Дело № 2а-296/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2018 года город Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.,
при секретаре Рогальской И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Егорову Сергею Валерьевичу о взыскании задолженности по налогу и пени
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия обратилась с административным иском о взыскании с Егорова С.В. задолженности по транспортному налогу и пени, а также по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений.
В обоснование административных исковых требований МИ ФНС России № 5 по РК указывает, что Егоров С.В. имеет в собственности объекты налогообложения, по состоянию на дату составления административного искового заявления ответчик имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, пеней в размере 4917 руб. 96 коп.. В связи с тем, что ответчик не исполнил обязанность по уплате налога и пени, МИ ФНС России №5 по РК просит взыскать с Егорова С.В. задолженность по транспортному налогу в сумме 4470 руб. 00 коп. и пени в сумме 446 руб. 83 коп., пени в размере 1 руб. 13 коп. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений.
В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № 5 по РК не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Егоров С.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен. Просил дело рассмотреть в его отсутствие, применить срок исковой давности.
Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.
В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст.57 Конституции РФ, п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями ст.48 Налогового кодекса РФ.
Из материалов дела усматривается, что за административным ответчиком зарегистрировано транспортное средство – автомобили <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты>, <данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты>. При этом, обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год Егоров С.В. не исполнил, в связи с чем у него образовалась задолженность по транспортному налогу в сумме 4470 руб. 00 коп. и пени в сумме 446 руб. 83 коп.. Также не оплачены пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 1 руб. 13 коп.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст.69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из положений ст. 75 НК РФ пени (денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки) начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
В соответствии с действующим законодательством административным истцом было направлено в адрес Егорова С.В. налоговое уведомление о необходимости уплаты транспортного налога. Обязанность налогоплательщика по уплате налога в срок до 01.10.2015 не исполнена. В связи с наличием задолженности налогоплательщику в соответствии со ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ было направлено почтой требование от 06.11.2015 № 4547 об уплате транспортного налога и пени со сроком погашения до 16.03.2016 года. Однако в добровольном порядке требование должником не исполнено.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 30 марта 2018 года, то есть с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного ч.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд МИ ФНС России № 5 по Республике Карелия не заявлено.
МИ ФНС России № 5 по РК является юридическим лицом, территориальным органом исполнительной власти, профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Кроме того, требования о взыскании недоимки заявлены налоговым органом впервые только 30.03.2018 года, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган к мировому судье судебного участка Питкярантского района РК не обращался. Каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока налоговый орган в своем административном исковом заявлении не привел.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе МИ ФНС России № 5 по РК в удовлетворении административных исковых требований к Егорову С.В. о взыскании задолженности по налогу и пени в связи с пропуском установленного законом срока подачи заявления в отсутствие уважительных для этого причин.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Егорову Сергею Валерьевичу о взыскании задолженности по налогу и пени, отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина