Именем Российской Федерации
22 июля 2013 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Н.В. Гладких,
при секретаре Е.А. Городиловой,
с участием представителя заявителя- Мишкиной О.О., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица- Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района Пермского края – Зотиной Т.Б., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица Главы Хохловского с/поселения- Ведерникова В.Е., действующего на основании Устава, представившего удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мишкина Д.А. к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить схему расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Мишкин Д.А. обратился с требованием о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района от 20.05.2013г. № 327з-4 в предоставлении ему в аренду земельного участка для целей не связанных со строительством, из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для туристско-рекреационной деятельности по адресу: <адрес>; возложении обязанности на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района выдать утвержденную схему расположения испрашиваемого земельного участка.
В обоснование своих требований указал, что 28.03.2013г. им было подано заявление в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью <данные изъяты> кв.м. для туристско-рекреационной деятельности по адресу: <адрес>. 20.05.2013г. в его адрес поступило письмо от Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об отказе в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду с приложением протокола заседания Комиссии по земельным отношениям. Причиной отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка указана ст.6 Водного кодекса РФ (береговая полоса) и п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (территория общего пользования). Считает данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим его права на приобретение испрашиваемого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок не входит в береговую линию водного объекта общего пользования (береговую полосу), что подтверждается схемой испрашиваемого земельного участка и заключением кадастрового инженера. Кроме этого, в протоколе Комиссии по земельным отношениям и в ответном письме Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района не указано в каком именно месте и какая конкретно площадь испрашиваемого земельного участка попадает в береговую линию водного объекта общего пользования. Помимо этого на территории <адрес> отсутствуют какие-либо ограничения в использовании земельных участков для туристско-рекреационной деятельности, установленные в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Кроме того, береговые полосы водных объектов общего пользования могут включаться в состав зон рекреационного назначения, что предусмотрено ст.35 Градостроительного кодекса РФ.
Заявитель Мишкин Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя Мишкина О.О. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица- Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Зотина Т.Б. с заявленными требованиями не согласна, в судебном заседании пояснила, что Мишкину Д.А. оказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что земельный участок входит в береговую полосу водного объекта, согласно сообщению главы администрации Хохловского с/поселения, и является местом отдыха местных жителей, поэтому ему не выдавалась схема расположения земельного участка.
Представитель заинтересованного лица- глава Хохловского с/поселения Ведерников В.Е., с заявленными требованиям не согласен, в судебном заседании пояснил, что он визуально осмотрел испрашиваемый земельный участок и рулеткой измерил расстояние от границы земельного участка до обрыва, что составило максимум 29 метров и минимум 20 метров в самом узком месте. В этом месте примерно по одному метру берег рушится ежегодно. Средний уровень воды на протяжении весенне-летнего периода держится внизу по краю обрыва, к марту-апрелю вода уходит примерно на 100-150 метров. Участок, который просит заявитель, подпадает под зону обрушения и через три-четыре года его может не быть, поэтому строительство на данном участке запрещено. Берегоукрепление этого участка предусмотрено, однако на это нет денежных средств. Генеральный план Хохловского с/поселения в настоящее время не утвержден, однако прошел процедуру публичных слушаний, и согласно этого плана испрашиваемый земельный участок не подпадает под туристско-рекреационную деятельность, а относится к прочим землям (луга, пастбища, сенокосы).
Заинтересованное лицо - Камское бассейновое водное управление своего представителя в судебное заседание не направил, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием
Судом установлено, что Мишкин Д.А. обратился 28 марта 2013года в Администрацию Пермского муниципального района Пермского края с письменным заявлением, в котором просил предоставить ему в аренду сроком на три года земельный участок ориентировочной <данные изъяты>, для целей, не связанных со строительством, для туристско-рекреационной деятельности, расположенный по адресу: <адрес>, предоставил копию паспорта, выкопировку земельного участка, копию ИНН (л.д.6-7).
На основании ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствие с Положением о Комитете имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, утвержденном Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 23.08.2007года № 561 ( в ред. Решений Земского собрания Пермского муниципального района от 31.01.2008г. № 621, от 29.01.2009г. № 756, от 04.06.2010г. № 81, от 24.03.2011г. № 159), Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (Комитет) является функциональным органом администрации Пермского муниципального района, осуществляющим управление и распоряжение объектами недвижимости и имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в пределах своей компетенции (п.1.1); Комитет является юридическим лицом (п.1.6). Основными задачами Комитета являются: …эффективное управление земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (п.2.1). В целях выполнения возложенных на Комитет задач Комитет в установленном порядке выполняет следующие функции: выступает арендодателем муниципального имущества и заключает договоры аренды (п.2.2.6); управляет земельными участками, находящимися в собственности Пермского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, подготавливает правовые акты администрации Пермского муниципального района в области предоставления, изъятия и распределения земель (п.2.2.45). Разрабатывает проекты правовых актов администрации муниципального района по следующим вопросам: уточнение местоположения, разрешенного использования, конфигурации, обременений, а также отнесение и (или) установление категории земельных участков; формирование земельных участков (п.2.2.46); подает заявки на постановку земельных участков на государственный кадастровый учет (п.2.2.48); осуществляет подготовку и выдачу актов выбора (согласования) земельных участков (п.2.2.50); осуществляет учет входящих заявлений от физических и юридических лиц, составляет архив документации (п.2.2.52); утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории Пермского муниципального района (п.2.2.61). Комитет имеет право от имени муниципального района осуществлять права собственника: заключать договоры купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в собственности Пермского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.3.1.5). Комитет имеет право выступать Арендодателем земельных участков и заключать договоры купли-продажи земельных участков (п.3.2.18) (л.д.22-35).
Таким образом, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, является уполномоченным органом, на который возложена обязанность по решению вопроса о предоставлении земельных участков в собственность, либо в аренду.
Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, 15.04.2013г. направлен запрос главе Хохловского с/поселения с просьбой предоставить информацию о возможности формирования испрашиваемого земельного участка и согласованную схему расположения (выкопировку) (л.д.38).
Согласно сообщению главы администрации Двуреченского с/поселения от 22.04.2013г. № 446, для формирования испрашиваемого земельного участка нет возможности, так как земельный участок полностью расположен в 20-ти метровой береговой полосе и является местом отдыха жителей <данные изъяты> (л.д.39).
Письмом от 20.05.2013 г. № 450з Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района сообщил Мишкину Д.А. о том, что ему отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для туристско-рекреационной деятельности решением Комиссии по земельным отношениям от 26.04.2013г., в связи с тем, что имеются ограничения по использованию земельного участка, находящегося в водоохраной зоне, совмещенной с прибрежной защитной полосой и береговой полосе Камского водохранилища, в соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ и п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ (л.д.8,9, 36, 37).
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристикам земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 11.1 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании положений ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с абз. п. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29 утверждено Положение «О порядке предоставления незастроенных земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством».
Согласно п. 1.8 Положения, критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются:
- соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с землеустроительной, градостроительной и проектной документацией;
- соответствие заявленных целей использования земельного участка виду разрешенного использования;
- наличие (отсутствие) преимущественного права или исключительного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.4 Положения в 10-дневный срок со дня регистрации заявления уполномоченный орган в сфере градостроительства и архитектуры осуществляет подготовку и направление председателю комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района заключения.
Заключение уполномоченного органа в сфере градостроительства и архитектуры должно содержать следующие сведения:
- о том, что земельный участок не подлежит застройке согласно документации по планировке территории или ранее разработанной градостроительной документации;
- об ограничениях, налагаемых на территорию;
- о соответствии размера земельного участка заявленным целям;
- о возможности формирования земельного участка в одной территориальной зоне.
Согласно п. 2.6. Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом « О государственном кадастре недвижимости".
Из п. 2.7 Положения следует, что Администрация Пермского муниципального района в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образования, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).
Согласно ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Из ст.28 ЗК РФЫ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно ст. 6 Водного кодекса РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной Водным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров (ч. 6). Береговая полоса болот не определяется (ч. 7). Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно их использовать для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2).
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в 20-ти метрах о уреза воды Камского водохранилища и высотной отметки подпорного уровня 109,37 м.., что подтверждается заключением кадастрового инженера Гориной В.В. к топографическому плану земельного участка, планом земельного участка, в котором подробно указаны координаты расположения земельного участка (л.д.10,11).
Согласно дополнительному заключению к топографическому плану земельного участка, в процессе выполнения кадастровых работ была проведена топографическая съемка земельного участка 11.06.2013г. При проведении топографической съемки земельного участка было установлено, что граница земельного участка установлена на расстоянии 20-ти метров от уреза воды Камского водохранилища и высотной отметки нормального подпорного уровня 109,37м. Нормальный подпорный уровень- это высший подпорный уровень, который плотина может поддерживать в течение длительного времени при обеспечении нормальной эксплуатации всех сооружений. Это наивысший проектный уровень верхнего бьефа, выше которого подъем уровня в водохранилище, как правило, не разрешается. То есть он устанавливается на уровне многолетних наблюдений и от сезонности не зависит. Можно сделать вывод, что формирование земельного участка в границах, отображенных на топографическом плане земельного участка не противоречит законодательству РФ.
Заключение и дополнительное заключение подготовлено специалистом Гориной В.В., имеющей лицензию на осуществление геодезической деятельности (фамилия до брака-Козлова) (л.д.12, 13, 15), поэтому не доверять заключению геодезиста нет оснований.
Согласно сообщению Камского бассейнового водного управления (Камское БВУ), по данным филиала ОАО «РусГидро»-«Камская ГЭС» уровень верхнего бьефа Камского водохранилища 11.06.2013г. составлял 108,54 м.абс.БС.
Таким образом, береговая полоса до границы испрашиваемого земельного участка в соответствии с положением ст. 6 Водного кодекса РФ составляет 20 метров.
В опровержение данных обстоятельств заинтересованными лицами не предоставлено достоверных доказательств. Доводы главы Хохловского с/поселения, что земельный участок полностью находится в 20-ти метровой береговой полосе, доказательствами не подтвержден и опровергается представленными заявителем доказательствами.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п.11 ст.35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);
Суд считает, что факт отнесения земельных участков к местам общего пользования не является препятствием для предоставления земельного участка в аренду для целей не связанных со строительством. Этап утверждения схемы расположения земельного участка предполагает выявление всевозможных ограничений, существующих на спорной территории, информация о которых должна быть отражена на схеме расположения земельного участка и в соответствующем распорядительном документе уполномоченного органа.
Обстоятельства, приведенные Комитетом в качестве оснований отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, не являются препятствием для формирования земельного участка путем утверждения и выдачи схемы его расположения на кадастровом плане соответствующей территории.
Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, урегулирован положениями статьи 34 ЗК РФ, Положением «О порядке предоставления незастроенных земельных участков гражданам для целей не связанных со строительством», утвержденном решением Земского собрания Пермского муниципального района от 25.12.2009г. № 29..
В соответствии с указанной нормой утверждение схемы расположения земельного участка осуществляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости, с учетом документов планировки территории, градостроительного зонирования, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и иных предусмотренных действующим законодательством документов, и связано с последующим разрешением уполномоченным органом по распоряжению такими земельными участками вопроса о возможности или невозможности предоставления земельного участка для заявленных целей.
При этом обязанность органа местного самоуправления утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории не ставится в зависимость от наличия оснований для предоставления земельного участка заявителю. Совершение указанных действий рассматривается в качестве юридической обязанности. Утверждение схемы является этапом предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в рамках которого проводится, в том числе, формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории.
Вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка, должен быть разрешен уполномоченным органом после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, в которой отражаются всевозможные ограничения, существующие на спорной территории, в том числе охранные зоны.
Анализируя доказательства в совокупности, суд считает требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района от 20.05.2013г. за № 2372з-4 в предоставлении Мишкину Д.А. в аренду земельного участка с разрешенным использованием для туристско-рекреационной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на Комитет имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района обязанность по рассмотрению вопроса о выдаче Мишкину Д.А. утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровом квартале соответствующей территории.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда Н.В. Гладких
СПРАВКА
Мотивированное решение изготовлено 01 августа 2013года
Судья Гладких Н.В.