в связи с получением информации из филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в г. Можга о положительном результате лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию у сотрудников и проживающих Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (экстренные извещения от 29 октября 2020 года № 592,593,594,595,896,597,598,599,600,601) в отношении Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в филиале «Пижильский психоневрологический интернат» расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, ст. Пижил, ул. Школьная д. № 16, выявлены нарушения требований:

Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»,

СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», СП «Профилактика внебольничных пневмоний», которые могут явиться причиной возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди пациентов и персонала учреждения, а именно:

1. В нарушение п.п. 5.1, 5.2., 5.5. СП 2.1.2.3358-16 отделка потолка, стен в коридоре 1 отделения, палатах 1,2 отделений, санитарной комнате 2 отделения, отделка потолка на медицинском посту 2 отделения с дефектами, не позволяющими проводить качественную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств (в коридоре 1 отделения отошла краска на стенах, потолке, дефекты плитки на стенах, в палатах отделений отошла краска на стенах, потолке, в санитарной комнате 2 отделения отошла краска на стенах, потолке, следы грибковых поражений, отошла краска на потолке на медицинском посту). Фотографии № 1-5.

В соответствии с п. 5.1 СП 2.1.2.3358-16 потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности, признаков поражения грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Используемые строительные и отделочные материалы не должны оказывать вредное влияние для здоровья человека.

В соответствии с п. 5.2 СП 2.1.2.3358-16 в производственных и складских помещениях пищеблока, буфетных, коридоров и холлов, помещениях с влажным режимом (душевые, умывальные, туалеты), помещениях прачечной, кладовых для хранения чистого и грязного белья стены должны быть облицованы на высоту не ниже 1,8 м глазурованной плиткой или иными разрешенными к применению материалами, устойчивыми к влажной обработке с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

В соответствии с п. 5.5 СП 2.1.2.3358-16 помещения медицинского назначения оборудуются и эксплуатируются в соответствии с требованиями санитарных правил к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.

2. В нарушение п.п. 5.5, 6.2 СП 2.1.2.3358-16 на медицинских постах, в холлах коридоров отделений, в палате № 12 1-го отделения используется мягкая мебель (диваны), покрытие которых не обеспечивает возможность проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств, съёмные чехлы отсутствуют. /Фотографии № 6-10/.

В соответствии с п. 6.2 СП 2.1.2.3358-16 в организациях социального обслуживания используются оборудование и мебель, покрытие которых обеспечивает возможность проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфицирующих средств. При использовании мягкой мебели предусматриваются съемные чехлы (не менее 2 комплектов) с обязательной стиркой их по мере загрязнения, но не реже один раз в месяц.

            3. В нарушение п. 8.5, 8.19 СП 2.1.2.3358-16, п.1.5.2. главы II СанПиН 2.1.3.2630-10, п.6.4 СП 3.1.3597-20 постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) после выписки (смерти) проживающих, по эпидемическим показаниям не подвергаются обработке в дезинфекционной камере (дезинфекционная камера в учреждении не функционирует, документы, подтверждающие проведение обработки в других учреждениях, не представлены).

В соответствии с п. 8.5 СП 2.1.2.3358-16 генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится не реже одного раза в месяц с применением моющих и дезинфицирующих растворов. Во время генеральных уборок ковровые покрытия подвергаются влажной обработке или проветриваются и выколачиваются на улице. Возможно использование моющего пылесоса.

Постельные принадлежности подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере загрязнения, а также после выписки (смерти) проживающих из организации социального обслуживания. Могут использоваться чехлы для матрацев и подушек, изготовленные из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам.

В соответствии с п. 8.19 СП 2.1.2.3358-16 постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергаются обработке в дезинфекционной камере по мере загрязнения, по эпидемическим показаниям, а также после выписки (смерти) проживающих. Организации социального обслуживания обеспечиваются обменным фондом постельных принадлежностей. Для матрацев и подушек используются чехлы, изготовленные из материалов, устойчивых к дезинфицирующим средствам.

В соответствии с п. 6.4 СП 3.1.3597-20 заключительную дезинфекцию проводят после убытия (госпитализации) больного или по выздоровлению больного (при лечении на дому). Для обработки используют средства из группы хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения или аэрозольный метод. Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или "дымовым" способом. Воздух в отсутствие людей следует обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

Мягкий инвентарь, постельное белье подвергают камерной дезинфекции. Вентиляционные системы обрабатывают аэрозольным или «дымовым» способом.

В соответствии с п. 1.5.2 главы II СанПиН 2.1.3.2630-10 заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре.

В ходе заключительной очаговой дезинфекции:

обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной, и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы;

обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской;

обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного;

проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской;

проводятся дезинсекция и дератизация.

4. В нарушение п. 8.17. СП 2.1.2.3358-16, п.4.2 СП 3.1.3597-20 медицинское наблюдение за сотрудниками, контактировавшими с больными коронавирусной инфекцией, проводится не в полном объёме: с 27 октября по 30 октября 2020 года не проводилась термометрия сотрудников 1-го отделения, данные температуры в журнале регистрации термометрии сотрудников отсутствуют.

В соответствии с п. 8.17 СП 2.1.2.3358-16 больные с признаками инфекционного заболевания помещаются в изолятор для временного пребывания до их госпитализации в медицинскую организацию.

При возникновении случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в организации социального обслуживания персонал осуществляет мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. В организации проводятся мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего распространения инфекции, в том числе дезинфекционная обработка помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и других объектов. После госпитализации инфекционного больного проводится заключительная дезинфекция.

В соответствии с п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:

- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;

- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);

- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваториях в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);

- дезинфекцию;

- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях;

- соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.

              5. В нарушение п. 5.3 СП 3.1.3597-20 не проводится обеззараживание использованных одноразовых медицинских халатов во 2-м отделении: халаты хранятся в шкафу без дверей на входе в коридор 2-го отделения. Одноразовые халаты имеют фамильную маркировку, что свидетельствует об их многоразовом использовании. /Фотографии № 11-13/.

В соответствии с п. 5.3 СП 3.1.3597-20 больные с внебольничной пневмонией должны направляться в медицинскую организацию, переведенную в режим функционирования инфекционного стационара (персонал работает в СИЗ постоянно в режиме соответствующей текущей дезинфекции) и имеющую необходимое материально-техническое оснащение для оказания специализированной и реанимационной помощи.

При отсутствии возможностей направления этих групп в отдельные медицинские организации, возможно проведение "зонирования" (разделения зон) для вышеуказанных категорий пациентов внутри стационара, разделенных этажностью или коридорами.

В медицинских организациях для оказания помощи вышеуказанным категориям больных выделяется «чистая» зона для персонала, вход в которую должен осуществляться через санитарный пропускник или быть огражден перекрытием, устойчивым к обработке дезинфекционным средствам. Перед входом в «грязную» зону рекомендуется разместить большое зеркало для контроля персоналом применения СИЗ.

На границе указанных зон выделяется помещение для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов).

Прием больных осуществляется непосредственно в палату.

6. В нарушение п.п. 4.4, 6.3 СП 3.1.3597-20 организация не обеспечена оборудованием (облучателями-рециркуляторами закрытого типа) по обеззараживанию воздуха в палатах в присутствии проживающих.

В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:

- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;

- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;

- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;

- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;

- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;

- ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

В соответствии с п. 6.3 СП 3.1.3597-20 текущая дезинфекция в очаге (в присутствии больного) осуществляется в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.

Гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного.

Воздух в присутствии людей следует обрабатывать с использованием технологий и оборудования на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров).

7. В нарушение п. 8.17 СП 2.1.2.3358-16, п.4.2. СП 3.1.3597-20 проживающие с признаками острых респираторных заболеваний не помещены в изолятор: 30 октября 2020 года проживающие с повышенной температурой ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО7, ФИО15, ФИО8, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 находились в палатах общего отделения, что подтверждается копией журнала учета температуры получателей социальных услуг.

В соответствии с п. 8.17 СП 2.1.2.3358-16 больные с признаками инфекционного заболевания помещаются в изолятор для временного пребывания до их госпитализации в медицинскую организацию.

