Дело № 2-711/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 19 апреля 2013 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Рублевой Н.В.,
с участием ст. помощника Соликамского городского прокурора ФИО2,
представителя администрации Соликамского муниципального района ФИО4, действующей на основании доверенности от <дата> №,
при секретаре судебного заседания Малтабар И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Соликамского городского прокурора о признании недействующим постановления администрации Соликамского муниципального района № от <дата> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях»,
установил:
Соликамский городской прокурор (далее прокурор) обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации Соликамского муниципального района № от <дата> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях» (далее постановление), указывая, что Соликамской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением федерального законодательства изучен нормативный правовой акт – оспариваемое постановление, которое противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем <дата> в адрес администрации Соликамского муниципального района внесен соответствующий протест, <дата> заместителем главы района в удовлетворении протеста отказано. Прокурор считает, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с данным Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 года № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. В данном перечне отсутствует такая услуга, как предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях.
Абзацы 25 и 30 п. 5.1 Административного регламента, предусматривающие наличие в заявлении об обжаловании наименования органа, в который направляется заявление, либо Ф.И.О. должностного лица, либо наименование должности, личной подписи и даты подачи обращения, противоречат ч. 5 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой отсутствуют указанные требования к заявлению.
Абзацы 33-40 п. 5.1 Административного регламента, предусматривающие основания для отказа в рассмотрении жалобы; основания, согласно которых ответ на письменное обращение не дается, являются незаконными и подлежат отмене, поскольку в ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечислены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы. Указанная статья не содержит оснований для отказа в рассмотрении жалобы, а также оснований, при которых заявителю не дается ответ на его письменное обращение. Указанные основания предусмотрены в ст. 11 Федерального закона от 02.05. 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Абзац 41 пункта 5.1 Административного регламента, определяющий возможность продления срока рассмотрения обращений граждан на срок не более чем на 30 рабочих дней с момента регистрации такого обращения, является незаконным и противоречит федеральному законодательству, а именно п. 6 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Однако до принятия оспариваемого нормативного правового акта его независимая экспертиза не проводилась, то есть нарушена процедура принятия нормативного правового акта.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор на доводах заявления настаивает, просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление администрации Соликамского муниципального района № от <дата> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях», поскольку данный нормативный правовой акт затрагивает и ущемляет права и интересы неопределенного круга лиц, то есть права лиц, проживающих на территории муниципального образования – Соликамский муниципальный район.
Представитель администрации Соликамского муниципального района ФИО4, действующая на основании доверенности, с заявлением не согласна, поддерживает доводы, изложенные в отзыве на заявление №), согласно которых постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> № утвержден Перечень муниципальный услуг, предоставляемых муниципальными образовательными учреждениями Соликамского муниципального района, в оспариваемом прокурором постановлении утвержден административный регламент, который определяет стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги, основные показатели качества, стандарт предоставления услуги является обязательным требованием выполнения муниципального задания, объектом контроля выступает степень выполнения муниципальными образовательными учреждениями муниципального задания на оказание муниципальных услуг, согласно статье 11 ФЗ № 210, муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг, формирование сведений о муниципальных услугах (функциях), предоставляемых для размещения органами местного самоуправления, структурными подразделениями администрации, муниципальными учреждениями Соликамского муниципального района, ответственными за организацию предоставления муниципальной услуги (реализацию функции) производится на основании административных регламентах предоставления муниципальных услуг (реализации функций) и стандартов предоставления муниципальных услуг, постановлением администрации Соликамского муниципального района от <дата> № внесены изменения в соответствии с главой 2.1 Федерального закона № 210-ФЗ, для проведения независимой экспертизы проект административного регламента был размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Соликамского муниципального района, заключение независимой экспертизы не поступило, что не препятствовало проведению экспертизы уполномоченным органом и последующему утверждению административного регламента администрацией Соликамского муниципального района.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В судебном заседании установлено, что <дата> главой администрации Соликамского муниципального района издано постановление № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных учреждениях». Постановление обнародовано путем размещения в администрации, в поселениях, в библиотеке.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Довод представителя администрации Соликамского муниципального района о том, что перечень муниципальных услуг, предоставляемых на территории Соликамского муниципального района, сформирован, исходя из вопросов местного значения органа местного самоуправления муниципального района, определенных ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а согласно пункту 11 указанной статьи, к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, организация предоставления соответствующего вида образования на территории муниципального района, суд не может принять во внимание как основание к отказу в удовлетворении заявления.
Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 года № 729-р утвержден перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме. В данном перечне отсутствует такая услуга, как предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. В соответствии с пунктом 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросом местного значения муниципального района является организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Таким образом, органы местного самоуправления Соликамского муниципального района непосредственно не предоставляют какой-либо вид образовательной деятельности, а осуществляют организацию предоставления образовательной деятельности, поскольку в соответствии со ст. 32 ч. 2 п. 15 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» осуществление образовательного процесса относится к компетенции образовательного учреждения, предоставление образовательных услуг четко регламентировано на федеральном уровне, оспариваемый нормативный правовой акт принят по вопросам, не отнесенным к компетенции органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает, что постановление администрации Соликамского муниципального района № от <дата> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также дополнительного образования детей» не соответствует действующему федеральному законодательству, что влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, то есть права лиц, проживающих на территории муниципального образования – Соликамский муниципальный район.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Соликамского городского прокурора удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление администрации Соликамского муниципального района № от <дата> «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования в образовательных муниципальных учреждениях» со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме <дата>.
Судья Н.В.Рублева