Дело № 2-791/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Шибаковой Т.А.,
при секретаре Хозяиновой Л.И.,
с участием представителя ГУ-УПФР в г. Сосногорске (межрайонного) Рочевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске 10 августа 2017 года гражданское дело по иску Беляевой ВА к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске (межрайонному) о включении в периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,
установил:
Беляева В.А. обратилась в суд с указанным иском к ГУ-УПФР в г.Сосногорске (межрайонному), указав, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии, ДД.ММ.ГГГГ фиксированная выплата к пенсии за работу в районах Крайнего Севера пересчитана в соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которой лицам проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст.16 Закона. С ДД.ММ.ГГГГ указанная выплата уменьшена ответчиком в связи с исключением из северного стажа периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что указанные периоды включены в стаж для назначения пенсии, а до ДД.ММ.ГГГГ включались в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии.
Не согласившись с решением УПФР в г. Сосногорске, Беляева В.А. обратилась с настоящим иском.
Истец и ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ранее в судебном заседании на иске настаивали в полном объеме.
Представитель ответчика Рочева О.И. против иска возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
С учетом надлежащего извещения и в соответствии с требованиями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19 и ч.1 ст.55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015, далее - Закон №173-ФЗ) указано, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.28 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Федеральный закон от 01.12.2007 №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (абз. 1 и 2 подп. «а» п.1 ст.1) дополнил ст.14 названного Закона п.4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно п.7, п.11 ст.14 Закона №173-ФЗ лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенном размере.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районе Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
Данная социальная гарантия для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в форме повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии сохраняется и на момент рассмотрения спора, что обусловлено положениями ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующего с 01.01.2015, далее - Закон №400-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.17 Закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной ч.ч. 1 и 2 ст.16 данного закона.
Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное ч.4 ст.17 Закона №400-ФЗ, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица (ч.12 ст.17 Закона).
Согласно ч.8 ст.18 Закона №400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в РКС и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в РКС и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных данным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.23 Закона №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Беляевой В.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением работы не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях как женщине, родившей двух детей, по достижении возраста 50 лет, имеющей страховой стаж не менее 20 лет, на основании подп.2 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФР в г. Сосногорске (межрайонного) № страховой стаж истца определен в <данные изъяты>; специальный стаж - в <данные изъяты>.
Для определения права на пенсию ответчиком учтены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Беляева В.А. обратилась за перерасчетом досрочной трудовой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Расчетом стажа определено, что у истца имеется страховой стаж <данные изъяты> стаж работы в районах Крайнего Севера для права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии <данные изъяты> с учетом периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ истцу произведен перерасчет.
Факт работы истца в районах Крайнего Севера ответчиком не оспаривается.
Как следует из записи на распоряжении ответчика о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в районах Крайнего Севера учтен период ухода за детьми. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ошибка, допущенная при перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, устранена, с ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии приведен в соответствие с действующим законодательством.
Письмом ГУ-УПФР в г.Сосногорске (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № истцу дано разъяснение о порядке установления фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в повышенном размере, а также указано, что стаж работы в районах Крайнего Севера составляет менее требуемых 15 календарных лет (<данные изъяты>), в связи с чем не имеется оснований для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ из периодов работы истца в районах Крайнего Севера исключены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П определено, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Вместе с тем, в п.2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Кроме того, как следует из содержания Постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 №8-П по делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.1 и ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-О, Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 №2-П (п.3.3), если гражданин приобрел какие-то пенсионные права в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться этими приобретенными правами при назначении пенсии даже в том случае, если на момент такого назначения эти акты формально утратили силу и действует новое законодательство.
Изложенное согласуются с правовой позицией, указанной в п.п. 14, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Таким образом, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
Отсутствуют какие-либо основания для различного исчисления специального стажа при оценке права на досрочное назначение трудовой пенсии Беляковой В.А. и права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Положения п.7 ст.14 Закона №173-ФЗ, а также ч.4 ст.17 Закона №400-ФЗ каких-либо особых правил исчисления стажа в целях оценки соответствующих прав не содержат, а по общему правилу время нахождения в отпусках по уходу за детьми подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера. Суждения ответчика, направленные на иное толкование норм закона, являются неправильными и не могут приниматься во внимание.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Беляева В.А., находясь в отпуске по уходу за ребенком в спорные периоды, исходя из действующего в тот период законодательства, могла рассчитывать на правовые последствия именно такого исчисления стажа, который имел место до решения ГУ-УПФР в г. Сосногорске (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку с учетом включения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, стаж Беляевой В.А. дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с п.4 ст.17 Закона №400-ФЗ, составляет более <данные изъяты> лет, у истца возникло право на перерасчет размера фиксированной выплаты.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сосногорске (межрайонное) включить Беляевой ВА периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающий право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», установить Беляевой ВА повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с последующими повышениями на соответствующие индексы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ, произвести Беляевой ВА перерасчет пенсии в связи с установлением повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15.08.2017.
Председательствующий Т.А. Шибакова
Верно: судья