При возникновении случаев инфекционных и паразитарных заболеваний в организации социального обслуживания персонал осуществляет мероприятия в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. В организации проводятся мероприятия, направленные на предотвращение дальнейшего распространения инфекции, в том числе дезинфекционная обработка помещений, твердого и мягкого инвентаря, оборудования, посуды и других объектов. После госпитализации инфекционного больного проводится заключительная дезинфекция.

В соответствии с п. 4.2 СП 3.1.3597-20 эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает:

- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска);

- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;

- установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительство и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19;

- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов);

- проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваториях в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19 при появлении симптомов, не исключающих COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения);

- дезинфекцию;

- экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска;

- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях;

- соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19 и находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.

8. В целях предотвращения возможного возникновения угрозы здоровью людей, на основании п. 2 ст. 50 Федерального Закона от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV», Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19», СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» юридическому лицу Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов было выдано предписание № 5195 от 02 ноября 2020 года организовать проведение экстренной профилактики (профилактического лечения) с применением рекомендованных для лечения и профилактики COVID-19 препаратов проживающих 1 и 2 общих отделений Пижильского психоневрологического интерната. Срок проведения – до 15 ноября 2020 года.

В представленном ответе на предписание от 14 ноября 2020 года указано, что 12 ноября 2020 года организовано профилактическое лечение проживающих 1-ого и 2-ого общего отделения с применением лекарственного препарата «Ингавирин». При этом подтверждающих документов (медицинская документация о назначении) не представлено (кому, дозировка, сроки лечения), кроме того, данные документы не были представлены в ходе эпидемиологического расследования 11 ноября 2020 года.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст. 29 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объёме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с Уставом, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством. Предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в объемах, определенных перечнем социальных услуг, предоставляемых учреждением, в том числе страдающих психическими расстройствами, полностью или частично утратившим способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности. Учреждение оказывает гражданам, страдающим психическими расстройствами, психиатрическую помощь при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности. Основным видом деятельности является предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

Юридическое лицо «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов», - филиал «Пижильский ПНИ», имело возможность для соблюдения требований санитарного законодательства РФ, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению. Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом требований санитарного законодательства РФ в силу чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в посёлке Ува, не представлено.

Вина юридического лица подтверждается настоящим протоколом от 27 ноября 2020 года, актом санитарно-эпидемиологического расследования № 18 от 27 ноября 2020 года Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува в отношении юридического лица; Актом санитарно-эпидемиологического обследования № 195/6 от 20 ноября 2020 года филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в городе Можге, копией журнала учета температуры получателей социальных услуг, фотографиями № 1-13.

            30 октября 2020 года в период времени с 10 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в ходе проведения эпидемиологического расследования в отношении Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в филиале Автономного стационарного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Пижильский психоневрологический интернат» расположенном по адресу: Удмуртская Республика, Сюмсинский район, ст. Пижил, ул. Школьная Д. № 16 проводилась фотосъемка фотоаппаратом SONY начальником ФИО9 в присутствии заведующего общим отделением ФИО10

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике Ожегова Марина Александровна, действующая на основании доверенности от 09 января 2020 года, сроком действия по 31 декабря 2020 года, в судебном заседании настаивала на привлечении Учреждения к административной ответственности в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в пос. Ува Штыкова Светлана Николаевна, действующая на основании доверенности от 09 января 2020 года сроком действия по 31 декабря 2020 года, доводы, изложенные её коллегой по работе, также поддержала полностью.

По утверждению представителей Роспотребнадзора, на момент проведения проверки, нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства были достоверно установлены, и не отрицались в целом представителем учреждения, что подтверждается его подписью в протоколе об административном правонарушении от 27 ноября 2020 года. По их мнению, это их право, привлекать к административной ответственности юридическое лицо, либо должностное лицо филиала. Тем более, это уже второй случай нарушения юридическим лицом требований санитарно-эпидемиологического законодательства в течение непродолжительного времени после выявления первого правонарушения.

Представители Учреждения: его директор Коньков Константин Валериевич, действующий на основании Устава, приказа -к от 11 марта 2020 года о продлении срока действия трудового договора, и юрисконсульт Двинянина Наталья Геннадьевна, действующая на основании доверенности дов. от 31 июля 2020 года сроком действия по 31 декабря 2020 года без права передоверия другим лицам, с нарушениями, установленными сотрудниками Роспотребнадзора, не согласились.

По их утверждению, для проведения ремонтных работ, а именно, отделки потолков, стен в коридоре 1 отделения, в палатах 1 и 2 отделений, санитарной комнате 2 отделения, отделке потолков на медицинском посту 2-го отделения, Учреждением заключен договор с ИП ФИО11 на поставку строительных материалов на сумму 162 100 рублей, которые по договору поставлены.

В настоящее время на медицинских постах, в холлах коридоров и отделений, в палате № 12 1-го отделения мягкая мебель не используется.

Для обработки и дезинфекции постельных принадлежностей /матрацы, подушки, одеяла/, после выписки /смерти/ проживающих в Учреждении, с БУЗ УР «Сюмсинская РБ» заключён договор возмездного оказания услуг по дезинфекции белья от 17 августа 2020 года.

Кроме того, после изоляции и госпитализации получателя социальных услуг проводится заключительная дезинфекция - генеральная уборка.

Учреждением с ООО «Роса» заключены договоры на оказание услуг по обработке от коронавирусной инфекции от 30 октября 2020 года и от 26 октября 2020 года.

Также заключён договор с ООО «Мусороперерабатывающий завод «Удмуртвторресурс» по сбору, транспортировке, утилизации и/или обезвреживание отходов производства и потребления учреждения.

Для обеспечения филиала необходимым количеством рециркуляторов учреждением заключён договор с ООО «Прогресс» от 02 ноября 2020 года на поставку облучателей-рецикультиваторов медицинских ультрафиолетовых бактерицидных с передвижной опорой в количестве 7 штук и облучателей- рецикультиваторов медицинских ультрафиолетовых бактерицидных в количестве 56 штук.

Таким образом, филиал оснащён достаточным количеством рецикультиваторов для обеззараживания воздуха в палатах в присутствии проживающих.

Поэтому, по их мнению, ответственность в данном случае должна нести заведующая филиалом «Пижильский ПНИ», которая не проконтролировала своих подчинённых, не предприняла необходимых мер для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

При указанных обстоятельствах, представители учреждения просят принять во внимание характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих его вину обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, отсутствие негативных последствий, и поэтому, полагают возможным переквалифицировать действия с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и в итоге назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, по которой квалифицированы действия юридического лица.

Изучив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ /в редакции от 13 июля 2020 года/ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ст. 29 ФЗ № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с Уставом, Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать со своим наименованием, штампы, бланки. Учреждение считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права, несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством. Предметом деятельности учреждения является предоставление социальных услуг в объёмах, определённых перечнем социальных услуг, предоставляемых учреждением, в том числе страдающих психическими расстройствами, полностью или частично утратившим способность или возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать жизненные потребности. Учреждение оказывает гражданам, страдающим психическими расстройствами, психиатрическую помощь при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности. Основным видом деятельности является предоставление социального обслуживания в стационарной форме.

Нарушения санитарного законодательства произошли по вине Учреждения ввиду ненадлежащего контроля за соблюдением требований санитарного законодательства в части предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что представляет угрозу жизни и здоровью людей.

Таким образом, Учреждение допустило нарушение санитарного законодательства, за которое предусмотрена ответственность по части 2 ст. 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Учреждение имело возможность для соблюдения требований санитарного законодательства, но не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Вина юридического лица подтверждается настоящим протоколом от 27 ноября 2020 года, актом санитарно-эпидемиологического расследования № 18 от 27 ноября 2020 года Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува в отношении юридического лица; Актом санитарно-эпидемиологического обследования № 195/6 от 20 ноября 2020 года филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в городе Можге, копией журнала учета температуры получателей социальных услуг, фотографиями № 1-13.

Доказательств невозможности соблюдения Учреждением требований санитарного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, в территориальный отдел не представлено.

        Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность Учреждения, согласно ст. 4.2 КоАП РФ являются: полное признание своей вины, активное решение вопроса об устранении отмеченных нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.

Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 15-П «По делу о проверке конституционности частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ», в соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно п. 3.3 указанной статьи при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающей обязанностью государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, не подлежащих ограничению иначе как федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статьи 1 и 2; статья 55, часть 3).

Одной из основ федеративного устройства государства является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Определяя в этих целях предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция Российской Федерации устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 5, часть 3; статьи 71 и 72; статья 76, части 2 и 5).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, основываясь на Конституции Российской Федерации, закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 1.1).

Согласно части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях отнесено установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

С учетом указанного разграничения полномочий Российской Федерации и её субъектов в сфере законодательства об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с данным Кодексом (часть 1 статьи 4.1); при этом юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 2.10).

При привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, наказание налагается в виде предупреждения и (или) административного штрафа (части 2 и 3 статьи 3.2 КоАП Российской Федерации). Причем административный штраф, относящийся к числу основных наказаний, является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для юридических лиц законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях в размере, не превышающем одного миллиона рублей (часть 1 статьи 3.3, часть 1 статьи 3.5 КоАП Российской Федерации).

Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1).

В силу прямого указания Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1); при назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3).

Эти правила назначения юридическим лицам административного наказания в виде административного штрафа в размере менее его минимального размера распространяются при наличии необходимых обстоятельств и условий как на относительно определенные штрафы с установленным минимальным и максимальным их размером, так и на абсолютно определенные штрафы, установленные в твердом (фиксированном) размере.

Согласно п. 3.2 указанного Постановления, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации допускают возможность не более чем двукратного снижения минимального размера административного штрафа, составляющего для юридических лиц не менее ста тысяч рублей, благодаря чему предоставляют органам и должностным лицам административной юрисдикции действенное средство для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Данные нормы обеспечивают индивидуализацию административного наказания и фактически улучшают правовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 года N 1738-О).

Части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации были введены в него Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (пункт 3) с целью приведения положений этого Кодекса в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой отсутствие возможности назначения юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела соответствующей административной санкции в случае, если он имеет значительный размер, не позволяет, вопреки требованиям Конституции Российской Федерации, ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 31 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (постановления от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П; Определение от 14 мая 2018 года N 1114-О и др.).

Вместе с тем буквальное толкование оспариваемых заявителем норм допускает назначение юридическому лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа только в случае, если он предусмотрен соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП Российской Федерации.

При этом установление исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, и назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного за соответствующее деяние, во всяком случае остается прерогативой судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, т.е. возможность назначения административного штрафа с использованием оспариваемых норм не предопределяет обязанность следования соответствующего органа или должностного лица доводам лица, привлекаемого к административной ответственности, о наличии в его деле оснований для указанного снижения размера штрафа.

Таким образом, части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 55 (часть 3) и 72 (пункт "к" части 1), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования исключают возможность назначения юридическому лицу административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного законом субъекта Российской Федерации за совершение конкретного административного правонарушения.

Поэтому судья считает возможным с учётом изложенных обстоятельств, признать Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» /Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов, Республиканский ДИ/, филиал «Пижильский психоневрологический интернат», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание, с учётом положений части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Оснований для переквалификации действий юридического лица с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 63. КоАП РФ судья не усматривает, так и то, что не подлежит удовлетворению ходатайство представителей учреждения о привлечении к административной ответственности должностное лицо.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.7-29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Автономное стационарное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов», филиал «Пижильский психоневрологический интернат», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание с учётом положений части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня его получения участвующими по делу лицами, через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья: Н.В. Байгозин

Копия верна: Судья                Н.В. Байгозин

5-206/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
АСУ СО УР Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов филиал Пижильский ПНИ
Суд
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Байгозин Николай Вениаминович
Статьи

ст.6.3 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
sumsinsky--udm.sudrf.ru
30.11.2020Передача дела судье
30.11.2020Подготовка дела к рассмотрению
07.12.2020Рассмотрение дела по существу
09.12.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
09.12.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
12.12.2020Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
23.12.2020Вступление постановления (определения) в законную силу
26.01.2021Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее